Мария Михальская

Биография

Мария Анатольевна Михальская (1983) — художник-иллюстратор.

Родилась в Москве; окончила факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова с дипломной работой — проиллюстрированной сказкой Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик», получившей бронзовую медаль на биеннале иллюстрации в Хорватии. Среди преподавателей Марии Михальской — Сергей Коваленков и Елена Трофимова.

Была лауреатом конкурса «Образ книги» в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации» (с иллюстрациями к сказке В. Гауфа «Холодное сердце»), финалистом международного конкурса «CJ Picture Book Festival» в Корее в номинации «Иллюстрации к неизданной книге» (с иллюстрациями к сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»), победителем международного конкурса иллюстрации 3rd Picture Book Festival в Южной Корее (иллюстрации к книге «Красный дом»).

Сотрудничает с издательствами «Эксмо» и «Махаон», проиллюстрировала «Щелкунчика» Гофмана, «Сказки» Уайльда, «Алису в Зазеркалье» Л. Кэролла, «Холодное сердце» В. Гауфа, «Джоконду» Андрея Семина-Вадова и др.

Блог Марии Михальской
Портфолио


Мне нравится «нагнетать атмосферу», но при этом очень важны и комические детали. Только в сказках Уайльда негде было пошутить. В работе иллюстратора для меня самое интересное – передать настроение сцены, найти характер героя, придумать образ.

***

Красиво оформленная книга – это, конечно же, не только удачные иллюстрации, но и продуманный до мелочей макет. Мне нравится всё сделать самой, от начала и до конца. Кроме того дизайн помогает «размяться», отвлекает от рисования деталек и тренирует глаз, так как в дизайне ты решаешь те же задачи, ищешь контраст, ритм, композицию, но оперируешь цветом, пустотами, линейками, шрифтами… Да ещё удовольствие получаешь, как от разгадывания ребуса.

(с)


Моё настоящее увлечение книжной графикой началось, когда мне посчастливилось попасть в ученицы к профессиональным художникам-иллюстраторам Сергею Александровичу Коваленкову и Елене Александровне Трофимовой. Огромный рабочий стол, бесчисленные наброски, раскадровки книжек, кальки, огромное количество альбомов по искусству и просто красивых детских и взрослых книжек, оформленных ими самими, или их друзьями, или зарубежными мастерами книжной графики, — всё это произвело на меня большое впечатление и разбудило интерес к оформлению книги. Я впервые попала в бурлящую профессиональную рабочую атмосферу опытных книжных графиков. Смотрела на наброски и иллюстрации (настоящие, которые вот-вот понесут в издательство или которые уже напечатаны и стоят в шкафу на полке!), рассматривала всевозможные книги, самые разные — от детских книжек-картинок до дизайнерских альбомов, — и невозможно было не заразиться интересом к работе с книгой. Помимо азов книжного оформления, мне было открыто множество интересных игровых возможностей, которые доступны только художнику книги и о которых я раньше не задумывалась: придумать формат, макет, ритм, структуру книги, “срежиссировать” книгу, найти героев, пластическую тему, цвет, шрифт, набор, заголовки. Художник книги имеет уникальную, интереснейшую возможность разыграть все эти компоненты оформления… Опыт наших занятий и исключительно тёплое, ободряющее отношение, которое я почувствовала в этом доме, для меня драгоценны.

***

Своим первым и главным достижением я считаю то, что сумела начать рисовать, “как хочется”, как душа лежит. Я выбрала для этого самый неподходящий момент — 2,5 месяца до защиты диплома. Пришлось срочно менять тему и руководителя; времени на новый диплом оставалось мало. Решение далось нелегко, и я очень рада, что всё же смогла побороть сомнения и круто всё изменить. Отложив в сторону тушь, белила и штук десять неудачных принцесс (первая тема моего диплома — норвежские сказки), я с увлечением рисовала ночами “Щелкунчика”. Как хотелось — c цветом, с кляксами, с фактурами, объёмами и тенями. Это был очень напряжённый, но и очень радостный творческий период. Весна, подъём, раскрепощение, новые возможности… Я считаю, это самый важный и часто — трудный момент для художника (и не только художника) — найти своё, почувствовать себя. В годы учёбы у меня было много метаний в поисках стиля, и это было мучительно.

***

Помимо организации ритма, композиции, цвета, в иллюстрации мне очень интересно передать состояние, настроение автора. Я считаю, это одна из главных целей иллюстрации — впечатлить читателя, эмоционально воздействовать на него.

***

Я абсолютно согласна с тем, что иллюстрации к детским книгам должны быть разные: условные, реалистичные, плоскостные или пространственные, яркие, сдержанные по цвету… Мои вкусовые предпочтения: цельность — композиционная и цветовая, знаковость, выразительность.

(c) BiblioГид


«Манера изображения Михальской в чём-то близка конструктивистским опытам 1920-1930-х гг., выразительность образов в её иллюстрациях достигается за счёт смелого упрощения и геометризации форм. Глубинные, не стилизаторские, но структурные связи со средневековым европейским искусством проявляются в намеренном экспрессивном искажении пропорций, обобщённой символичности образов персонажей и камерной условности пространства. Колористическая гамма иллюстраций Михальской основана на резком контрасте активных пятен открытого цвета и изящной светотеневой проработке фактур в сдержанных тонах. Продолжая конструктивный процесс ритмообразования, начатый в иллюстрациях, художница уделяет значительное внимание построению цельной ритмической структуры зрительного ряда в книге. Иллюстрации Марии Михальской наполнены мощной внутренней энергией и нежной лиричностью, а запоминающиеся образы и резкие визуальные контрасты способны надолго удержать внимание любого искушённого зрителя».

(с) Георгий Махашвили


«Книги Михальской отличаются сложным «режиссёрским» подходом ко всему комплексу книжных проблем: от внешнего оформления, макета, иллюстраций — до места колонцифры на странице. Чувствуется, что она в курсе и новых дизайнерских тенденций в современной книге. В результате чего ее книга получается единым и цельным организмом».

(с) Елена Александровна Трофимова


 

Купить книги с иллюстрациями Марии Михальской

OZON.ru
labirint.ru

Картинки

Жила-была собака Человек-мандарин Щелкунчик и Мышиный король
Мария Михальская «Жила-была собака» Мария Михальская «Человек-мандарин»
Название Жила-была собака
Автор Ирина Пивоварова
Иллюстратор Мария Михальская
Год издания 2011
Издательство Махаон
Название Человек-мандарин
Автор Анна Никольская
Иллюстратор Мария Михальская
Год издания 2016
Издательство Нигма
Название Щелкунчик и Мышиный король
Автор Ernst Hoffmann
Перевод И.Татаринова
Иллюстратор Мария Михальская
Год издания 2011
Издательство ИЦ Москвоведение
Красный дом Алиса в Зазеркалье
Название Красный дом
Автор Анастасия Коваленкова
Иллюстратор Мария Михальская
Год издания 2015
Издательство Речь
Название Алиса в Зазеркалье
Автор Lewis Carroll
Иллюстратор Мария Михальская
Год издания 2011
Издательство Рипол-классик

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс