Виктор Аронович Дувидов (1932-2000) — заслуженный художник России, народный художник России, книжный иллюстратор.
В 1940 поступил в среднюю школу, одновременно — в Детскую музыкальную школу при Государственной консерватории. С 1944 по 1950 посещал основанную И.Грабарем детскую художественную школу.
В 1955 году закончил Полиграфический институт, где его преподавателями были П.Г.Захаров и А.Д.Гончаров. Его дипломным проектом была серия иллюстраций к сказкам Р. Киплинга.
После окончания института рисовал для издательств «Детская литература», «Малыш», «Издательство художественной литературы», «Прогресс», «Географгиз», «Иностранная литература» и других; также для журналов «Вокруг света», «Наука и религия», «Мурзилка».
За годы работы в книге оформил и проиллюстрировал более 200 книг — русские, грузинские, таджикские, мордовские сказки, стихи, рассказы, повести; одновременно работал в живописи и станковой графике — рисунке, литографии, офорте, ксилографии. С середины 50-х годов начал участвовать во всероссийских, московских, республиканских, международных выставках произведений книжной графики.
В 1961 г. вступил в Московский союз художников. С 1989 г. — Заслуженный художник России. С 1997 г. — Народный художник России. В 1993 г. ему было присвоено звание Лауреата Государственной премии России за роспись фрески (совместно с М.Митуричем) в новом Палеонтологическом музее.
Дувидова называют художником с «абсолютным музыкальным слухом».
В наследии художника жанровые композиции, пейзажи, портреты, виды Москвы, цветочные мотивы, и – главное — иллюстрации и станковые рисунки в детским книгам.
Трагически погиб в феврале 2000 года.
«Не так-то часто это бывает, когда дети и взрослые любят одно и то же. Вот, например, дети любят мороженое, а взрослые – перец и горчицу. Дети любят шлёпать ногами по лужам, а взрослые этого не любят.
А рисунки Виктора Дувидова любят и дети, и взрослые. И я тоже люблю.
Почему же так получается?
Наверно, потому, что они бодрые, яркие, радостные. Так и видно, что рисовал художник с удовольствием. Посмотришь – и самому захочется рисовать. Ещё, наверно, потому, что Дувидов чаще всего рисует то, что хорошо знает и любит. Вот была у Виктора борзая собака Валдай. И Валдай разгуливает на многих его картинах. А уж своего любимого Валдашку Дувидов рисовал очень хорошо.
Ручной сороки у Дувидова не было, но, как видно, он любил и сорок. Все видели сороку, а у Дувидова сорока получается красивее, чем у других.
А когда художнику надо было нарисовать туркменских ребят, он поехал в Туркмению, чтобы самому всё увидеть и хорошо узнать. Виктор Дувидов рисовал не только для детей, но и для взрослых, даже писал картины масляными красками.
И то, что он рисовал для детей, и то, что для взрослых, очень похоже. Наверное, это потому, что он не подлаживался ни под чей вкус, а рисовал так, как самому ему нравилось.
Вот почему, я думаю, его рисунки любят и взрослые и дети».
«Его подход к реальности не был аналитическим. Он не пытался разъять мир на части, чтоб докопаться до механизма бытия. Он ликовал, он восхищался увиденным. Он интуитивно угадывал суть. Эта цельность не характерна для человека XX века. Мгновенные вспышки восхищения позволяли ему постичь то, что не доступно рассудочности. Я не интеллектуал, шутил Дувидов. В нем трудно обнаружить метод, его невозможно копировать. Его работы неповторимы».
«Ему безумно хотелось рисовать. Всю жизнь. Бросалось в глаза неуемное рвение, стремление охватить рисованием все стороны жизни, все на свете».
“Дувидов артистичен во всём: и внешне, и в стиле жизни, и в своем творчестве. Слово «artist», применяемое в других языках как заменяющее «художник», ему очень подходит».
(с) Юрий Могилевский
«Судьба Дувидова, канва его жизни могут стать основой захватывающего романа, кинофильма со сложной фабулой. Место и точная дата рождения неизвестны. В 1936 году, в разгар гражданской войны в Испании, ныне именуемой мятежом, его в числе других испанских детей отправили в СССР. Мать — коминтерновка, член МОПРа, оставила сына в Москве в детском доме, вернулась на родину довоевывать и вскоре погибла.
Мальчика усыновила бездетная чета врачей Дувидовых: Арон Абрамович и Елена Ноевна. Они сожгли его испанские бумаги, чтоб никто ничего не знал. Выписали свидетельство о рождении с датой: 8 июля. И он забыл язык раннего детства. А когда, уже подростком, узнал, что был усыновлен, не сказал ни слова приемным родителям, не чаявшим в нем души. Опасался, что станут горевать. Любопытно, что он похож на приемного отца на общем снимке.
Уже в свои поздние годы, будучи в Испании, он пытался найти кровных родственников. Но никаких следов не обнаружил.
***
Можно ли считать общеиспанскими его жизнелюбие (радостная улыбка, по свидетельству коллег, была сущностью Дувидова), его способность очень быстро рисовать с натуры, его музыкальность (параллельно с художественной школой им. Грабаря учился в музыкалке в Мерзляковском, играл на рояле, неплохо пел — дувидовский баритон звучал на вечерах, на капустниках живописцев), его благородную отзывчивость? Или это индивидуальные, личные, врожденные и выпестованные свойства?»
(с) Владимир Приходько, «Московская правда» (март 2001)
Купить книги с иллюстрациями Виктора Дувидова
Доктор Айболит | Почему у птицы кальчунды клюв и лапки золотые | Здравствуй, я тебя знаю | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Доктор Айболит
|
Название Почему у птицы кальчунды клюв и лапки золотые
|
Название Здравствуй, я тебя знаю
|
Здесь я живу | Сказка о добром муравье | В гостях у бабушки Кандики | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Здесь я живу
|
Название Сказка о добром муравье
|
Название В гостях у бабушки Кандики
|
Непослушный медвежонок | Откуда взялись броненосцы | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Непослушный медвежонок
|
Название Откуда взялись броненосцы
|