Иллюстратор Илья Кабаков Автор Феликс Кривин Страна Россия Год издания 2017 Издательство ИД Мещерякова |
Купить книгу или переиздание |
Лучшие иллюстрированные книги декабря 2017
Книга Феликса Кривина о жизни города издавалась лишь однажды, в 1980 г. Наверное, уже тогда книга выглядела немного старомодной: рассуждения писателя об улицах, домах, общественном транспорте и школах соседствуют с философскими обращениями к самому читателю, его самосознанию, в текстах звучат удивительно проникновенный гуманизм и вера в прекрасное будущее, характерные скорее для вдохновенных 60-х, а не для застойных 80-х гг. Иллюстрации Ильи Кабакова вполне под стать рассказам: с самых разных ракурсов (сверху, снизу, сбоку, и просто спереди) читатель видит яркую жизнь города с подробностями, все её вывески, троллейбусы, здания, изгибы улиц и рек, спешащие куда-то толпы советских граждан.
В 70-е гг. критики отмечали, что Илья Кабаков не очень-то изобретателен в работе с детской книгой: в какой-то момент он придумал ряд приёмов иллюстрирования и создавал книги по одним шаблонам вплоть до конца 80-х гг. Художник не уделял много внимания отдельным героям, скорее изображал людей и их жизнь в целом, однако был чрезвычайно внимателен к бытовым деталям и мастерски изображал мир вещей, особенно в научно-популярных книжках. Ещё одной характерной чертой иллюстраций Кабакова является акцент на композиции, нередко картинка дробится на несколько частей с помощью рамок, орнаментов или окон, при этом каждая часть тщательно заполняется деталями, а вся целиком выглядит очень гармоничной и неделимой. Это справедливо и для книги «Откуда пришла улица». В книге нет иллюстраций без разворотов, однако большая часть каждой полосы занята имитацией растянутого полотнища, на котором размещён текст. Это «полотнище» как будто заслоняет цельную картинку, четыре фрагмента которой читатель видит по краям, и по выглядывающим деталям угадывает, что же скрыто посередине: это может быть дом трамвай, провода и столбы, туловища людей и так далее. Впрочем, есть в книге и страницы без текста, именно там расположилось четырнадцать сложных полосных и двухполосных иллюстраций с изображением тех самых символов и атрибутов «прежде презираемой массовой культуры», за которые художника тоже критиковали. На этих иллюстрациях жизнь как она есть: пушинки одуванчиков летят над крышами, на стройке возводится очередная «хрущёвка», там работает подъёмный кран, девочки в пионерских галстуках сидят на скамейке в сквере, а за ними расположились дети в плащах вовсе устаревшей сегодня модели.
Во всех публикациях о творчестве известнейшего российского концептуалиста Ильи Кабакова почти непременно упоминается, что он не любил иллюстрировать книги. В этом есть определенный парадокс, ведь художник работал в этом направлении около тридцати лет, сотрудничал с разными детскими журналами и издательствами и проиллюстрировал не один десяток научно-популярных и художественных книг, которые сегодня стали невероятно редкими и потому дорогими. Многие книголюбы ждали, что волна переизданий, захватившая детскую литературу в последние годы, докатится и до книжек с картинками Кабакова, однако этого не происходило, ходили даже слухи, будто сам художник категорически против повторной публикации книжек со своими иллюстрациями. Что-то изменилось в этом году: читателям представлены уже три переиздания, а четвертое (книга Феликса Кривина «Упрямый горизонт», впервые изданная в 1982 г.) вот-вот выйдет из печати.