Выставка «Анатолий Иткин. Акварель, литография, книжная иллюстрация»

12.10.2012

С 12 ок­тября по 25 но­яб­ря 2012 го­да в Му­зей­но-выс­та­воч­ном комп­лек­се Шко­лы ак­ва­рели Сер­гея Анд­ри­яки проходит выс­тавка «Ана­толий Ит­кин. Ак­ва­рель, ли­тог­ра­фия, книж­ная ил­люст­ра­ция». В сос­та­ве экс­по­зиции око­ло 230 ак­ва­рель­ных и гра­фичес­ких ра­бот Зас­лу­жен­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сии Ана­толия Зи­новьеви­ча Ит­ки­на.

Адрес проведения выставки

Наш ад­рес: Го­роховс­кий пер., д. 17
(про­езд: м. «Курс­кая», вы­ход к Шко­ле ак­ва­рели)

Вре­мя ра­боты Му­зей­но-выс­та­воч­но­го комп­ле­са: 11.00-19.00
вы­ход­ные – по­недель­ник и втор­ник.

Третье воск­ре­сенье каж­до­го ме­сяца – вход бесп­лат­ный.

Фоторепортаж с открытия выставки

***

Ана­толий Ит­кин ро­дил­ся 28 ян­ва­ря 1931 го­да в Моск­ве. В 1950 го­ду окон­чил Мос­ковс­кую сред­нюю ху­дожест­вен­ную шко­лу. В 1956 го­ду – гра­фичес­кий фа­куль­тет Мос­ковс­ко­го ху­дожест­вен­но­го инс­ти­тута им. В.И. Су­рико­ва (книж­ная мас­терс­кая про­фес­со­ра Б.А. Дех­те­рова). На фа­куль­те­те пре­пода­вали Е.А. Киб­рик, М.С. Ро­ди­онов, П.И. Су­воров, Ю.П. Рей­нер. С 1954 го­да ра­ботал ху­дож­ни­ком-ил­люст­ра­тором во мно­гих мос­ковс­ких из­да­тель­ствах; все­го за свою твор­ческую жизнь мас­тер про­ил­люст­ри­ровал мно­жест­во книг – от ска­зок для са­мых ма­лень­ких до русс­кой и за­рубеж­ной клас­си­ки.

По­сети­тели выс­тавки с удо­воль­стви­ем вспом­нят зна­комые с детс­тва кни­ги, осо­бое оча­рова­ние ко­торым при­дава­ли ил­люст­ра­ции А.З. Ит­ки­на, вы­пол­ненные в ак­ва­рель­ной и гра­фичес­кой тех­ни­ке. Это Жюль Верн и Алек­сандр Дю­ма, Марк Твен и Вик­тор Гю­го, Чарльз Дик­кенс и Гер­берт Уэллс, Фе­нимор Ку­пер и Шарль Пер­ро, ро­маны И.А. Гон­ча­рова, А.Н. Толс­то­го, С.Т. Ак­са­кова, по­эзия М.Ю. Лер­монто­ва, Н.А. Нек­ра­сова, П.А. Вя­земс­ко­го, А.А. Бло­ка. По сло­вам ху­дож­ни­цы Ни­ки Гольц, Ана­толий Ит­кин «уди­витель­но как-то вни­ка­ет имен­но в то­го ав­то­ра, имен­но в ту кни­гу, ко­торую ил­люст­ри­ру­ет в дан­ный мо­мент. Ме­ня всег­да по­ража­ла… его от­ветс­твен­ность… Он не мо­жет сде­лать пло­хо, он не мо­жет сде­лать неб­режно, он не мо­жет сде­лать “че­го из­во­лите”».

Осо­бое мес­то в твор­чест­ве ху­дож­ни­ка за­нима­ет пуш­кинс­кая те­ма – он ил­люст­ри­ру­ет ли­рику и про­зу Пуш­ки­на на про­тяже­нии бо­лее пя­тиде­сяти лет. Вни­мание по­сети­телей выс­тавки, не­сом­ненно, прив­ле­чет блес­тя­щая се­рия ак­ва­релей, ук­ра­сив­шая кол­лекци­он­ное из­да­ние «Ев­ге­ния Оне­гина» (2009 г.).

