Илья Иосифович Кабаков, известный художник-концептуалист, родился в Днепропетровске в 1933 году. Во время войны уехал в эвакуацию в Самарканд, где поступил в школу при ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры. После войны переехал в Москву, учился в Московском полиграфическом институте. Работал иллюстратором детских книг и журналов.
С 1988 года живет и работает в Нью-Йорке, в последнее время работает в соавторстве со своей женой Эмилией.
В 2008 г. вместе с супругой удостоен художественной премии императора Японии, награжден орденом Дружбы за большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом
Работы Кабакова находятся в собраниях многих музеев и галерей — Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Музее современного искусства Нью-Йорка и других.
«…Примат текста над изображением в его вещах очевиден. Я бы сказал, что все, что он использует в своих картинах, инсталляциях, альбомах, то есть изобразительные элементы, и носит по отношению к тексту неважный, второстепенный характер.
Главное — текст. Тексты в лодке, тексты в лабиринтах, тексты на стендах, тексты в различных пространствах. Я думаю, они, эти разнообразные пространства, нужны ему как повод называть свое искусство изобразительным. Полагаю, что искусство, придуманное Кабаковым, нуждается в собственной нише с новым, еще не придуманным названием. Это явно не литература, не философия, не концептуализм. И изобразительным искусством не назовешь, все-таки традиционно изобразительное искусство несет в себе хоть крупицу эмоционального начала. В работах Кабакова, где хоть и присутствуют изобразительные элементы, эмоции отсутствуют напрочь. Все в его работах рационально продумано и просчитано до звона и апеллирует только к зрительскому сознанию, но никак не задевает их эмоций.
Отношением к изобразительному элементу он подчеркивает его второстепенность, неважность, он как бы говорит, что текстом можно придать любой статус любому изображению. Что картинка без текста остается просто картинкой. И для подчеркивания ее никчемной сути (без текста) — заведомо делает эти картинки нарочито пренебрежительно.
Стиль «плохой картины» выбран им для своей концепции не случайно. Корни этого выбора уходят в те времена, когда Кабаков постигал премудрости искусства в художественной школе, а затем в институте. Там его буквально заставили освоить — ненавистную для него — науку бездушного рисования и бесцветной живописи, однако, судя по его нескольким ранним работам, сделанным явно не в стенах учебного заведения, любил он Сезанна. Но впоследствии оказалось, что эстетика, вколоченная в Кабакова школой, прекрасно сочетается с текстами советской комммуналки и позволяет ему быстро, без напряжения изготавливать огромное количество картин, рисунков и всевозможных сооружений. Он сумел поставить на службу своим замыслам то, что когда-то ненавидел, но чем виртуозно владел». (с) Эдуард Гороховский
Купить книги с иллюстрациями Ильи Кабакова
Долгий день великана | Кот в сапогах | Плывет кораблик в гости | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Долгий день великана
|
Название Кот в сапогах
|
Название Плывет кораблик в гости
|
Про гонцов-молодцов | Дом, который построил Джек | Откуда пришла улица? | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Про гонцов-молодцов
|
Название Дом, который построил Джек
|
Название Откуда пришла улица?
|
Неофициальные художники и книжная иллюстрация
В советские годы искусство, как известно, было официальным – и не очень. Наряду с титулованными мэтрами, певцами трудовых свершений и светлого будущего, работали художники, не желающие творить в строгих рамках социалистического реализма. Произведениям нонконформистов, как правило, был закрыт доступ и в выставочные залы, и в Союз художников. Как добыть средства к существованию, не уйдя из профессии? Можно ли донести не одобряемые властями идеи и методы до широкой публики? Выход нашелся, нашлась и аудитория: многомиллионная, любознательная, открытая новому и необычному. «Неофициальные» художники открыли для себя детскую книгу.
Лучшие иллюстрированные книги февраля 2016
Переиздания книг с иллюстрациями Ильи Кабакова появляются крайне редко, за последние пять лет эта книга – вторая. Может это связано с тем, что художник вовсе не считает свою книжную графику очень уж хорошей, хотя и проработал в этом направлении три десятилетия. В интервью он признавался: «Я не любил это дело. Я не любил рисовать иллюстрации, мне это не давалось, я скучал бесконечно». За время работы художник оформил более 70 книг, а также рисовал для детских журналов, уделяя иллюстрированию примерно полгода. Остальное время Кабаков посвящал собственным проектам в области монументальной живописи, графики и художественной инсталляции. Википедия сообщает нам, что работы Кабакова «Жук» и «Номер люкс» являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Кстати, оригиналы иллюстраций к книге «Дом, который построил Джек» также есть в продаже, одна иллюстрация обойдется покупателю в 5-7 тыс. долларов.
Никита Алексеев «Легальный иностранец»
Я ведь книжное дело очень люблю. В отличие от Ильи Кабакова, блестяще зарабатывавшего деньги при помощи иллюстрации — а он многократно и откровенно говорил, что детская книга для него одновременно мучение и способ прокормиться — мне всегда нравилось работать с книгой.
Выставка «Сказочники»
13.04.2015
ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках Года литературы представляет выставку «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».