Михаил Самуилович Беломлинский (1934-2020) — художник-иллюстратор.
Закончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. С 1971 года работал главным художником журнала «Костер». В 1989 году эмигрировал в США, работал там арт-директором газеты «Новое русское слово».
Среди проиллюстрированных им произведений «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена, «Говорящий свёрток» Джеральда Даррелла, «Дон Кихот» и многие другие книги. Всего Беломлинским оформлено и проиллюстрировано более 250 книг.
В 1989 г. эмигрировал в США. В Нью-Йорке работал в газете «Новое русское слово», а потом в газете «Русский базар». Занимался любимым делом – рисовал иллюстрации, заставки, дизайн рекламы, карикатуры, шаржи. До недавнего времени продолжал работать для российских и американских издательств как художник детской книги. В числе последних работ М. Беломлинского серия «33 несчастья» Лемони Сникета.
Михаил Самуилович — отец писательницы Юлии Беломлинской и муж Виктории Беломлинской, также писательницы.
Я ленинградец. Сколько себя помню, я все время рисовал, начал рисовать еще мелом на тротуаре. Потом все пошло очень гладко: после эвакуации поступил в художественную школу. Отвела меня туда моя тетя, причем не только для учебы, но и для получения стипендии, в ту пору это была дополнительная рабочая карточка. Ну, а из школы я поступил уже в Академию художеств, на графический факультет, по окончании которой был принят в Союз художников, поскольку начал работать еще студентом. Так что занимаюсь рисованием практически всю жизнь, ничего другого делать не умею и не люблю. Окончив Академию, я много поездил по Союзу. Был на Камчатке, на Командорских островах, на Чукотке. Можно сказать, впервые Америку увидел «с той стороны».
***
«Карикатурить» я начал еще в Ленинграде. Был там такой коллектив — «Боевой карандаш», созданный еще во время блокады. Художники делали рисунки (карикатуры) на литографских досках, затем рисунки размножали, расклеивали на танках и так далее. В мирное время этот коллектив возродился, туда пришли мы с приятелем и стали делать юмористические плакаты. Аналогичные рисунки появлялись в газетах, да и иллюстрации в книжках были, как правило, с юмористическим уклоном. С Бидструпом я был лично знаком, а из учителей могу назвать автора первых рисунков к «Приключениям Буратино» Бронислава Брониславовича Малаховского, к сожалению, расстрелянного в 1937 году. Он был не только очень талантлив, но и безумно красив — как Джек Лондон.
***
Художник-иллюстратор похож на киногруппу, снимающую фильм. Он должен сделать раскадровку – макет будущей книги, найти актеров, одеть их, загримировать, найти «натуру» и построить интерьеры, а главное, найти стиль, манеру, технику рисования именно этой книги.
***
Я иллюстрировал много замечательных книг: Хармса, Маршака, Успенского, Голявкина, Пантелеева, Бориса Житкова, Горбовского, оформлял первые книжки Игоря Ефимова, Валерия Попова, делал рисунки к смешным детским повестям Аксенова, к первой публикации Олега Григорьева, к новеллам Сервантеса, к сказкам Дарела, к книге Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». В 76 году я проиллюстрировал первое в союзе издание книги Толкина «Хоббит», (она переиздается до сих пор). Очень часто использую в иллюстрациях знакомые лица. Хоббита я рисовал с Евгения Леонова, Янки – с Сергея Юрского и т.д. Очень люблю рисовать шаржи — на друзей, на любимых актеров, писателей, художников. Мои работы находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее в Ленинграде, в частных коллекциях.
Я много ездил по стране, был на Камчатке, Командорских островах, на Чукотке. Оттуда впервые увидел Америку (ширина Берингова пролива – 50 км), куда наша семья: я, жена, писатель, которую в России не печатали, две дочери, (старшая – тоже художник), внучка эмигрировали 15 лет назад.
«В жизни не видал более веселого человека, чем художник Михаил Беломлинский. Все в нем было веселое — и смеющиеся глаза, и золотистые кудри, похожие на стружки, и всегда улыбающийся рот, и даже нос у него был веселый — когда Миша улыбался, нос тоже в этом участвовал. А всегда весел Михаил был потому, что все время рисовал свои замечательные, потешные картинки — веселившие не только его, но и всех, кто их видел. И рисовал он их непрерывно — все детские писатели, все детские журналы обязательно хотели, чтобы Иллюстрации Михаил Беломлинского их иллюстрировал именно он. Симпатичнее, душевнее, забавнее его не мог рисовать никто. И в своей большой, светлой мастерской он, как правило, рисовал сразу несколько книжек, весело и дружелюбно разговаривал по телефону — все просили его нарисовать для них — и плюс к этому еще шутил с многочисленными гостями — писателями, или с друзьями — художниками, и все это делал легко и талантливо. Но больше всего он любил журнал «Костер». Я думаю, за всю историю журнала в нем появилось несколько тысяч рисунков Беломлинского. Рисует Михаил и сейчас, хотя он не такой уже молодой, смеется не так много, как раньше, но зато — смеются его рисунки».
(с) Валерий Попов
Купить книги с иллюстрациями Михаила Беломлинского
Слоны и чернильницы | Добывайки | Стихи | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Слоны и чернильницы
|
Название Добывайки
|
Название Стихи
|
Алеша | Кто сильней? | Хоббит или туда и обратно | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Алеша
|
Название Кто сильней?
|
Название Хоббит или туда и обратно
|
Надо обязательно быть изобретательным | Про хорошего котёнка | Смешинка | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Надо обязательно быть изобретательным
|
Название Про хорошего котёнка
|
Название Смешинка
|