Аминадав Каневский

Биография

Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) — российский художник-иллюстратор, график.

С 12 лет подрабатывал помощником фотографа, посыльным, подсобным рабочим; выпиливал и раскрашивал фигурки из фанеры для кустаря-игрушечника. В 1917 году был призван в царскую армию, принял участие в Первой мировой войне, перешел добровольцем в Красную Армию.

Благодаря своему неистребимому желанию рисовать был командирован в 1921 году из воинской части учиться графике во ВХУТЕМАС. В 1924 году появились в печати первые рисунки Каневского — в журнале «Безбожник у станка».

С конца 1920-х годов публиковался в журналах «Пионер» и «Даёшь», газете «Комсомольская правда»; с середины 1930-х годов — в сатирическом журнале «Крокодил».

Автор иллюстраций к детским книгам «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Мойдодыр» К. И. Чуковского, к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского, также карикатур и сатирических плакатов.

В 1937 году создал ставший известным в СССР образ Мурзилки — жёлтого пушистого персонажа в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.


«Рисунки Каневского привлекают многим — и оригинальностью замысла, и новизной образного решения, и богатством выдумки, и красотой колорита, и выразительной смелостью графического языка. Но самая характерная черта его таланта — юмор. Это родная стихия художника. Умение увидеть в жизни смешное или достойное осмеяния и показать это в образах графического искусства — свойственно Каневскому органически.

Диапазон комического в его творчестве очень широк: от прямого и беспощадного сарказма в политических карикатурах до тонкой иронии в иллюстрациях к повестям Гоголя, от острой издевки в сатирических иллюстрациях к Щедрину до теплой, ласковой и веселой улыбки в рисунках для детских книжек.

И в самых фантастических гротескных образах, и в лирических образах природы — всегда в рисунках Каневского отражена активная воля художника, активное отношение к тому, что он изображает. Стремление раскрыть жизненную правду путем предельного заострения самых характерных, самых существенных черт изображаемого, сатирический склад художественного мышления сказываются во всех областях его творчества, служат источником остроты и своеобразия его произведений.

***

Цветные иллюстрации Каневского удивительно хорошо ложатся на книжную страницу, занимают ли они полосу целиком или сочетаются с наборным текстом. Достигается это, прежде всего и главным образом, мастерством, с которым художник оперирует белым цветом бумаги. Этот белый цвет у Каневского не просто обрамляет рисунок, а органически вливается в него, как составная часть, и этим связывает изображение с плоскостью книжного листа. При этом белый цвет может быть просто фоном, на который ложится замкнутый в прямоугольник кусок пространства; в этом случае художник находит такую точную цветовую весомость рисунка в целом, которая удерживает его на странице, уравновешивает с полосой набора. Но гораздо чаще белое у Каневского является одновременно и фоном, и частью изображения; так, на одном рисунке белое страничное поле становится стеной комнаты, на другом — стеной дома, на третьем— полом, на четвертом — небом, и т. д. И этот неуловимый переход от плоскостного к пространственному, превращение отвлеченного цвета окружающей рисунок бумаги в материальный цвет изображаемого предмета — примечательная и с художественной точки зрения очень важная особенность графики Каневского.

Другое положительное качество его рисунков — предельная ясность композиционного построения, цельность и определенность цветовых силуэтов. Глаз зрителя сразу, легко и верно ориентируется в любом рисунке; взаимное расположение фигур в пространстве, их смысловая связь отчетливо читаются с первого взгляда».

(с) М.Йоффе «10 очерков о художниках-сатириках», «Советский художник», М. 1971


«Пристальное и живое внимание позволяло Каневскому сканировать те почти неуловимые, но чрезвычайно важные движения, которые выявляют психологические мотивы. То же живое внимание, однако, не позволяло раз и навсегда разделить всех персонажей на положительных и отрицательных, на черных и белых — оно заставляло видетьсимпатичное в негодяях и забавное в героях. Привычка точно изображать то, что подмечает его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания.

Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официальным художником. Своими точными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности».

(с) Анна Чудецкая


 

Купить книги с иллюстрациями Аминадава Каневского

OZON.ru
labirint.ru

Картинки

Золотой ключик или приключения Буратино Вакса-клякса Веселая семейка
Аминадав Каневский «Золотой ключик или приключения Буратино» Аминадав Каневский «Вакса-клякса» Аминадав Каневский «Веселая семейка»
Название Золотой ключик или приключения Буратино
Автор Алексей Толстой
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1983
Издательство Детская литература
Название Вакса-клякса
Автор Самуил Маршак
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1969
Издательство Художник РСФСР
Название Веселая семейка
Автор Николай Носов
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1975
Издательство Детская литература
Вот какой рассеянный Всезнайкины загадки Мальчик наоборот
Аминадав Каневский «Вот какой рассеянный» Аминадав Каневский «Всезнайкины загадки» Аминадав Каневский «Мальчик наоборот»
Название Вот какой рассеянный
Автор Самуил Маршак
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1960
Издательство Детгиз
Название Всезнайкины загадки
Автор Михаил Гершензон
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1936
Издательство Детиздат ЦК ВЛКСМ
Название Мальчик наоборот
Автор Агния Барто
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1934
Издательство Детгиз
Сказка о попе и о работнике его Балде Свинья и Петька Облака
Название Сказка о попе и о работнике его Балде
Автор А.С.Пушкин
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1936
Издательство Детиздат ЦК ВЛКСМ
Название Свинья и Петька
Автор А.Аросьев
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1931
Издательство ОГИЗ Молодая гвардия
Название Облака
Автор Сергей Михалков
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1964
Издательство Детская литература
Мойдодыр Луна и лентяй Девочка-рёвушка
Название Мойдодыр
Автор Корней Чуковский
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 2015
Издательство Нигма
Название Луна и лентяй
Автор Елизавета Тараховская
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1960
Издательство Детгиз
Название Девочка-рёвушка
Автор Агния Барто, Павел Барто
Иллюстратор Аминадав Каневский
Год издания 1954
Издательство Детгиз

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *