Алиса Ивановна Порет (1902-1984) — художник, график, книжный иллюстратор.
Родилась в Санкт-Петербурге, в семье фармацевта и обрусевшей шведки.
Окончила училище святой Анны, затем училась в Школе поощрения художеств, откуда ее без экзаменов перевели в Академию художеств. С конца 1926 года начала заниматься у Павла Филонова. «Самое высшее образование я получила, работая в мастерской П.Н. Филонова… Я у него училась два или три года, а потом я с ним до самой смерти дружила…».
С 1925 года иллюстрировала книги, в 1928 начала работать в Детгизе, также рисовала для журналов «Чиж» и «Еж».
Трижды была замужем — за искусствоведом Аркадием Паппе, художником Петром Снопковым и за композитором Борисом Майзелем. Дружила с художниками Татьяной Глебовой и Павлом Кондратьевым, поэтами-обэриутами Александром Введенским и Даниилом Хармсом. Её называли «звездой ленинградской богемы начала 30-х годов».
Совместно с Татьяной Глебовой Порет оформила 16 книг. «Мы очень дружили, писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом, и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон, и всегда всё сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа». Меня почему-то невзлюбил В.В. Лебедев и не давал мне работы, он называл меня мужеподобной кривлякой, а Глебова не имела успеха у другого редактора, и наши книжки появлялись то под моей, то под её фамилией, а делали мы их вдвоём. Например, «Иван Иваныч Самовар» Хармса, детские стихи А.И. Введенского, «Как победила революция» и другие… Наш секрет с Глебовой никогда не был открыт, хотя о нём знали десятки людей, бывавших у нас в доме».
В послевоенный период создала более 200 живописных произведений, а также продолжала работу по оформлению детской книги вплоть до 1980-х гг.
Порет дожила до 80 лет и осталась известна большинству читателей по иллюстрациям к первому изданию «Винни Пуха».
Рисовала я все свободное от еды время ― на бумажках, на обоях, на песке перед домом… Сохранился один рисунок того времени с надписью «Я Волшбница», сделанный на чердаке во время наводнения… Я ещё плохо писала: ВОЛШБНИЦА. И я хотела бы, чтобы это осталось в тексте, потому что я про себя это думаю, когда рисую.
***
Я постоянно работаю в детской книжке, не исключая лет, проведённых в эвакуации, в Свердловске… Я очень охотно это делаю, потому что у меня в характере есть вещи, которые нужны для детской книжки… У меня есть весёлость, жизнерадостность и доброта…
***
…Облегчило мне работу в детской книге необыкновенно быстрое возникновение образа, ― это было для меня не мучительно. Только что прочитанное слово мгновенно превращалось в картинку, и уже настолько, что менять я никогда ни за что не хотела… если были какие-то требования в издательстве, что, впрочем, бывало редко, потому что я всю работу сдавала сразу, и как-то это всех убеждало.
***
Ничего не буду писать о Порет, но если бы и стал писать, то написал бы только самое лучшее.
Передо мной висит портрет
Алисы Ивановны Порет.
Она прекрасна, точно фея,
Она коварна пуще змея,
Она хитра моя Алиса,
Хитрее Рейнеке Лиса.(с)Даниил Хармс
Купить книги с иллюстрациями Алисы Порет
Загадочные картинки | Винни-Пух и все остальные | Дорожка домой | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Загадочные картинки
|
Название Винни-Пух и все остальные
|
Название Дорожка домой
|
Как победила революция | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Как победила революция
|
Выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа»
17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.