Григорий Филипповский

Биография

Григорий Филипповский (1909-1987) — художник, график, книжный иллюстратор.

Родился в Минске. Обучался во ВХУТЕМАСе, во время обучения на третьем курсе дебютировал как художник в журнале «Красная нива». Вскоре проиллюстрировал свою первую книгу — «Три цвета времени» А.Виноградова.

Работал художником в издательстве «Академия». В 1938 году издательство ликвидировано, художник был арестован и сослан в Коми АССР. В заключении продолжил художественную деятельность, рисовал стенгазеты, портреты, оформлял декорации. С началом войны работал чертежником, писал шрифты, рисовал лозунги и плакаты. В 1944 году был принят на работу в Сыктывкарский театр.

В 1947 году Филипповский вернулся в Москву и вплотную занялся книжной иллюстрацией. Проиллюстрировал произведения Бальзака, Флобера, Мольера, Диккенса, Короленко, Золя и многих других авторов. Сотрудничал с журналами «Вокруг света», «Огонек», «Знание-сила», «Пионер».

Семья Григория Филипповского не имела никакого отношения к искусству, Божий дар не явился наследным достоянием. Однако художественные склонности проявились довольно рано и с такой силой, что о призвании подростка ни у кого не возникало двух мнений. Он стал студентом ВХУТЕМАСа. Правда, через какое-то время был отчислен за непосещение занятий, но до этого момента успел получить необходимые знания. На рубеже 1920-1930-х годов жил в Москве, снимал комнату, ежедневно обходя издательства и везде получая отказ.

Решающую роль в судьбе Филипповского сыграла встреча с Абрамом Марковичем Эфросом. Тот привёл его сначала в «Федерацию», а затем в знаменитое ныне издательство «Academia». Работа в «Academia» стала для Филипповского творческой платформой; здесь он иллюстрировал Скаррона, Джованьоли, Диккенса. Общался с художниками из группы «Тринадцать» (дружеские отношения с лидером «Тринадцати» В.А.Милашевским сохранил до конца жизни). Разгром издательства привел художника в лагерь, в Коми. В местах отдаленных он не переставал работать по мере сил. В годы войны пытался попасть на фронт — безрезультатно.

После окончания войны вернулся в Москву. Филипповский работал чрезвычайно много. Приблизительные подсчеты дают около трехсот иллюстрированных им книг.

Начать беглый очерк творчества Филипповского естественно с «Квентина Дорварда» Вальтера Скотта, вышедшего в 1958 г. в «Детгизе» (серия «Библиотека приключений»). Художник начинал делать иллюстрации еще в «Academia», и слава Богу, что они не погибли; выход книги через двадцать с небольшим лет и в другом издательстве явился неким, должно быть, кульбитом судьбы — знаком единства начальной и зрелой поры творчества. В результате грандиозный тираж (300 000 экземпляров) сделал «Квентина Дорварда» общедоступным.

Свободный быстрый рисунок в ритме жизни, лаконизм, артистизм, виртуозность без детализированности, спонтанность, стихийность явились едва ли не основными характеристиками творческого почерка Филипповского на протяжении пяти десятилетий его профессиональной деятельности. Вероятнее всего, в этом проявилась близость Филипповского к эстетическим принципам членов группы «Тринадцать». Однако, в отличие от Мавриной, Софроновой или Дарана, Филипповский никогда не стремился «разучиться» рисовать, забыв все то, чему обучила его академическая традиция. И хотя иллюстрации к «Щелкунчику» ничем не напоминают «Гамлета» или «Дэвида Копперфилда», рука мастера узнаваема везде.

Филипповскому свойственно постоянно апеллировать к широкому культурному полю. Он обобщает массу мельчайших признаков, создавая и выразительный образ (город в «Щелкунчике»), и тип (крестный там же). «Типическое» в данном случае подразумевает некое психологическое клише, широта которого и делает произведение читаемым на протяжении веков.

В каждом случае художник создает то, что назвывается «пространством книги». Эмиль Казанджан, сохранивший большую часть работ художника, любит говорить о «верхушке айсберга», видимой сегодняшним исследователям.
Если взять аналогию «книга — дом», то в таком доме писатель и художник уживаются и творят единое художественное целое, и одного-единственного автора указать невозможно.
Художник становится одним из первых читателей. Художник вычитывает из книги все, что в ней поддается визуализации. Художник создает мир. Если он не просто иллюстратор, а именно художник, то мир этот отпечатывается на сетчатке обычного читателя, входит в сознание как некая реальность.

Вера Калмыкова «Григорий Филипповский — художник и художник книги»

 

Купить книги с иллюстрациями Григория Филипповского

OZON.ru
labirint.ru

Картинки

Щелкунчик и Мышиный король
Название Щелкунчик и Мышиный король
Автор Ernst Hoffmann
Перевод А.Петровский
Иллюстратор Григорий Филипповский
Год издания 2016
Издательство Эксмо

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс