Михаил Ромадин

Биография

Михаил Николаевич Ромадин (1940-2012) — художник, живописец, иллюстратор.

Родился в семье известного пейзажиста, академика живописи Николая Ромадина. Окончил художественный факультет Института кинематографии в Москве (ВГИК).

Ромадин был близким другом режиссера Андрея Тарковского, как художник принял участие в создание одного из самых его знаменитых фильмов «Солярис». Также рисовал эскизы и к фильмам других режиссеров — «Первый учитель», «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо». Придумал летальный аппарат для фильма «Андрей Рублев».

Занимался живописью, графикой, рисовал эскизы театральных костюмов, создал серию работ к «Фаусту», «Уленшпигелю», балетам Родиона Щедрина и многое другое. Его творчество охватывает самый разнообразный спектр тем — городские пейзажи Америки, Франции, Швейцарии, портреты известных людей, интерьеры мастерских Шемякина и Фукса и других художников.

В годы застоя, когда его живопись оказалась под запретом, в основном сосредоточился на книжной иллюстрации, всего проиллюстрировал около 100 книг. Из наиболее значительных его работ следует назвать издание книги Льва Толстого «Два товарища» (это пересказ великим русским писателем эзоповских басен для детей) и сборника русских народных сказок «Полевая березка». Обе книги вышли в «Детской литературе». Художник работал над иллюстрациями к индийскому эпосу «Рамаяна» («Детская литература»), а также к книге Ю. Качаева о похождениях русского купца Афанасия Никитина («Малыш»). В издательстве «Современник» с иллюстрациями М. Ромадина вышла книга Мустая Карима «Долгое-долгое детство».

Принимал участие в международных выставках Европы, России, США, выставлялся в Париже, Женеве, Давосе и других городах.

В последние годы занимался в основном станковой живописью и графикой.

Народный художник России, лауреат Государственной премии России, «почетный профессор ВГИК», член Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Россия». «Офицер» и «почетный доктор-арт» Бельгийской Академии современного искусства AIAC с вручением «Золотой пальмовой ветви». «почетный гражданин» городов Форт-Уорт и Тексаркана (США).

Работы Михаила Ромадина представлены в Третьяковской галерее и в Государственном Историческом музее в Москве, в музеях Питера Людвига (Кельн, Аахен, Будапешт, Пекин), в Музее Зиммерли Раттгерс Университета (США), в музее «Дворец инвалидов» и в собрании ЮНЕСКО в Париже, во Дворце Наций в Женеве, а также во многих частных собраниях России и других стран мира.


“Темперамент Ромадина скрытый, загнанный внутрь. В лучших его произведениях темперамент из внешне понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного, как это часто бывает, переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую. В моем понимании в этом принципе скрыто самое высокое художественное качество». (с) Андрей Тарковский


«Я часто ходил к Михаилу Ромадину, квартира полна книг, мебели и удержавшихся в равновесии предметов, которые расставлены там и сям. Там я пережил минуты потрясения, я боялся, что все это упадет мне на голову. Картины, на которых изображены многочисленные сражающиеся воины, листья и травы нуждаются в пустом пространстве стен. Но я не чувствовал удушья, я органично чувствовал себя в этом лабиринте находя в нем воздух и широкие горизонты. Тогда стремишься к спокойной жизни, которую мы теряем и которая так мила его сердцу.» (с) Тонино Гуэрра


Я — представитель «фантастического реализма».


Мои картины рассчитаны на длительное рассматривание, поэтому я часто использую «брейгелевскую перспективу» — вид с птичьего полета, которая дает возможность вместить наибольшее количество сюжетов. Из них я комбинирую фантастическую картину, это мое представление о бесконечности.


Мне говорят, что мои работы не имеют стиля, вернее —стиль есть, но я его слишком часто меняю на новый. Говорят, почти каждая картина могла бы стать периодом, если бы я работал хотя бы сериями. А сейчас картины мои трудно сочетаются друг с другом на выставках, а для галерейщика они представляют определённую трудность для массовой продажи.

Ещё бы! Покупатель привык узнавать художника «по мазку». Но что делать, если мне скучно повторять уже найденную манеру! Да и в работах других художников для меня интереснее ранний период, пока художник только где-то приближается к своему стилю, но полностью еще не успел найти его. Не потому ли Пикассо всю жизнь менял свою манеру, что само изменение стиля есть движение вперед, полное находок и интереса. Почти в каждой картине позднего Миро фигурирует звездочка—штамп, говорящий, что «это —Я, сам Миро, не путайте меня с другим!» И покупатель покупает очередную картину со звездочкой—типичную картину типичного современного классика. Мне же ближе другой Миро —его картина «Ферма», еще не столь совершенная по стилю, но мощная и сильная по искусству. Недаром именно эту картину купил у него Эрнест Хемингуэй.

Я считаю, что свобода творчества важнее самоцензуры стиля, тем более что лицо подлинного художника все равно будет узнаваемо, сколько бы ни менял он свою манеру.


 

Купить книги с иллюстрациями Михаила Ромадина

OZON.ru
labirint.ru
amazon.com

Картинки

Богатырь Кулюг За тридевять земель Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане
Название Богатырь Кулюг
Автор Тувинские сказки
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1974
Издательство Детская литература
Название За тридевять земель
Автор Юрий Качаев
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1982
Издательство Малыш
Название Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане
Автор С.Сахарнов
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1986
Издательство Детская литература
Доктор Айболит Синее небо Великий лесоруб Поль Баньян
Название Доктор Айболит
Автор К.Чуковский
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1985
Издательство Советская Россия
Название Синее небо
Автор А.Маркуша
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1987
Издательство Малыш
Название Великий лесоруб Поль Баньян
Автор Американский фольклор
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1994
Издательство Детская литература
Прабабушка наша вселенная А сперва была лошадь
Название Прабабушка наша вселенная
Автор Феликс Кривин
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1978
Издательство Малыш
Название А сперва была лошадь
Автор Анатолий Маркуша
Иллюстратор М.Ромадин
Год издания 1980
Издательство Малыш

Разговоры

Михаил Ромадин. Из дневника художника
Но помимо кино, Ромадин безостановочно и неустанно рисовал — везде и всегда. В Америке Михаила Ромадина прозвали «рисовальной машиной» — за свои полгода жизни в Далласе он изрисовал 10 рулонов бумаги по тридцать метров каждый. Рисовал везде: на улице, в студии, на родео и в джазовых клубах. «Так происходит всегда и всюду, куда бы ни занесла судьба. Рисунок всегда для меня важен, как память о моменте».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс