Сергей Алимов

Биография

Сергей Александрович Алимов (1938) — художник, мультипликатор, график и книжный иллюстратор.

Родился в Москве, окончил художественно-постановочный факультет ВГИК. Стажировался на студии «Загреб-фильм».

В начале 60-х работал на киностудии «Союзмульфильм» художником-постановщиком, сотрудничал с Ф. Хитруком, В. Караваемым. С 1994 года профессор ВГИКа, с 1999 года — главный художник Государственного Академического Центрального театра кукол им. Образцова.

Автор иллюстраций более чем к 100 книгам, среди которых «Мёртвые души» и «Нос» Гоголя, «История одного города» и «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Крошка Цахес» Гофмана, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе.

Был художником-постановщиком ряда спектаклей в Московском театре сатиры, Театре имени Моссовета, Центральном театре кукол им. С. В. Образцова и других драматических и кукольных театрах.

Цитаты

«Хотя я воцерковился в зрелом возрасте, в моей семье всегда были живы православные традиции, так же, как и любовь к нашему замечательному искусству и литературе — Гоголю, Пушкину, Салтыкову-Щедрину, Чехову. И размышляя над их книгами, я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в них, и в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая литература, порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и радость, и едкая ирония, и сатира. А ведь, если вдуматься, только великий народ может позволить себе смеяться над самим собой…»

«Авторский текст и графика должны сливаться в книге воедино — и это главный закон»

«Книга — это отдельный вид искусства во времени, в ней должны быть хороший переплет, хорошая бумага, хороший шрифт и хорошая композиция иллюстраций. Художник должен заниматься книгой от и до — оформлять ее, продумывать макет и композицию, только тогда она станет совершенным законченным произведением. Важно понять замысел автора, чтобы не было диссонанса между текстом и картинками»

«Нельзя заниматься просто хронологическим иллюстрированием, это должно быть осмысление сюжета. Важно понимать автора, но сохранять при этом свое лицо»

«Существует много вариантов взаимодействия иллюстрации и текста. Иллюстратор может опираться в своей работе только лишь на основную идею произведения или читать его буквально. Иногда иллюстрация и текст создают контрапункт. Но, конечно же, иллюстрация, будучи самостоятельным произведением искусства, должна обогащать литературный текст и сливаться с ним воедино»

«Рисунок — это биение вашего сердца, которое отдается в пальцах во время работы. Если вы создаете образ и чувствуете, что вас охватывает волнение, это передастся бумаге»

«Задача художника – поразить ребёнка. Мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь»

 

Купить книги с иллюстрациями Сергея Алимова

OZON.ru
labirint.ru

Картинки

Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул У меня в кармане сверчок Верхом на урагане
Сергей Алимов «Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул» Сергей Алимов «У меня в кармане сверчок» Сергей Алимов «Верхом на урагане»
Название Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул
Автор Сергей Макаров
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1996
Издательство Росмэн
Название У меня в кармане сверчок
Автор Rebecca Caudill
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1977
Издательство Детская литература
Название Верхом на урагане
Автор Американский фольклор
Пересказ Н.Шерешевская
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1980
Издательство Детская литература
Двенадцать слонов Приключения барона Мюнхаузена Малышам о звездах и планетах
Название Двенадцать слонов
Автор Любивое Ршумович, Леопольд Суходольчан, Душан Радович, Эла Пероци, Светлана Макарович, Стоянка Грозданов-Давидович, Мирьяна Стефанович, Славка Манева, Драган Лукич, Мария Церковник, Бранко Радичевич
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1983
Издательство Детская литература
Название Приключения барона Мюнхаузена
Автор Rudolf Erich Raspe
Иллюстратор Сергей Алимов
Пересказ К.Чуковского
Год издания 1989
Издательство Приволжское КИ
Название Малышам о звездах и планетах
Автор Ефрем Левитан
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1993
Издательство Педагогика-пресс
Маленький Цахес, по прозванию Циннобер
Название Маленький Цахес, по прозванию Циннобер
Автор Ernst Hoffmann
Иллюстратор Сергей Алимов
Год издания 1984
Издательство Приволжское КИ

Разговоры

Сергей Александрович Алимов
Вообще, когда пишешь о Сергее Алимове, трудно отделить, где заканчивается Алимов-мультипликатор и начинается Алимов-иллюстратор детских и взрослых книг, так порой переплетаются в его творчестве иллюстрации к мультфильмам с иллюстрациями к книгам.

Сергей Алимов: «Современным детям не хватает наивности»
Изобразительное искусство само по себе вечно, поскольку в его основе лежит рисунок, образ. А потом, взять, к примеру, того же Бонифация. Он призывает к самопожертвованию, учит тому, что, делая добро людям, обретаешь счастье. Бонифаций получает свою золотую рыбку, о которой мечтал. И отпускает ее, потому что сердце его широко, и доброта безгранична. Такое искусство очень важно для воспитания детей.

Как я стал “папой Бонифация”
Шедевр, созданный художником Сергеем Алимовым и режиссером-сценаристом Фёдором Хитруком о цирковом льве Бонифации и его каникулах в Африке в 1965 году, забыть невозможно. Успех мультфильма «Каникулы Бонифация», действительно, ошеломляющий. В 2015 году ему исполнилось 50 лет, а в конце этого юбилейного года в издательстве «Дельфин» вышла книга «Каникулы Бонифация». О том, как так случилось, что работа над этой историей вообще началась, мы спросили у самого Сергея Алимова.

Художник Сергей Алимов: «Существует много вариантов взаимодействия иллюстрации и текста»
Конечно, талантливый человек может стать иллюстратором и без специального образования. Но для того, чтобы делать иллюстрации, нужно не только уметь рисовать, но и знать анатомию, понимать, с каким материалом ты работаешь (офорт это или гравюра, например), знать материальную культуру, особенно скульптуру и архитектуру. Если иллюстрируешь Достоевского, необходимо знать Петербург, понять и полюбить его особенности. Этому всему нужно учиться.

И горечь, и печаль, и радость, и сатира…
Если спросить народного художника России, лауреата Государственной премии РФ и многих международных, главного художника Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова Сергея Алимова, что встает перед его мысленным взором, когда он закрывает глаза, он ответит: дом на Зубовском бульваре. Он видит детскую комнату и заклеенные крест накрест белыми бумажными лентами окна. Они с братом и няней вернулись от дедушки в еще военную Москву 1942 года. Ему пять лет. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги. И не сосчитать, сколько поколений первоклашек постигало «Букварь» с ее рисунками. «Я очень любил маму, и мне нравилось все, что она делала». Мальчиков Наталья Яковлевна воспитывала по всем правилам хорошего тона.

Художник номера — Сергей Алимов
Мультипликация связана с гротеском, изобразительной остротой. Она есть «рисование из головы», что меня всю жизнь привлекало; меньше интересовался штудировкой с натуры… Тогда, в начале 60-х, нам хотелось убрать из этого искусства набившую оскомину фабричность.
Я ушёл со студии и не жалею об этом. Моей основной работой стала книга. Я, конечно, художник-иллюстратор.

Рисунок из книги
Конечно, для меня это было неожиданностью — потерялась работа, я думал, что она не вернется. А второе чувство — удовлетворения: когда из 400 рисунков выбирают именно твои, это тоже, хоть и своеобразная, форма признания! Так что чувство у меня было двоякое.

Юбилейная выставка папы Бонифация
Во-первых, художник – современный человек. Кто-нибудь, может, связан с театром, с киностудией. Синтетическое искусство обязывает к каким-то связям, каким-то отношениям с другими работниками – режиссер, оператор, актеры. А здесь художник свободен.

Как молоды мы были
Алимов как-то по-новому, на более высоком духовном уровне осознал себя художником. Не мультипликатором или графиком, а именно художником, который сегодня может заниматься мультипликацией, завтра графикой или сценографией, но всегда остается верным своему призванию, самому себе.

ВИДЕО

Сергей Алимов «Искусственный отбор»

Сергей Алимов: «Мы полемизировали с Диснеем»

Художник Сергей Алимов. Интервью

События

Неделя детской книги 2015 в РГДБ
16.03.2015
21 марта, в первый день школьных каникул, в Российской Государственной Детской Библиотеке начнется Неделя детской и юношеской книги, в рамках которой пройдет множество интересных мероприятий.

Выставка Сергея Алимова
07.03.2015
12 марта в 18.00 в Большом выставочном зале РГДБ откроется уникальная выставка народного художника РФ, профессора ВГИКа, удивительного мультипликатора и создателя всемирно известного мультфильма про Льва Бонифация, Сергея Алимова.

Выставка «Художник и книга-2012»
18.10.2012
«Что такое хорошо, а что такое плохо» – по крайней мере, в книге. Ответ на этот вопрос обещают дать организаторы выставки «Художник и книга-2012», которая проходит в выставочном зале Дома художников. Тысяча иллюстраций от трехсот авторов, именитых и ещё молодых. Так что ответ на поставленный вопрос может оказаться вполне убедительным.

Библиография

1977 У меня в кармане сверчок, автор Р.Кодилл, издательство Детская литература
1978 Красный теленок в белую крапинку, автор Л.Суходольчан, издательство Детская литература
1980 Верхом на урагане, пересказ Н.Шерешевская, издательство Детская литература
1980 Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул, автор С.Макаров, издательство Детская литература
1980 Сказки, автор М.Е.Салтыков-Щедрин, издательство Художественная литература
1981 Малышам о звездах и планетах, автор Е.Левитан, издательство Педагогика
1981 Повести и рассказы, автор А.П.Чехов, издательство Художественная литература
1982 Азбука вежливости, автор Л.Васильева-Гангнус, издательство Педагогика
1983 Двенадцать слонов, пересказ Л.Яхнин, издательство Детская литература
1983 Народ, да!, издательство Правда
1983 Посылка из Полежаева, автор Л.А.Фролов, издательство Детская литература
1984 Азбука вежливости, автор Л.Васильева-Гангнус, издательство Педагогика
1984 Маленький Цахес, по прозванию Циннобер, автор Э.Т.А.Гофман, издательство Приволжское КИ
1986 Малышам о звездах и планетах, автор Е.Левитан, издательство Педагогика
1986 У меня в кармане сверчок, автор Р.Кодилл, издательство Детская литература
1987 Бременские музыканты, авторы братья Гримм, издательство Печатный двор
1987 Приключения барона Мюнхаузена, автор Э.Распе, издательство Приволжское КИ
1988 Азбука вежливости, автор Л.Васильева-Гангнус, издательство Педагогика
1988 Бременские музыканты, авторы братья Гримм, издательство Радуга
1989 Азбука вежливости, автор Л.Васильева-Гангнус, издательство Педагогика
1989 Приключения барона Мюнхаузена, автор Э.Распе, издательство Приволжское КИ
1992 Приключения барона Мюнхаузена, автор Э.Распе, издательство Дом
1992 Сказки народов Америки, издательство Детская литература
1993 Малышам о звездах и планетах, автор Е.Левитан, издательство Педагогика
1996 Азбука вежливости, автор Л.Васильева-Гангнус, издательство Росмэн
1996 Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул, автор С.Макаров, издательство Росмэн
1996 Путаница, автор К.Чуковский, издательство Росмэн
1996 Тартарен из Тараскона, автор А.Доде, издательство Пионер
1997 Дневник медвежонка, автор Г.Цыферов, издательство Росмэн
2008 Озорные рассказы, авторы А.Аверченко, М.Зощенко, издательство Глобулус

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс