Анатолий Зиновьевич Иткин (1931) — российский художник и иллюстратор.
Закончил в 1956 году графический факультет художественного института имени Сурикова в Москве; обучался также в мастерской книги профессора Б.А.Дехтерева.
Иллюстрирует детские книги с 1953 года, всего оформил более 200 произведений русской и мировой классической литературы. Много работал в технике эстампа, пишет с натуры акварели.
В 60-е и 70-е годы Иткин много работал над пушкинской темой, сделал серию цветных эстампов по мотивам повести Ю.Тынянова «Пушкин» и серию литографий «Поэты Пушкинского окружения». Тогда же создал цикл рисунков-воспоминаний о своем детстве тридцатых годов («Детство в Останкино»).
Участвует в отечественных и зарубежных выставках. С 1998 года Анатолий Иткин — Заслуженный художник России. Его произведения можно найти во многих музеях и галереях (Музее А.С.Пушкина в Москве, Центральном музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, Тверском краеведческом музее, Литературном музее А.Толстого в Самаре, Музее С.Т.Аксакова в Абрамцево), в частных собраниях России и других стран.
Я начал рисовать в очень раннем детстве. Мой дед был типографом. Из типографии он приносил множество бумажных обрезков. Ими даже обклеивали темный деревянный потолок, чтобы было посветлее. Одним словом, бумаги в доме было так много, что я как-то сам собой пристрастился к рисованию. Так и рисую с тех пор.
***
Мне не нравится новая тенденция, согласно которой обложку книги делает не художник, а кто-то другой с помощью каких-то компьютерных средств. Я считаю, что обложка должна быть сделана той же рукой, что и иллюстрации, в ней должна отображаться авторская мысль художника.
***
Когда читаешь текст, всегда возникает образ. Откуда он берется? Трудно сказать. У хорошего художника всегда есть чувство обобщения. Он может воспринимать людей по типам. Поэтому когда ты читаешь книгу, у тебя сразу возникает конкретный тип человека. Если ты, изображая героя, придерживаешься вот этого своего первого впечатления, то получается хорошо. А иногда уходишь куда-то в сторону, и это уже хуже.
***
Когда в моду входит плоская грудь и длинные ноги, что делать полногрудым и коротконогим? Умирать? Уйти со сцены? Не размножаться?Когда на смену скучному соцреализму пришел и воцарился экспрессионизм, среди художников стали цениться странность, неуравновешенность, нарушения нормы. Ходишь по выставкам и видишь: вот настоящий сумасшедший, а вот опять псих, и этот — туда же. Но что в таких обстоятельствах делать людям спокойным, благодушным, нормальным? Мимикрировать? Прикидываться психом? Имитировать экспрессию?
Признаюсь, передо мной возникали подобные вопросы. Но я не мог и не желал приспосабливаться к новейшим веяниям. Я предпочел остаться тем, кем я был. К счастью, иллюстратор может выбирать себе литературный текст соответствующего стиля и толка. Мой художественный стиль оказался вполне востребованным. Моему реализму не свойствен ни чрезмерный гротеск, ни эмоциональные излишества. Добродетелями для меня являются правдивость и достоверность. И если таковые присутствуют в моем рисунке, да еще и выразительность в придачу, то я считаю такой рисунок удачным.
Со студенческих лет я усвоил постулат, что не стоит специально заниматься самовыражением. Лучше заниматься нуждами изображаемого, а проблема самовыражения решится в этом процессе сама собой.
«Анатолий Иткин удивительно как-то вникает именно в того автора, именно в ту книгу, которую иллюстрирует в данный момент. Вот это именно Жюль Верн и больше это никто не может быть. Толя решил переделать картинку, потому что ему не нравилась фигура на переднем плане, сзади там был подплывающий корабль. Он был маленький-маленький. И я говорю: «Ты же можешь переделать — смыть переднюю фигуру и сделать новую». «Нет! Потому что вот там — кораблик, а теперь я хочу, чтобы он не уплывал, а подплывал». Я говорю: «Ну, какая разница — ну, парус, ну и всё». «Нет! Совершенно другая оснастка! У него же там поднят какой-то бом-брамс…, а он должен быть опущен». Ну, в общем, он знает все. И мне кажется, что это не дотошность какая-то мелкая, а это, наоборот, очень большая культура. Что касается культуры вообще, Анатолий Зиновьевич ею пропитан до мозга костей. И вкус, и культура — это его очень высокие качества. Но вот что меня всегда поражало — какая-то его ответственность, что ли. Он не может сделать плохо, он не может сделать небрежно, он не может сделать “чего изволите”». (c) Ника Гольц
Купить книги с иллюстрациями Анатолия Иткина
Волшебные сказки Англии | Айвенго | Повести | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Волшебные сказки Англии
|
Название Айвенго
|
Название Повести
|
Герой нашего времени | Двадцать тысяч лье под водой | Дети капитана Гранта | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Герой нашего времени
|
Название Двадцать тысяч лье под водой
|
Название Дети капитана Гранта
|
Асканио | Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса | Как запело дерево | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Асканио
|
Название Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
|
Название Как запело дерево
|
12.10.2012
Выставка «Анатолий Иткин. Акварель, литография, книжная иллюстрация»
С 12 октября по 25 ноября 2012 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки проходит выставка «Анатолий Иткин. Акварель, литография, книжная иллюстрация». В составе экспозиции около 230 акварельных и графических работ Заслуженного художника России Анатолия Зиновьевича Иткина.
Казалось таких людей уже не осталось.Дай бог здоровья и пусть ещё долго радует своим творчеством.