Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987) — советский художник, график, иллюстратор. Рисованием увлекался с раннего детства, окончил сначала художественный техникум в Перми, затем переехал в Москву и поступил во ВХУТЕИН, где прошел обучение у известных художников — Павлинова, Герасимова, Родионова.
С 30-х годов начал работать в издательствах, в отделах графики и живописи. Во время войны рисовал листовки во фронтовом отделе Главупра. Числился как военный художник в студии Грекова.
После войны продолжил заниматься живописью, создал серии работ «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия», написанных в различной технике.
Кокорин также много занимался иллюстрацией детской литературы, как русской, так и зарубежной. Был награжден Золотой медалью Академии художеств за иллюстрации к сказкам Андерсена.
Художник много выставлялся, и внутри страны, и за рубежом, на его счету более ста выставок, среди которых было много и персональных.
Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку. Краски подбираю так, чтобы они гармонировали одна с другой и передавали нужное настроение.
***
Бывает, вдруг тебя охватывает чувство робости перед чистым, нетронутым листом белой бумаги. Боязно прикоснуться к нему. Происходит это, по-видимому, оттого, что задуманное еще окончательно не созрело в твоем сознании, не приобрело конкретности и, закрыв глаза, ты не видишь вынашиваемый образ в пластическом завершении.
Тогда я жду того момента, когда ясность придет.
***
В творческом процессе все виды художественной деятельности находятся во взаимосвязи: без рисунка немыслима живопись, но она, в свою очередь, придает рисунку большую емкость, цветоносность; ваяние помогает пластически осмыслить трехмерность формы; работа над гравюрой приучает к дисциплине и тонкому расчету, а акварель приносит свежесть и звучность цвета.
Ограничиться чем-то одним — значит обеднить себя, свое творчество.
«Анатолий Владимирович Кокорин полон творческих сил и энергии. Каждое утро его можно встретить на улице Усиевича, неторопливой походкой шагающего в свою мастерскую на Масловке. Ваш взгляд обязательно остановит этот невысокого роста, элегантный седой человек, с мягкими чертами лица, улыбчивой искоркой в глазах, одетый с изысканной простотой. А тот, кому довелось общаться с ним — непременно отметит его добрый нрав, мягкость и деликатность в отношениях с людьми, почти детскую доверчивость и мудрую доброжелательность. То, что составляет существо его человеческой индивидуальности, — доброта, оптимизм, щедрость сердца — является и основой его жизнеутверждающего искусства. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».
Но мы-то понимаем, да и сам он знает, что ему «к лицу» лишь светлые тона…»(с) Кулешова В. «Анатолий Кокорин. Графика» — М., 1984)
«Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, нужно было бы назвать «импровизация профессионала», и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет.
***
О «росчерке пера» нужно сказать особо. Тот высокий и благородный профессионализм, которым полна книга об Андерсене, пришёл к Анатолию Кокорину долгими путями. Своё умение мгновенно видеть он приобрёл не только как художник, но ещё как постоянный, неутомимый путешественник. Задолго до появления книги об Андерсене появились самые разнообразные «путевые» издания Кокорина: «По старым русским городам», «Ленинградский альбом», «В Голландии»… А если перечислять все точки на карте, где побывал Анатолий Кокорин, придётся перелистать целый географический атлас. Он рисовал Кавказ, Волгу, Днепр, Азовское море, Среднюю Азию, Англию, Ирландию, Шотландию, Индию и Афганистан.
Среди этого движения по земле было четыре особых года — четыре года Великой Отечественной войны.
Кокорин прошёл их целиком и, как художник студии имени Грекова, работал в Подмосковье, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. Один из пристальных исследователей его творчества сказал, что на войне «необходимо рисовать быстро и верно». Так и было. Так было всю жизнь, и, рассматривая книгу об Андерсене, трудно поверить, что многие маленькие графические шедевры, рождённые «быстро и верно», принадлежат человеку, которому скоро восемьдесят».
Купить книги с иллюстрациями Анатолия Кокорина
Как буря перевесила вывески | Конек-горбунок | Что муж ни сделает, то и хорошо | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Как буря перевесила вывески
|
Название Конек-горбунок
|
Название Что муж ни сделает, то и хорошо
|
Золотой ключик, или приключения Буратино | Ах, мой милый Августин | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Золотой ключик, или приключения Буратино
|
Название Ах, мой милый Августин
|
«Как я рисовал сказки Г.-Х. Андерсена»
Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплёте. На нём золотыми узорными буквами было написано: «Сказки Г. X. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки и полюбил Стойкого оловянного солдатика, Свинопаса, добрую мужественную Герду, волшебника Оле-Лукойе.
Выставка «Анатолий Кокорин. Художник сказок»
26.09.2018
К 110 летию со дня рождения Анатолия Владимировича Кокорина, одного из лучших отечественных графиков и иллюстраторов ХХ века, редакция журнала «Наше наследие» и галерея ГРОСаrt представляют выставку избранных произведений прославленного мастера.
Benvenuti — Welcome — Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина
26.06.2014
20 июня 2014 года в Москве в здании Института русского реалистического искусства открылась новая выставка «BENVENUTI – WELCOME – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ. Дневник путешествий Анатолия Кокорина». В музее представлены 180 графических работ великого художника, а также его личные вещи и прижизненные издания.