Виктор Александрович Бундин (1926-2000) — художник, книжный иллюстратор.
Окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина. С 1956 года участвовал в выставках, писал жанровые и батальные картины, пейзажи, натюрморты и портреты.
Первая книга с иллюстрациями Виктора Бундина вышла в 1949 году в издательстве Белгосиздат, с которым художник сотрудничал около десяти лет. С 1960 года Бундин начал работать с ленинградским Детгизом, а в дальнейшем и с издательствами Детская Литература, Малыш, Учпедгиз и другими.
Многие работы художника имеют как книжный, так и живописный варианты. Например, в иллюстрациях к книжкам “Сокровища моего города”, «Ромашки на кармашках”, “Колесо” использованы эскизы к картинам, сделанные на ленинградских заводах и фабриках. Бундин очень любил тему города и горожан. В 1963 году была издана первая книжка-картинка о Ленинграде “Куда торопятся машины”. Книжка имела большой успех, переиздавалась на иностранных языках в 1969 году и на русском языке в 1981 году. Эту же серию продолжили книжки-картинки о Ленинграде “Город и река», изданная в 1985 году, и неизданная книжка 1986 года “Такая Работа”.
Среди других значительных книжных работ — иллюстрации к «Сказкам» К. И. Чуковского (1956), «Квентину Дорварду» В. Скотта (1957), «Волшебнику изумрудного города» А. В. Волкова и другие.
В 1960 году был принят в члены Ленинградского Союза художников.
Персональная выставка художника состоялась в 1958 году в Минске.
Произведения Виктора Бундина находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Финляндии и других странах.
Родился я 8-го ноября 1926 года в деревне Ивановка Бакурского района Саратовской области в семье потомственного плотника Бундина Александра Ефимовича. До пятилетнего возраста я жил с отцом и матерью Акулиной Ивановной в деревне. Отец часто работал в других деревнях — строил дома, мать работала в колхозе, а меня водили к тете Луше — маминой сестре. Она работала сельским почтальоном и часто разбирала почту дома. Я очень любил смотреть картинки из газет и журналов. На внутренних сторонах крышек сундуков, в которых деревенские жители хранили одежду и белье, часто клеились всевозможные картинки и вырезки из журналов. Мне очень нравились эти сундуки, и я любил подолгу рассматривать крышки изнутри. В деревне же я и начал рисовать и вырезать фигурки из бумаги, и клеить их на окна, чтобы все видели. Вырезал я обычно лошадок и женщин с ведрами, несущих воду из колодцев в избы с крылечками.
Зимой в помещении школы, а летом — на улице, на стене дома Сельсовета, показывали кино. Я очень любил смотреть кино, и до сих пор люблю смотреть хорошие фильмы. Зимой отец бывал дома, и по вечерам мы, бывало, садились за чисто выскобленный стол. Я сидел у отца на коленях. Отец брал небольшой жгут соломы, сгибал его пополам и недалеко от места сгиба туго перевязывал суровой льняной ниткой, и получался шарик — голова, а ниже, оставив сантиметров пятнадцать стеблей соломы, одним ударом тяжелого деревенского острого кухонного ножа он отсекал лишние концы соломы, и получалась соломенная кукла. На голове куклы мама повязывала платочек из кусочков материи, наряжала ее и ставила на стол. И таким образом делали несколько соломенных кукол и ставили их в ровный ряд на деревянном столе.
Потом отец начинал сильно ударять кулаком по столу — столешница дрожала, и куклы начинали подпрыгивать на своих соломенных сарафанах и с каждым ударом кружились на столе кто куда и будто бы танцевали, было очень интересно смотреть на их хоровод. Летом — поле, лес, река — домой не загнать ни детей, ни взрослых — все на улице. Взрослые работают, дети бегают по деревне. Очень я любил смотреть кузницу — большой черный сарай с металлическим звоном и лязгом и деревенским кузнецом.
Когда мне исполнилось пять лет, отец перевез всю семью в город Дзержинск Горьковской области. Стали мы жить в бараке в рабочем поселке при заводе, где работал отец. Поселок был не больше деревни, но прямо за нашим домом начинался лес с грибами и ягодами. Мы с сестрой Соней ходили в детский сад, где я тоже очень любил рисовать. Рисовал я и дома. Еще мне очень нравилось получать письма с рисунками. Из Средней Азии, из Чимкента мне присылал рисунки мой дядя Вася — младший брат отца. Он рисовал горы, озера, фазанов. Из Ленинграда присылал письма дядя Сережа — мамин младший брат, он рисовал пароход-буксир, на котором он плавал по реке Неве во время учебы.
В школе в первых классах не было учителя рисования, и учительница Надежда Михайловна вызывала к доске меня и просила нарисовать что-нибудь. Я рисовал мелом на доске, а всему классу она велела перерисовывать, то что рисовал я, в тетрадь. Потом из старших классов пришел Петя Шмаков и организовал кружок рисования. Мы рисовали натюрморты, орнаменты, и кто что хотел. Потом я перешел в Изостудию Заводского Дворца Культуры, которой руководили Алексей Петрович Шаферов и Николай Константинович Гусельников. В студии мы рисовали натюрморты, и особенно любили рисовать композиции на свободные темы — рисовали Чапаева, Чкалова и конечно же сказки с богатырями. Дома я писал маслом портрет Лермонтова — очень мне нравились его стихи. Сам А.П. Шаферов был художником Дворца Культуры, и после школьных уроков я уходил ему помогать и делал все, что он попросит. Я писал сюжетные рекламы к кинофильмам, делал праздничные панно клеевыми красками, писал копии картин маслом и рисовал все, что только может понадобиться во Дворце Культуры. Мои студийные работы выставлялись на городской выставке, о чем в 1939 году упоминалось в Областной газете «Горьковская Коммуна».
В первые годы Великой Отечественной Войны я работал токарем на заводе «Заря», а вечерами продолжал работать художником по оформлению Дворца Культуры. Я писал плакаты с призывами, Новогодние оформления, декорации, и многое другое. В 1943 году был призван в Советскую Армию и служил до 1950 года. В учебном полку я рисовал наглядные пособия — это танки, моторы, пушки и снаряды в схематических разрезах, и класс выглядел выставкой хорошо окантованных рисунков. Оформлял Ленинские комнаты и клубы, рисовал товарищей по службе. Последние мои годы службы проходили в Белоруссии в городе Минске в Штабе Белорусского Военного Округа. Здесь я рисовал в окружную газету «Во Славу Родины», работал для Белорусских издательств, оформлял и иллюстрировал книги. Участвовал на Белорусской Республиканской выставке книжной графики.
В 1950 году поступил в Ленинградский Институт им. И.Е. Репина АХ СССР. Учился три года на графическом факультете и три года на живописном факультете. В 1956 году окончил институт как художник-живописец . Учебу в институте совмещал с работой в Белорусском Военном Округе и Белорусских издательствах, для Политуправления округа писал картины, в издательствах оформлял книги. После окончания института в 1956 году по просьбе командующего Белорусским Военным Округом Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, участвовал в организации музея «Брестская Крепость» в г. Бресте. Написал для музея три картины. А в 1958 году по просьбе Политического Управления Белорусского Военного Округа и при его содействии я организовал свою первую персональную выставку в городе Минске и в городе Борисове.
В 1962 году я вступил в Союз Художников СССР. Последующие годы до настоящего времени живу и работаю в Ленинграде. Пишу картины, портреты, пейзажи, натюрморты, работаю для издательств Москвы и Ленинграда. Участвовал на Ленинградских, Республиканских и всесоюзных выставках.
***
Поскольку я люблю в литературных произведениях поэтичность, наполненность добрым юмором, богатую сюжетную выдумку, сказочные приключения, то и удаются мне, на мой взгляд, иллюстрации именно к такого рода произведениям. Но больше я люблю сочинять и рисовать книжки-картинки свои собственные. Люблю я Ленинград с его многообразной жизнью, и мне нравится рисовать его жителей, его улицы и заводы, набережные Невы и корабли.
«Его произведения постепенно стали своего рода полем для диалога между двумя началами — предметностью и декоративностью. Предметность, то есть пристальный интерес к реальному миру, его характерности, и потребность эту характерность передать — вообще коренная черта русской художественной школы. Виктор Бундин воспринял ее органично и не обнаруживал желания от нее отказаться. Тяга к декоративности, видимо, восходила к впечатлениям от русского народного искусства, среди которого прошло деревенское детство художника. О том косвенно свидетельствует его постоянная потребность, даже отрывая время от живописи, делать что-то для своего дома — расписывать стены, проектировать и украшать мебель, исполнять декоративные панно, мастерить разнообразные безделушки, а также игрушки для сына, щедро декорируя их, и тому подобное. Во всем этом он, в сущности, вел себя, как русский крестьянин, не привыкший отделять искусство от быта».
(с) Эраст Кузнецов, 2001
Купить книги с иллюстрациями Виктора Бундина
Город и река | Куда торопятся машины | Ромашки на кармашках | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Город и река
|
Название Куда торопятся машины
|
Название Ромашки на кармашках
|
Кулаковский. В бурю.// Белорусское государственное издательство. Минск, 1949
Чернышевич. Зосин лужок.// Белорусское государственное издательство. 1950
Как курочка петушка спасала (Народная сказка).// Белорусское государственное издательство. 1951
З. Бядуля. Мои забавы.// Белорусское государственное издательство. 1951
Я. Колас. На речке.// Белорусское государственное издательство. 1952
Дуров. Мои звери.// Белорусское государственное издательство. 1952
Загадки.// Белорусское государственное издательство. 1953
Кублицкий. Великая Волга.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1953
К. Чуковский. Айболит.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1956
Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957 (оформление)
Вальтер Скотт. Айвенго.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957
Вальтер Скотт. Квентин Дорвард.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1957
Эмилия Бронте. Грозовой перевал.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1958
А.Волков. Волшебник изумрудного города.// Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР. Минск, 1959
П.Аматуни. Тайна Пито-као.// Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва, 1959
А.Волков. Волшебник изумрудного города (переиздание).// Издательство ЦК ЛКСМ Узбекистана «Ёш Гвардия». Ташкент, 1961
И.Демьянов. Про Машу и манную кашу.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1960
И Демьянов. По шоссе трехтонка мчится.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1961
В. Бундин. Куда торопятся машины?// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1963
Н. Григорьев. Ты опустил письмо.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1963
Ю. Чусов. Если хочешь быть здоровым – закаляйся.// Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1964
Хватай-Муха. Букварь русский.// Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1964
М. Эме. Семимилевые сапоги.// Просвещение. Ленинград, 1964-1965
Онивье. Пропали две птицы.// Просвещение. Ленинград, 1966
М. Демиденко. Следы ведут дальше.// Детская литература. Ленинград, 1967
Б. Никольский. Кто охраняет небо.// Детская литература. Ленинград, 1968
П. Лодбер. Приключение в Черном гроте.// Просвещение. Ленинград, 1968
В. Бундин. Куда торопятся машины (Переиздание на английском и др. иностранных языках).// Изд-во «Прогресс» Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, 1969
Барагунов и др. Русский язык. 3-й класс для национальных школ.// Просвещение. Ленинград, 1972
Караваева. Русский язык. Подготовительный класс. Чукотская школа.// Просвещение. Ленинград, 1972
В.Арро. Сокровища моего города.// Детская литература. Ленинград, 1974
А. Зверинцев. Прямая строчка.// Детская литература. Ленинград, 1975
Ю. Чусов. Ты не бойся ни жары и ни холода.// Детская литература. Ленинград, 1977
П. Непорожний. Ток бежит по проводам.// Изд-во «Малыш». Москва, 1977
Лев Куклин. Ромашки на кармашках.// Изд-во «Малыш». Москва, 1979
Ф. Лев, Г. Рупасова. Колесо.// Изд-во «Малыш». Москва, 1980
В. Бундин. Наш гараж (книжка-раскраска).// Лениздат. Л., 1980
В. Бундин. Куда торопятся машины? (Новое издание). // Детская литература. Ленинград, 1981
В. Бундин. Город и река (книжка-картинка). // Детская литература. Ленинград, 1985
В. Бундин. Такая работа (книжка-картинка). // Детская литература (утверждена в печать в 1986 г., но не издана)