Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) — российский художник-иллюстратор, график.
С 12 лет подрабатывал помощником фотографа, посыльным, подсобным рабочим; выпиливал и раскрашивал фигурки из фанеры для кустаря-игрушечника. В 1917 году был призван в царскую армию, принял участие в Первой мировой войне, перешел добровольцем в Красную Армию.
Благодаря своему неистребимому желанию рисовать был командирован в 1921 году из воинской части учиться графике во ВХУТЕМАС. В 1924 году появились в печати первые рисунки Каневского — в журнале «Безбожник у станка».
С конца 1920-х годов публиковался в журналах «Пионер» и «Даёшь», газете «Комсомольская правда»; с середины 1930-х годов — в сатирическом журнале «Крокодил».
Автор иллюстраций к детским книгам «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Мойдодыр» К. И. Чуковского, к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского, также карикатур и сатирических плакатов.
В 1937 году создал ставший известным в СССР образ Мурзилки — жёлтого пушистого персонажа в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
«Рисунки Каневского привлекают многим — и оригинальностью замысла, и новизной образного решения, и богатством выдумки, и красотой колорита, и выразительной смелостью графического языка. Но самая характерная черта его таланта — юмор. Это родная стихия художника. Умение увидеть в жизни смешное или достойное осмеяния и показать это в образах графического искусства — свойственно Каневскому органически.
Диапазон комического в его творчестве очень широк: от прямого и беспощадного сарказма в политических карикатурах до тонкой иронии в иллюстрациях к повестям Гоголя, от острой издевки в сатирических иллюстрациях к Щедрину до теплой, ласковой и веселой улыбки в рисунках для детских книжек.
И в самых фантастических гротескных образах, и в лирических образах природы — всегда в рисунках Каневского отражена активная воля художника, активное отношение к тому, что он изображает. Стремление раскрыть жизненную правду путем предельного заострения самых характерных, самых существенных черт изображаемого, сатирический склад художественного мышления сказываются во всех областях его творчества, служат источником остроты и своеобразия его произведений.
***
Цветные иллюстрации Каневского удивительно хорошо ложатся на книжную страницу, занимают ли они полосу целиком или сочетаются с наборным текстом. Достигается это, прежде всего и главным образом, мастерством, с которым художник оперирует белым цветом бумаги. Этот белый цвет у Каневского не просто обрамляет рисунок, а органически вливается в него, как составная часть, и этим связывает изображение с плоскостью книжного листа. При этом белый цвет может быть просто фоном, на который ложится замкнутый в прямоугольник кусок пространства; в этом случае художник находит такую точную цветовую весомость рисунка в целом, которая удерживает его на странице, уравновешивает с полосой набора. Но гораздо чаще белое у Каневского является одновременно и фоном, и частью изображения; так, на одном рисунке белое страничное поле становится стеной комнаты, на другом — стеной дома, на третьем— полом, на четвертом — небом, и т. д. И этот неуловимый переход от плоскостного к пространственному, превращение отвлеченного цвета окружающей рисунок бумаги в материальный цвет изображаемого предмета — примечательная и с художественной точки зрения очень важная особенность графики Каневского.
Другое положительное качество его рисунков — предельная ясность композиционного построения, цельность и определенность цветовых силуэтов. Глаз зрителя сразу, легко и верно ориентируется в любом рисунке; взаимное расположение фигур в пространстве, их смысловая связь отчетливо читаются с первого взгляда».
(с) М.Йоффе «10 очерков о художниках-сатириках», «Советский художник», М. 1971
«Пристальное и живое внимание позволяло Каневскому сканировать те почти неуловимые, но чрезвычайно важные движения, которые выявляют психологические мотивы. То же живое внимание, однако, не позволяло раз и навсегда разделить всех персонажей на положительных и отрицательных, на черных и белых — оно заставляло видетьсимпатичное в негодяях и забавное в героях. Привычка точно изображать то, что подмечает его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания.
Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официальным художником. Своими точными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности».
Купить книги с иллюстрациями Аминадава Каневского
Золотой ключик или приключения Буратино | Вакса-клякса | Веселая семейка | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Золотой ключик или приключения Буратино
|
Название Вакса-клякса
|
Название Веселая семейка
|
Вот какой рассеянный | Всезнайкины загадки | Мальчик наоборот | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Вот какой рассеянный
|
Название Всезнайкины загадки
|
Название Мальчик наоборот
|
Сказка о попе и о работнике его Балде | Свинья и Петька | Облака | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сказка о попе и о работнике его Балде
|
Название Свинья и Петька
|
Название Облака
|
Мойдодыр | Луна и лентяй | Девочка-рёвушка | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Мойдодыр
|
Название Луна и лентяй
|
Название Девочка-рёвушка
|