Александр Александрович Дейнека (1899-1969) — художник, монументалист и график, педагог.
Родился в Курске, в семье железнодорожника. Окончил в 1917 году Харьковское художественное училище; после оформлял театральные постановки, агитпоезда, работал фотографом. С 1919 по 1920 служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. После армии поступил на полиграфическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где его педагогами были В.Фаворский и И.Нивинский. С 1924 года участвует в выставках. В 1925 году стал одним из основателей Общества станковистов; выйдя из него спустя три года становится членом художественного объединения «Октябрь», а позже Российской ассоциации пролетарских художников.
Во время войны рисовал плакаты для мастерской «Окна ТАСС», совершил поездку на фронт; в станковой живописи основное внимание уделял военным темам и мотивам. Помимо графических и живописных работ, создал несколько монументальных мозаик — для фойе МГУ и Дворца съездов Московского Кремля, для станций московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая».
Дейнека также много преподавал — в московском ВХУТЕИНе (1928—1930), Московском полиграфическом институте (1930—1934), МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953), в МАРХИ (1953—1957).
Купить книги с иллюстрациями Александра Дейнеки
Я люблю чистый звонкий кусок цвета (какой-нибудь
краски)… Иногда форма обаятельна через цвет…
Иногда живая форма обаятельна силой мощи, внутренней
убеждённостью своего прекрасного существа. Форма
прекрасна своей окраской и своими пропорциями…Я понимаю живопись, тонкую живопись, но люблю больше
рисунок, форму. Если иные разбираются в тончайших
тоновых нюансах и абсолютно безразличны к грубым
искажениям формы, то у меня всё наоборот – я очень
чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь
простыми цветовыми отношениями…***
Я часами покрываю листки альбома такими безграмотными школярски и такими убедительными своей динамической правдой „снайперскими“ набросками с динамовских прыгунов. Через каждую минуту в воздухе летит человек. Мгновенье – на сетчатке фиксируется эффект летящего. Мгновенье – и пока голова прыгуна выскакивает из воды, рывком врисовываю в лист впечатления. И я радуюсь и думаю, как это ляжет на ватмане организованно, как расплывётся умбрами гор, бирюзой крейсера, что ниже летящего.
***
С молодых лет меня тянули к себе здоровый труд и отдых людей. И всегда у меня было желание всё это запоминать, зарисовывать.
***
Появились новые машины, по-новому строятся дома. Пришла пора и нам пересмотреть понятие того прекрасного, которое в ряде случаев устарело… Многие художники до сих пор считают, что истрёпанная, старая, полуразрушенная изба – это живописно, красиво, а новый благоустроенный посёлок – это неживописно… Красивое тесно связано с нашим сегодняшним днём. Мы часто забываем о том, что другим стал и сам человек.
***
Я вижу на повороте автомобиля, как улица понеслась в сторону, стала под особым острым углом. Как огромно поле и мал человек в нём из окна бегущего вагона, и как монументален человек перед этим окном на бегущих полосках от зелёных деревьев, красных пятен построек и бесконечных линий тока высокого напряжения. Я вижу на вираже аэроплана, как земля повисла передо мною рельефным планом. Что человек по старой привычке верх-низ видит, как небо и землю, и что мёртвая петля реально ставит всё наоборот; вы на вашей картине низ решаете кобальтом неба, загружая верх розовыми буграми гор… и что скучный, режущий пополам картину горизонт в лёте проектируется неожиданной диагональю. Далеко внизу, в нужных направлениях тёмной мухой на стекле бегает второй самолёт – живописные планы требуют коррективов и новые главы в учениях о воздушных планах.
***
«Дейнека искал типического и уклонялся от индивидуального. Он изображал людей и избегал человека.
Общее казалось ему важнее индивидуального. За красотой коллектива он не замечал красоты личности». (с) Абрам Эфрос
***
«Александр Дейнека – суровый, резкий, вроде бы, совсем не «детский» художник. Однако он выполнил больше десятка качественных детских книжек, при этом не изменяя себе ни в тематике (труд,
массовые праздники, авиация, армия), ни в плакатной условности колорита и композиции, а нередко – в жёсткости графического почерка и в драматизме». (с) Юрий Герчук
В облаках | Электромонтер | Парад Красной Армии | |||
---|---|---|---|---|---|
Название В облаках
|
Название Электромонтер
|
Название Парад Красной Армии
|
Про лошадей | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Про лошадей
|