Борис Эндер

Биография
Борис Владимирович Эндер (1893-1960) — художник-авангардист, иллюстратор, один из основоположников биоморфной абстракции.

Родился в семье агронома, обрусевшего немца; в юности брал уроки рисования у Ивана Билибина. До мобилизации в 1915 году отучился два года на историческом факультете Петербургского университета. После военной службы поступил а Петроградские Государственные свободные художественные мастерские; среди его учителей были К.С.Петров-Водкин и М.В.Матюшин. Тогда был сформирован его особый вариант «биоморфоной» абстракции, в основе которой лежала связь законов цветовосприятия человека с физиологией его мозга. К концу 20-х годов Эндер начал отходить от абстракции к более традиционной и фигуративной живописи.

После обучения, Эндер работал в Отделе органической культуры Инхука, принимал активное участие в выставках «мастерской пространственного реализма»; в 1927 году переехал в Москву, где много занимался монументальным искусством; среди прочего принял участие в оформлении павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 году.

После Второй Мировой войны был одним из руководителей Строительной выставки, а также главным художником советского павильона на Промышленной выставке в Будапеште в 1949 г.

Произведения Эндера находятся в коллекциях многих отечественных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Значительная часть его творческого наследия хранится в Государственном архиве литературы и искусства.

Я начал у Петрова-Водкина. Потом меня перетащил Малевич в свою мастерскую. Малевич видел у Матюшина мои рисунки, выполненные в мастерской Петрова-Водкина. И перетащил. Это было почти тридцать лет назад. Это была первая вылазка. Это была полная отрешенность.

***

Надо ли изображать уродство в борьбе за красивое наших и будущих дней. Я задумался над тем, можно ли бороться против пошлости, источаемой от отставания, только противопоставлением ей красивого в природе. Я иначе не мыслю как красивым. Не пассивна ли борьба красивым. Такой путь был пока единственным. Должно ли так оставаться в искусстве. Не бессодержательно абстрактное искусство. Высокий абстрактивизм. Оно поднимается над борьбой между красивым и пошлым. Не засоряйте же космического мышления, не навязывайте абстрактивизму на высокой стадии в наши дни того, что ему не свойственно по природе. Не смешивайте с шарлатанством.

Всякая новая категория мышления долго встречается с сопротивлением даже у передовых людей. Мы уже на перевале.

***

Смеются над абстракционистами, как в начале века смеялись над футуристами. А может быть, они не плохо предвидят будущее? Ведь не приняли теперь понятную чеховскую «Чайку» в театре, пока Станиславский не открыл глаза на тайну замысла. Нет, я еще не умираю, мне еще рано пить шампанское. Я еще должен помочь в приоткрывании тайн будущего.

***

Почувствуйте, что земля отдает со всей поверхности свое тепло в холод.
Не может быть, чтобы земля была сотворена. Земля не может быть остановлена, Земля живет.
И человек не сотворен, человек в жизни земли.
И человек не творит. Человек делает новое существо.
Что мы сделали землей на холсте должно быть живущей связью земли с новой материей, которую мы улавливаем, чтобы просквозить нашу землю.
Почувствуйте, что мы ЭНЕРГИЯ, посланная землей навстречу СОЛНЦУ.

***

Почувствовать себя на земле, выросшим и вросшим в нее, в ее жизнь можно, если смотреть в небо. Человеку нужно глазами видеть небо. Поэтому он обращается к Богу в небо. Как бы мне увидеть небо через землю.

(с) из дневников Бориса Эндера

Картинки

Два трамвая
Борис Эндер «Два трамвая»
Название Два трамвая
Автор Осип Мандельштам
Иллюстратор Борис Эндер
Год издания 1925
Издательство Гиз

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс