Виктор Бундин

Биография

Виктор Александрович Бундин (1926-2000) — художник, книжный иллюстратор.

Окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина. С 1956 года участвовал в выставках, писал жанровые и батальные картины, пейзажи, натюрморты и портреты.

Первая книга с иллюстрациями Виктора Бундина вышла в 1949 году в издательстве Белгосиздат, с которым художник сотрудничал около десяти лет. С 1960 года Бундин начал работать с ленинградским Детгизом, а в дальнейшем и с издательствами Детская Литература, Малыш, Учпедгиз и другими.

Многие работы художника имеют как книжный, так и живописный варианты. Например, в иллюстрациях к книжкам “Сокровища моего города”, «Ромашки на кармашках”, “Колесо” использованы эскизы к картинам, сделанные на ленинградских заводах и фабриках. Бундин очень любил тему города и горожан. В 1963 году была издана первая книжка-картинка о Ленинграде “Куда торопятся машины”. Книжка имела большой успех, переиздавалась на иностранных языках в 1969 году и на русском языке в 1981 году. Эту же серию продолжили книжки-картинки о Ленинграде “Город и река», изданная в 1985 году, и неизданная книжка 1986 года “Такая Работа”.

Среди других значительных книжных работ — иллюстрации к «Сказкам» К. И. Чуковского (1956), «Квентину Дорварду» В. Скотта (1957), «Волшебнику изумрудного города» А. В. Волкова и другие.

В 1960 году был принят в члены Ленинградского Союза художников.

Персональная выставка художника состоялась в 1958 году в Минске.

Произведения Виктора Бундина находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Финляндии и других странах.

Сайт, посвященный художнику


Родился я 8-го ноября 1926 года в деревне Ивановка Бакурского района Саратовской области в семье потомственного плотника Бундина Александра Ефимовича. До пятилетнего возраста я жил с отцом и матерью Акулиной Ивановной в деревне. Отец часто работал в других деревнях — строил дома, мать работала в колхозе, а меня водили к тете Луше — маминой сестре. Она работала сельским почтальоном и часто разбирала почту дома. Я очень любил смотреть картинки из газет и журналов. На внутренних сторонах крышек сундуков, в которых деревенские жители хранили одежду и белье, часто клеились всевозможные картинки и вырезки из журналов. Мне очень нравились эти сундуки, и я любил подолгу рассматривать крышки изнутри. В деревне же я и начал рисовать и вырезать фигурки из бумаги, и клеить их на окна, чтобы все видели. Вырезал я обычно лошадок и женщин с ведрами, несущих воду из колодцев в избы с крылечками.

Зимой в помещении школы, а летом — на улице, на стене дома Сельсовета, показывали кино. Я очень любил смотреть кино, и до сих пор люблю смотреть хорошие фильмы. Зимой отец бывал дома, и по вечерам мы, бывало, садились за чисто выскобленный стол. Я сидел у отца на коленях. Отец брал небольшой жгут соломы, сгибал его пополам и недалеко от места сгиба туго перевязывал суровой льняной ниткой, и получался шарик — голова, а ниже, оставив сантиметров пятнадцать стеблей соломы, одним ударом тяжелого деревенского острого кухонного ножа он отсекал лишние концы соломы, и получалась соломенная кукла. На голове куклы мама повязывала платочек из кусочков материи, наряжала ее и ставила на стол. И таким образом делали несколько соломенных кукол и ставили их в ровный ряд на деревянном столе.

Потом отец начинал сильно ударять кулаком по столу — столешница дрожала, и куклы начинали подпрыгивать на своих соломенных сарафанах и с каждым ударом кружились на столе кто куда и будто бы танцевали, было очень интересно смотреть на их хоровод. Летом — поле, лес, река — домой не загнать ни детей, ни взрослых — все на улице. Взрослые работают, дети бегают по деревне. Очень я любил смотреть кузницу — большой черный сарай с металлическим звоном и лязгом и деревенским кузнецом.

Когда мне исполнилось пять лет, отец перевез всю семью в город Дзержинск Горьковской области. Стали мы жить в бараке в рабочем поселке при заводе, где работал отец. Поселок был не больше деревни, но прямо за нашим домом начинался лес с грибами и ягодами. Мы с сестрой Соней ходили в детский сад, где я тоже очень любил рисовать. Рисовал я и дома. Еще мне очень нравилось получать письма с рисунками. Из Средней Азии, из Чимкента мне присылал рисунки мой дядя Вася — младший брат отца. Он рисовал горы, озера, фазанов. Из Ленинграда присылал письма дядя Сережа — мамин младший брат, он рисовал пароход-буксир, на котором он плавал по реке Неве во время учебы.

В школе в первых классах не было учителя рисования, и учительница Надежда Михайловна вызывала к доске меня и просила нарисовать что-нибудь. Я рисовал мелом на доске, а всему классу она велела перерисовывать, то что рисовал я, в тетрадь. Потом из старших классов пришел Петя Шмаков и организовал кружок рисования. Мы рисовали натюрморты, орнаменты, и кто что хотел. Потом я перешел в Изостудию Заводского Дворца Культуры, которой руководили Алексей Петрович Шаферов и Николай Константинович Гусельников. В студии мы рисовали натюрморты, и особенно любили рисовать композиции на свободные темы — рисовали Чапаева, Чкалова и конечно же сказки с богатырями. Дома я писал маслом портрет Лермонтова — очень мне нравились его стихи. Сам А.П. Шаферов был художником Дворца Культуры, и после школьных уроков я уходил ему помогать и делал все, что он попросит. Я писал сюжетные рекламы к кинофильмам, делал праздничные панно клеевыми красками, писал копии картин маслом и рисовал все, что только может понадобиться во Дворце Культуры. Мои студийные работы выставлялись на городской выставке, о чем в 1939 году упоминалось в Областной газете «Горьковская Коммуна».

В первые годы Великой Отечественной Войны я работал токарем на заводе «Заря», а вечерами продолжал работать художником по оформлению Дворца Культуры. Я писал плакаты с призывами, Новогодние оформления, декорации, и многое другое. В 1943 году был призван в Советскую Армию и служил до 1950 года. В учебном полку я рисовал наглядные пособия — это танки, моторы, пушки и снаряды в схематических разрезах, и класс выглядел выставкой хорошо окантованных рисунков. Оформлял Ленинские комнаты и клубы, рисовал товарищей по службе. Последние мои годы службы проходили в Белоруссии в городе Минске в Штабе Белорусского Военного Округа. Здесь я рисовал в окружную газету «Во Славу Родины», работал для Белорусских издательств, оформлял и иллюстрировал книги. Участвовал на Белорусской Республиканской выставке книжной графики.

В 1950 году поступил в Ленинградский Институт им. И.Е. Репина АХ СССР. Учился три года на графическом факультете и три года на живописном факультете. В 1956 году окончил институт как художник-живописец . Учебу в институте совмещал с работой в Белорусском Военном Округе и Белорусских издательствах, для Политуправления округа писал картины, в издательствах оформлял книги. После окончания института в 1956 году по просьбе командующего Белорусским Военным Округом Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, участвовал в организации музея «Брестская Крепость» в г. Бресте. Написал для музея три картины. А в 1958 году по просьбе Политического Управления Белорусского Военного Округа и при его содействии я организовал свою первую персональную выставку в городе Минске и в городе Борисове.

В 1962 году я вступил в Союз Художников СССР. Последующие годы до настоящего времени живу и работаю в Ленинграде. Пишу картины, портреты, пейзажи, натюрморты, работаю для издательств Москвы и Ленинграда. Участвовал на Ленинградских, Республиканских и всесоюзных выставках.

(c)

***

Поскольку я люблю в литературных произведениях поэтичность, наполненность добрым юмором, богатую сюжетную выдумку, сказочные приключения, то и удаются мне, на мой взгляд, иллюстрации именно к такого рода произведениям. Но больше я люблю сочинять и рисовать книжки-картинки свои собственные. Люблю я Ленинград с его многообразной жизнью, и мне нравится рисовать его жителей, его улицы и заводы, набережные Невы и корабли.


«Его произведения постепенно стали своего рода полем для диалога между двумя началами — предметностью и декоративностью. Предметность, то есть пристальный интерес к реальному миру, его характерности, и потребность эту характерность передать — вообще коренная черта русской художественной школы. Виктор Бундин воспринял ее органично и не обнаруживал желания от нее отказаться. Тяга к декоративности, видимо, восходила к впечатлениям от русского народного искусства, среди которого прошло деревенское детство художника. О том косвенно свидетельствует его постоянная потребность, даже отрывая время от живописи, делать что-то для своего дома — расписывать стены, проектировать и украшать мебель, исполнять декоративные панно, мастерить разнообразные безделушки, а также игрушки для сына, щедро декорируя их, и тому подобное. Во всем этом он, в сущности, вел себя, как русский крестьянин, не привыкший отделять искусство от быта».

(с) Эраст Кузнецов, 2001


 

Купить книги с иллюстрациями Виктора Бундина

labirint.ru

Картинки

Город и река Куда торопятся машины Ромашки на кармашках
Название Город и река
Автор Виктор Бундин
Иллюстратор Виктор Бундин
Год издания 1985
Издательство Детская литература
Название Куда торопятся машины
Автор Виктор Бундин
Иллюстратор Виктор Бундин
Год издания 1981
Издательство Детская литература
Название Ромашки на кармашках
Автор Лев Куклин
Иллюстратор Виктор Бундин
Год издания 1979
Издательство Малыш

Библиография

Кулаковский. В бурю.// Белорусское государственное издательство. Минск, 1949
Чернышевич. Зосин лужок.// Белорусское государственное издательство. 1950
Как курочка петушка спасала (Народная сказка).// Белорусское государственное издательство. 1951
З. Бядуля. Мои забавы.// Белорусское государственное издательство. 1951
Я. Колас. На речке.// Белорусское государственное издательство. 1952
Дуров. Мои звери.// Белорусское государственное издательство. 1952
Загадки.// Белорусское государственное издательство. 1953
Кублицкий. Великая Волга.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1953
К. Чуковский. Айболит.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1956
Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957 (оформление)
Вальтер Скотт. Айвенго.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957
Вальтер Скотт. Квентин Дорвард.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957
Эмилия Бронте. Грозовой перевал.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1958
А.Волков. Волшебник изумрудного города.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1959
П.Аматуни. Тайна Пито-као.// Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва, 1959
А.Волков. Волшебник изумрудного города (переиздание).// Издательство ЦК ЛКСМ Узбекистана «Ёш Гвардия». Ташкент, 1961
И.Демьянов. Про Машу и манную кашу.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1960
И Демьянов. По шоссе трехтонка мчится.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1961
В. Бундин. Куда торопятся машины?// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1963
Н. Григорьев. Ты опустил письмо.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1963
Ю. Чусов. Если хочешь быть здоровым – закаляйся.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1964
Хватай-Муха. Букварь русский.// Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1964
М. Эме. Семимилевые сапоги.// Просвещение. Ленинград, 1964-1965
Онивье. Пропали две птицы.// Просвещение. Ленинград, 1966
М. Демиденко. Следы ведут дальше.// Детская литература. Ленинград, 1967
Б. Никольский. Кто охраняет небо.// Детская литература. Ленинград, 1968
П. Лодбер. Приключение в Черном гроте.// Просвещение. Ленинград, 1968
В. Бундин. Куда торопятся машины (Переиздание на английском и др. иностранных языках).// Изд-во «Прогресс» Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, 1969
Барагунов и др. Русский язык. 3-й класс для национальных школ.// Просвещение. Ленинград, 1972
Караваева. Русский язык. Подготовительный класс. Чукотская школа.// Просвещение. Ленинград, 1972
В.Арро. Сокровища моего города.// Детская литература. Ленинград, 1974
А. Зверинцев. Прямая строчка.// Детская литература. Ленинград, 1975
Ю. Чусов. Ты не бойся ни жары и ни холода.// Детская литература. Ленинград, 1977
П. Непорожний. Ток бежит по проводам.// Изд-во «Малыш». Москва, 1977
Лев Куклин. Ромашки на кармашках.// Изд-во «Малыш». Москва, 1979
Ф. Лев, Г. Рупасова. Колесо.// Изд-во «Малыш». Москва, 1980
В. Бундин. Наш гараж (книжка-раскраска).// Лениздат. Л., 1980
В. Бундин. Куда торопятся машины? (Новое издание). // Детская литература. Ленинград, 1981
В. Бундин. Город и река (книжка-картинка). // Детская литература. Ленинград, 1985
В. Бундин. Такая работа (книжка-картинка). // Детская литература (утверждена в печать в 1986 г., но не издана)

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс