Владимир Алексеевич Милашевский (1893-1976) — русский художник, график, иллюстратор.
В 1906 г начал обучаться живописи у В.Коновалова в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище; в 1911-1913 гг занимался в харьковской студии А. Грота и Э. Штейнберга, а в 1915 окончил петербургское Высшее художественное училище при Академии Художеств.
В 1915-1916 гг работал в петроградской «Новой художественной мастерской» под руководством М. Добужинского, Е. Лансере, А. Яковлева. В 1920 начал оформлять и иллюстрировать книги, среди первых были эротические рисунки к сборнику Михаила Кузмина «Занавешенные картинки» и иллюстрации к книге Николая Евреинова «Что такое театр».
В 1921 году состоялась первая выставка Милашевского, в рамках экспозиции участников Петроградского Дома искусств.
С 1924 года переехал в Москву, был активным участником и идеологом группы «13», объединявшей некоторых художников-графиков.
Милашевский много работал как книжный иллюстратор и график, среди оформленных им книг — «Конек-горбунок» Ершова, произведения Достоевского, Чехова, Блока, Диккенса, сказки Бажова и другие.
В книжную графику Владимир Милашевский пришел в 1932 году, после распада организованного им выставочного объединения «13»; творческий союз художников, практикующих так называемое «спонтанное» письмо просуществовал чуть более трех лет. Многих из «13» ждала судьба изгоев, принужденных к полуподвальному существованию.
Милашевский старался привнести в книжное искусство раскованный рисуночный «стиль 13-ти», но в самой природе его дарования содержались черты, препятствующие продуктивной работе в книге. Он был слишком привязан к натуре и не любил изобразительное фантазирование.
В конце жизни, художник сказал про свою работу в книге: «Приходилось петь тенором, а у меня был бас». В его поздних иллюстрациях (а с 1949 года художник оформляет в основном детские сказки) уже почти ничего нет от летучего «стиля 13-ти»: акварели затейливо-орнаментальны, внимательны к бытовым деталям. Для человека, призванного, по словам хорошо его знавшей Татьяны Мавриной, «проявлять свой талант крещендо, на людях», долгие годы непризнания и недооценки были тяжелы. «Мы не выразили себя в истории нашей культуры», писал Милашевский в 1965 году, имея в виду свое поколение.
(с) по материалам статьи Галины Ельшевской «Владимир Милашевский — один из тринадцати»
Владимир Алексеевич Милашевский (1893-1976) прожил долгую и счастливую жизнь. Счастливую потому, что с детских лет и до конца своих дней он занимался любимым делом. Он рисовал портреты, пейзажи, жанровые сцены. Особенно много он иллюстрировал Диккенса, Флобера, Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Горького. Рядом с такой привязанностью к произведениям критического реализма, к прозе жизни казалось неожиданным даже ему самому его обращение к сказкам, которое началось действительно неожиданно — со срочной просьбы редактора издательства проиллюстрировать «Сказку о попе и о работнике его Балде» к юбилею Пушкина в 1949 году. Но эта сказка все же бытовая, сатирическая, с яркими типами русской деревни. А вот «Конек-горбунок» — это уже настоящее сказочное волшебство, с чудесным коньком, Жар-птицей, с небесным и подводным царствами.
Но художник Милашевский — человек широких, разносторонних интересов. Он писал: «Кто сказал, что человек во все эпохи своей жизни одинаков? Кто сказал, что у него одна душа?.. Композитор Бородин — химик, Островский, создатель «Грозы», «Леса», «Свои люди — сочтемся», написал «Снегурочку». Как можно совместить в одном лице создателя Шестой симфонии и «Франчески да Римини» с танцами к «Щелкунчику»?» У Милашевского нашлись и волшебные краски, и волшебные образы.
«Конек-горбунок» П. Ершова искусно сочетает русский быт, русских персонажей допетровской эпохи с волшебством сказочной фантастики. И этой особенности текста как нельзя лучше ответило дарование художника. Милашевский много и с увлечением рисовал русскую природу, портреты крестьян, архитектуру. К. Федин писал в статье о нем: «Люди и природа Руси — исток сказки».
Приступая к иллюстрированию сказки Ершова, Милашевский подробно изучил одежду, утварь допетровской эпохи, характерные для Руси породы лошадей. Но исторические приметы, пристрастие художника к точным бытовым деталям не помешали сказочнику. Иллюстрации Милашевского передают чудесную небывальщину ярко, празднично, необычно. Он хорошо чувствует русский стиль во всем — и в одежде, и в архитектуре. Но царские чертоги, избы не списаны с известных образцов, а созданы воображением художника (в молодости учившегося на архитектурном отделении училища при Академии художеств) по законам древней и средневековой русской архитектуры. Лишь старый Тобольск довольно точно запечатлен в рисунке, где в поисках Жар-птицы Иван на коньке перескакивает через деревянный городок. Здесь жил автор сказки П. Ершов.
В тексте Ершова много насмешки, иронии, что отвечало и духу народных русских сказок. Ирония свойственна и Милашевскому. Достаточно вспомнить его иллюстрации к «Пиквикскому клубу», «Сказке о попе и о работнике его Балде». С насмешливой интонацией рисует Милашевский царя, городничего; с юмором вторит Ершову в прекрасном рисунке, изображающем кита с огородами, избами и церквами на спине. С юмором рисует художник пир (в конце книги): веселое застолье, пляску с медведем, народный кукольный театр. Сам чуткий к слову и хорошо владевший искусством слова, Милашевский верен тексту Ершова. Он говорил, что иллюстрировать книгу — это путешествовать в ладье чужой души.
Рисунки Милашевского к «Коньку-горбунку» подлинно народны. Березы, ели, птицы, обитающие на Руси, заволжские дали создают неповторимый колорит Родины. Милашевский, уроженец Саратова, с детства наблюдавший волжские просторы, любовавшийся рекой с высоких круч, вносит это чувство простора и в свои рисунки. Скачет с кручи к небу конь, сорвавшийся с узды. Лучший рисунок в книге — прыжок конька-горбунка с Иваном через городок — завораживает ощущением высоты.
Необыкновенно нарисовано небо, голубая земля, открывшаяся взорам Ивана. Богатство оттенков голубого, белые облака, многоцветная радуга подготавливают читателя к созерцанию пышного крыльца небесного дворца Царь-девицы.
Милашевский верен фасонам русской одежды. На его крестьянских персонажах — русские косоворотки, лапти с онучами, сапоги с острыми загнутыми носами, высокие валяные шляпы — гречневики. На рисунке, где Иван ждет приезда царевны, он нарисован, как слуга царя,— в костюме для верховой езды — чуче. Городничий, приехавший открыть базар, одет, как боярин: в высокой меховой горлатной шапке, в шубе с длинными рукавами. Трубач-стрелец рядом с ним — в красном жупане. Пестрота красок в этом рисунке усиливает впечатление суеты, разноголосицы, сумятицы городского базара. Царь, по традиции, нарисован художником в горностаевой накидке и шапке.
Ради иллюстраций к этой сказке Милашевский специально изучил русские породы лошадей. Крестьянская лошадка у него пегая, приземистая. Красавцы кони, на которых позарился царь, — «изящные, тонконогие скакуны с лебединой шеей и маленькой головкой». Художнику трудно оторваться от натуры, изобразить невиданное чудо. Таков конек-горбунок. У Милашевского это маленькая лошадка, вид которой не портят два горбика на спине, напоминающие седло. Этот верный маленький друг героя сказки с необычно длинными ушами, за которые держится Иван, когда мчится на поиски Жар-птицы, изображен с явной симпатией.
Иное дело—изображение подводной канцелярии. Оно создано в сатирическом ключе. Советник сом в боярской шапке сидит за столом земского суда. Возле стола свалены подношения просителей, которые действуют по старинной пословице: «Не ходи к судье с носом, а ходи с приносом». Рак ставит сургучную печать на указ, который сейчас вручат дельфинам-стражникам. Они стоят навытяжку, вооруженные саблями и старинным оружием — протазанами. В волшебную стихию ворвалась сатирическая струя, идущая от традиций народной сатирической сказки и пословицы. Двадцатилетний труд Милашевского над сказкой «Конек-Горбунок» увенчался успехом. Он создал рисунки, которые надолго останутся в памяти юного читателя, навсегда будут связаны с одной из лучших русских детских книг, которой они вполне достойны.
(c) Л. П. Шувалова
Купить книги с иллюстрациями Владимира Милашевского
Синяя свита наизнанку сшита | Конек-горбунок | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Синяя свита наизнанку сшита
|
Название Конек-горбунок
|
Иллюстрация как верность стилю
07.10.2013
Выставка книжной графики В.А. Милашевского «Иллюстрация как верность стилю», открывающаяся 9 октября в выставочных залах «Научной библиотеки» Государственного музея имени А.С.Пушкина, приурочена к 120-летию художника. В экспозиции представлены произведения тиражной и оригинальной графики художника из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.