Рубен Манукян

Биография

Рубен Сосович Манукян (1940) — армянский художник.

Заслуженному художнику Рубену Манукяну исполнилось 75. Юбилей он отметил небольшой, но очень емкой и красивой выставкой в родном городе.

Рубену сразу же, как только он ступил на тропу искусства, удалось разобраться в себе и обозначить свои приоритеты. Редкий случай. Впрочем, это не означает, что ему были неизвестны сомнения, колебания и постоянные поиски. Было все, но главный путь он обозначил и следовал все годы творчества — более полувека. Приоритетом же для художника стало оптимистичное восприятие действительности.

От природы улыбчивый, а улыбка — это отражение внутреннего мира и характера, он сделал “улыбчивость” едва не главным критерием своего художнического “Я”.

Начало его творческой биографии типично для многих армянских художников. Собственно, особых вариантов в то время почти не было. Училище им.Терлемезяна, затем Художественно-театральный институт дали крепкую профессиональную основу. Дальнейшее полностью зависело от самого Рубена.
Еще во время учебы в училище случилось, не важно как, событие, может, не очень-то и заметное на первый взгляд, но, как оказалось, определяющее: Рубен стал работать в газете “Авангард”, которая являлась идеологическим рупором для молодежи. В газете он проработал целых 18 лет в качестве художника. Оставалось сделать один шаг к книжной иллюстрации. И этот шаг был сделан. Причем уверенный. Рубен облюбовал ту нишу в искусстве книжного оформления и иллюстрации, которая наиболее подходила складу его характера и умению смотреть и видеть жизнь. За четверть века он создал сотни иллюстраций к произведениям детской литературы, в первую очередь к сказкам, и стал одним из лучших в этой области. Он выжимал из текстов прежде всего искорку юмора и забавной привлекательности. “Я старался, чтобы ребенку было весело, — говорит Рубен, — чтобы ему было что рассматривать”.

Можно смело сказать, что все картинки, сделанные им, действительно повышают настроение детей: они красочны и остроумны, в них множество забавных деталей — очень интересно. Главное — всегда ощущается армянский дух и рука армянского художника. Большая часть книг, иллюстрированных Рубеном, была издана в Ереване, что в те советские годы было большим испытанием для художника: армянские полиграфисты, как правило, сильно искажали цвет, иногда даже неузнаваемо.

Значительно лучше выглядели книги с его иллюстрациями, выпущенные за рубежом, в частности немало их было издано в Бейруте, включая “Азбуку” для армянских школ. О высоком качестве и достоинствах его иллюстраций свидетельствует хотя бы сборник сказок народов мира, вышедший в США, где каждую сказку оформил национальный художник. Армянская сказка, увиденная Рубеном Манукяном, — одна из наиболее интересных и характерных.

И тем не менее его фатальная страсть — живопись. Тут он опять же ясно обозначил свои границы: это прежде всего радужно расцвеченная живопись, часто декоративная. “Не люблю грустных, трагических тем” — вот его кредо, абсолютно приемлемое. И понятное. Даже в драматическое время — начало 90-х годов, когда суверенная Армения пережила войну и кризис энергоресурсов со всеми вытекающими последствиями, — Рубен сохранил удивительную выдержку и твердость характера. Он не поддался тяготам быта, как очень многие его коллеги, не стал заниматься мазохистическим философствованием, а продолжил рисовать красивые (не будем бояться этого слова) пейзажи, портреты, натюрморты.

В легкие-нелегкие советские годы Рубен по необходимости как профессионал брался за любую художественную работу. Например, за создание сюжетных работ по договору с Министерством культуры. Тематические произведения тех лет принято сильно бранить, но они позволяли художникам проявить себя, выбрав из длинного списка то, что представлялось им близким и интересным. Так, к 60-летию советской Армении Рубен выполнил большую композицию “Майское восстание”, посвященную известным событиям 1920 года. Он избежал пропагандистского пафоса и ограничился изображением бегущей девушки с куском красной ткани в руках. Собственно же “борьба”, то есть “восстание” — это несколько весьма условно вооруженных людей на заднем плане. Всего лишь.
“В любой теме, предлагаемой в те годы, можно было найти одну-единственную, созвучную характеру и мыслям художника, ту, что была ему интересна”, — считает Рубен.

