Алиса Порет «Как победила революция»

Иллюстрации
Иллюстратор Алиса Порет
Автор Николай Заболоцкий
Страна СССР, Россия
Год издания 1930
Издательство ГИЗ

Обзоры

В 1930-м году для издательства «Детгиз» Алиса Порет проиллюстрировала серию книжек для малышей. Книги с говорящими названиями — «Как победила революция», «Тринадцать октябрей», «Гражданская война» — воспевали недавние события прошлого и прославляли социалистические достижения. Соавтором Порет был поэт Николай Заболоцкий, в те времена публике совершенно неизвестный. Неизвестный настолько, что его псевдоним «Я. Миллер» даже не поставили на обложки.

«Я была официальным автором этой книжки, и мне предложили прочесть текст. «А кто это писал?» ― спросила я у литературного редактора. «Да какой-то молодой человек, фамилия его Заболоцкий, но вы можете не указывать его имя на обложке».

«Как победила революция» — одна из первых детских книг Алисы Порет и в ней уже ярко выражена ее творческая индивидуальность. Графические зеленовато-серые и охристые листы, всполохи насыщенного алого. На узнаваемых улицах Петербурга мельтешение и хаос. Разобрать, что происходит, кто с кем воюет — невозможно. Это взгляд ребенка, наблюдающего за бушующей толпой откуда-то издалека, из-за толстого непроницаемого стекла.

«У меня в характере есть вещи, которые нужны для детской книжки, — говорила она, — У меня есть весёлость, жизнерадостность и доброта…» Эти жизнерадостность и доброта проникли даже в революционно-исторический контекст, в пропагандистское искусство, требующее ярких призывов и плакатной прямолинейности. Но у Порет их и в помине нет. «Опять вы за свое ― то портрет друга, то знакомых, то собачки, — ругался ее учитель Павел Филонов, — Неужели нет темы шире?»

Алису Порет называли «звездой ленинградской богемы начала 30-х годов», жизнь ее была наполнена искусством, музыкой, встречами и общением с весёлыми и талантливыми людьми. «Дружба с Маршаком, Хармсом, Введенским, Олейниковым и Шварцем ― вот они ввели меня в этот круг любви к детской книге… Они нас ввели в этот волшебный сказочный круг, и мы, иллюстраторы, уже равнялись по ним, потому что они были очень талантливые люди».

Она дружила с художниками Татьяной Глебовой и Павлом Кондратьевым, поэтами-обэриутами Александром Введенским и Даниилом Хармсом. Совместно с Татьяной Глебовой Порет оформила 16 книг. «Мы очень дружили, писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом, и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон, и всегда всё сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа». Меня почему-то невзлюбил В.В. Лебедев и не давал мне работы, он называл меня мужеподобной кривлякой, а Глебова не имела успеха у другого редактора, и наши книжки появлялись то под моей, то под её фамилией, а делали мы их вдвоём. Например, «Иван Иваныч Самовар» Хармса, детские стихи А.И. Введенского, «Как победила революция» и другие… Наш секрет с Глебовой никогда не был открыт, хотя о нём знали десятки людей, бывавших у нас в доме».

Алиса Порет продолжала работу по оформлению детской книги вплоть до 1980-х гг. Она благополучно дожила до 80 лет, рисуя на протяжении всей своей жизни. «Ничего не буду писать о Порет, — написал однажды в своем дневнике Даниил Хармс, — но если бы и стал писать, то написал бы только самое лучшее».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.