Од­на­ко мир книг не­от­де­лим для Ана­толия Ит­ки­на от дру­гих, бо­лее «лич­ных» ас­пектов ра­боты ху­дож­ни­ка. На выс­тавке соб­ра­ны и ак­ва­рели мас­те­ра – пей­за­жи, вы­пол­ненные с на­туры во вре­мя мно­гочис­ленных по­ез­док по стра­не, порт­ре­ты, жан­ро­вые сцен­ки, на­тюр­морты, ин­терьеры, – и стан­ко­вые ли­тог­ра­фии, и эс­ки­зы.

Но есть еще од­на об­ласть, где ху­дож­ник чер­па­ет вдох­но­вение, – собс­твен­ное детс­тво. Осо­бен­но до­рогую ав­то­ру боль­шую се­рию ли­тог­ра­фий и ри­сун­ков по вос­по­мина­ни­ям 1930-х, наз­ванную «Детс­тво в Ос­танки­не» (лис­ты се­рии «Ули­ца» и «Вы­ход­ной» хра­нят­ся в Го­сударс­твен­ной Третьяковс­кой га­лерее), по­кажет он в выс­та­воч­ных за­лах Шко­лы ак­ва­рели. Теп­лое чувс­тво у по­сети­телей выс­тавки вы­зовут и не­пос­редс­твен­ные и жи­вые ак­ва­рели и ри­сун­ки, пос­вя­щен­ные Сред­ней Азии («Де­вуш­ка из Бу­хары», «Уз­бек с пи­алой», «Бу­хара. С ос­ли­ком», «Иша­чий двор при ба­заре» (все 1964 г.) и др.).

Да­леко не все, предс­тав­ленное в экс­по­зиции, ри­сова­лось в прош­лом. Ана­толий Ит­кин, нес­мотря на свой со­лид­ный воз­раст, – дей­ству­ющий ху­дож­ник. «Мне дал Бог – как го­ворит­ся – си­лы. Не ос­ку­дела ру­ка – и я про­дол­жаю ра­ботать», – приз­на­ет­ся он. Пос­ледние го­ды мас­тер ув­ле­чён на­тур­ной ак­ва­релью – на­тюр­морта­ми и пей­за­жами. На выс­тавке предс­тав­ле­но нес­коль­ко ра­бот, да­тиро­ван­ных 2012 го­дом.

Идут го­ды, ме­ня­ют­ся вре­мена, но ху­дож­ник ос­та­ет­ся ве­рен сво­ему твор­ческо­му кре­до: «Мо­ему ре­ализ­му не свой­ствен ни чрез­мерный гро­теск, ни эмо­ци­ональ­ные из­ли­шест­ва. Доб­ро­дете­лями для ме­ня яв­ля­ют­ся прав­ди­вость и дос­то­вер­ность. И ес­ли та­ковые при­сутс­тву­ют в мо­ем ри­сун­ке, да еще вы­рази­тель­ность в при­дачу, то я счи­таю та­кой ри­сунок удач­ным. Со сту­ден­ческих лет я ос­во­ил пос­ту­лат, что не сто­ит спе­ци­аль­но за­нимать­ся са­мовы­раже­ни­ем. Луч­ше за­нимать­ся нуж­да­ми изоб­ра­жа­емо­го, а проб­ле­ма са­мовы­раже­ния ре­шит­ся в этом про­цес­се са­ма со­бой».

Ана­толий Зи­новьевич Ит­кин — член Со­юза ху­дож­ни­ков СССР, Зас­лу­жен­ный ху­дож­ник Рос­сии, ла­уреат мно­жест­ва кон­курсов, его ра­боты на­ходят­ся в Го­сударс­твен­ной Третьяковс­кой га­лерее, в Го­сударс­твен­ном му­зее А.С. Пуш­ки­на, в Цент­раль­ном му­зее А.С. Пуш­ки­на в Санкт-Пе­тер­бурге, в Го­сударс­твен­ном ли­тера­тур­ном му­зее, в Ли­тера­тур­ном му­зее А.Н. Толс­то­го в Са­маре, в Му­зее-за­повед­ни­ке «Аб­рамце­во», в Тверс­ком кра­евед­ческом му­зее и в част­ных кол­лекци­ях Рос­сии, Югос­ла­вии, Из­ра­иля, США, Гер­ма­нии и Юж­ной Ко­реи.

источник

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *