Константин Павлович Ротов (1902-1959) — художник-график, карикатурист, иллюстратор книг.
Родился в семье донского казака. Окончил Ростовское художественное училище. В 1916 году в петроградском журнале «Бич» были опубликованы его первые карикатуры. В 1921 году поступил на графический факультет Петроградской Академии, но затем переехал в Москву, где начал печататься в популярных изданиях — «Крокодиле», «Правде», «Гудке», «Прожекторе», «Огоньке», «Смехаче» и многих других.
В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Нью-йоркской выставке.
Проиллюстрировал множество книг — «Про гиппопотама» С.Маршака, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, «Дом переехал» Агнии Барто, «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и другие.
В 1940 году был арестован по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти и был сослан в Соликамск. Вышел на свободу в 1948 году. В лагере работал художником, большое количество его картин хранятся сегодня в Соликамском краеведческом музее. После освобождения жил в городе Кимры, но вскоре без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в поселок Северо-Енисейский Красноярского края, где работал художником в рабочем клубе.
Был полностью реабилитирован в 1954 году. Возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник».
«Мало можно назвать художников, которые были бы равны Ротову в богатстве юмористической выдумки и в умении придать ей изящную, отточенную, не боюсь сказать, виртуозную графическую форму.
В волшебной лёгкости ротовского искусства было что-то моцартовское. Однако вряд ли в ком-нибудь из художников-коллег это рождало тёмную зависть, подобную той, что терзала душу Сальери. Прежде всего потому, что все очень любили Константина Павловича — милого, скромного, застенчивого. И потом все очень хорошо знали, сколько упорного, самозабвенного, усидчивого труда вкладывал Ротов в свои «легко сделанные» работы. Но трудился он так вдохновенно и весело, с таким увлечением и удовольствием, что рисунки его рождались так же просто н естественно, как рождаются звонкие трели пригретой солнцем певчей птицы.
Ему весело работалось. И весело было смотреть на его работы.
Удивительный природный вкус и безошибочное художественное чувство меры оберегали Ротова от сатирического «пересола», который подчас вредит работам весьма талантливых рисовальщиков. Ротов никогда не уродовал людей, не окарикатуривал их до кретиноподобного обличья, а очень точно, с наблюдательностью весёлой н неопровержимой, беззлобно, но метко подчёркивал их смешные стороны. Ротовский юмор становился увеличительным стеклом, выпукло и чётко выявлявшим комический элемент любой жизненной ситуации.
Зрительная память Ротова была изумительна. Достаточно было ему мельком взглянуть на любой предмет, чтобы безошибочно перенести его потом в рисунок, и притом не копируя натуралистически, а в забавном стилизованном обобщении. Особую прелесть придают ротовским рисункам щедро рассыпанные в них приметы времени, сохраняющие атмосферу и неповторимый колорит эпохи».
(с) Борис Ефимов
Купить книги с иллюстрациями Константина Ротова
Три поросенка | Проказник Пупс | Чудо-кровать | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Три поросенка
|
Название Проказник Пупс
|
Название Чудо-кровать
|