По договорам в соавторстве он выполнил несколько монументальных росписей и мозаик в общественных помещениях вне Армении. Параллельно Рубен всегда работал для души, не стесняя себя какими-либо рамками. Его яркие светящиеся изнутри картины, регулярно появлялись на выставках в Армении и в армянских экспозициях за рубежом.

В 1992 году Рубен Манукян впервые устроил выставку своих работ за рубежом — во Франции. Через год его картины увидели во Фрезно, а потом в Лос-Анджелесе. Выставки имели успех, в том числе и коммерческий. И совсем не случайно. Картины Рубена очень привлекательны, рассчитаны на домашние и общественные интерьеры. Переехав в 2005 году в США, Рубен смог разобраться в требованиях тамошнего зрителя, а следовательно, потребителя искусства. К счастью, ему не пришлось меняться, не пришлось перестраиваться под вкусы американцев или вкусы соотечественников — он пришелся ко двору. Работы, созданные в Армении или в Штатах, мало отличаются по своей стилистике, по подходу. Впрочем, надо признать, ему — хочешь-не хочешь — надо было некоторое время смотреть и изучать тамошних художников, особенно калифорнийских. “У них прекрасная техника, много виртуозов живописи. Но часто слишком все вылизано. Я заметил: есть люди, годами, десятилетиями рисующие одни и те же сюжеты. Все это не для меня. Совершенно чуждо. Я хочу быть верен себе и мою армянскость трудно вывести. Вот Аршил Горки, он ведь остался насквозь армянским, даже в своих абстракциях”, — убежденно говорит Рубен. И действительно, его работы нравятся далеко не только армянам, но и американцам с их любовью к тем или другим цветам.

Кроме композиций с изображением женщин, пропитанных летним многоцветием — они, как правило, вписаны в трепещущую природную ауру, — Манукян любит пейзажи. В одних случаях они приближены к натуре, в других — весьма условны. Декоративная условность превалирует, так что изучать “географию” по его работам невозможно. Впрочем, его это не волнует: главная задача — доставить удовольствие глазам, уму и сердцу. Что немаловажно особенно для людей, пребывающих в стрессовом состоянии. Такую же цель он преследует, рисуя натюрморты, в основном цветы, с каким-либо предметом — кувшином, бутылкой. Он конструирует крепкие композиции, полные глубокого насыщенного цвета, едва ли не источающие аромат цветов и плодов, растворенных в теплом густом воздухе. Многим работам Рубена свойственна “витражность” и, кажется, нужно лишь небольшое усилие и он попробует себя в стекле и свете.

В 2000 году неожиданно даже для себя он обратился к абстрактной живописи. Впрочем, она не была ему совершенно чужда. Много женские типажи Рубена оказывались в абстрактно-условной среде. И все же почему именно абстракция? Объясняет просто, без лишнего философствования. “Приходит день, когда хочется чистой живописи. Просто игры с формами и цветом, не усложненной видимым сюжетом и содержанием, но так, чтобы было интересно смотреть”, — так считает художник. И тем не менее в подобных его работах, в каждой из них есть какая-то изюминка. То ли это цвет, то ли форма. А вообще в каждой бьется пульс и, может, нерв. Все это понятно. Однако самым неожиданным для Рубена стало то, что с его выставки в Америке в AGBU (2010) приобрели прежде всего абстрактные работы, при том что были представлены и сугубо армянские картины, и многое другое. Лишнее доказательство того, что люди далеко не всегда желают заморачиваться на сюжетах и всяких подтекстах. Многие хотят видеть именно привлекательное сочетание форм и красок.

* * *
“Рисование — трудное дело. Я стараюсь работать так, чтобы не было стыдно. Не всегда получается. Иногда кладешь краску, стараешься, скребешь, снова прорисовываешь — не получается, хоть плачь. Так тоже бывает. Главное — преодолеть себя”.

Рубену Манукяну удается преодолеть себя. Об этом свидетельствует его живопись — мажорная, вселяющая оптимизм и радость. И еще: он при любых обстоятельствах остается истинно армянским художником. И каждый год надолго возвращается в Ереван.

Радужный мир Рубена Манукяна

Картинки

Сказки
Рубен Манукян «Сказки»
Название Сказки
Автор Ованес Туманян
Иллюстратор Рубен Манукян
Год издания 1985
Издательство Советахан грох

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс