Евгений Монин

Биография

Евгений Григорьевич Монин (1931-2002) — народный художник России, иллюстратор, член-корреспондент Российской академии художеств. Родился в Харькове, окончил в Москве художественную школу, затем Московский архитектурный институт. Много работал с ведущими детскими издательствами Москвы.

Проиллюстрировал более 200 детских книг, среди которых сказки братьев Гримм, Маршака, Корнея Чуковского, народные сказки Италии, Англии, Франции, Армении.

Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Среднесловацкой картинной галерее. Персональные выставки Евгения Монина с успехом проходили как и в России, так и в других странах — в Финляндии, Словакии, Швейцарии, Японии. Более двадцати его книг отмечены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов детской книги. Он неоднократный дипломант квадриеналле малых графических форм в Баньской Быстрице (Словакия), обладатель диплома и личного послания губернатора Токио за участие в выставке российского искусства в Японии. За цикл иллюстраций «Итальянские сказки» Евгений Монин награжден специальным дипломом «За выдающиеся достижения в иллюстрировании книг» , а за иллюстрации к книге «Английские сказки» ему присуждена серебряная медаль Российской Академии художеств.


Мальчиком я рисовал, как все дети. Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы. Стены были белыми, я на них рисовал карандашом. Причем были изрисованы животными, которых я, отродясь, не видел — слонами, носорогами. Помню хорошо своего первого учителя. Это было в эвакуации, в Перми. Я сидел и рисовал, ко мне подошел немолодой, как мне казалось тогда, человек и предложил давать уроки рисования. Он не был учителем рисования. Он был профессиональным художником. И он как бы взял меня в свой круг. И под его началом я весь год усердно рисовал, и я его вспоминаю очень тепло.

***

Хороший текст сразу становится твоим, как только ты его прочитал, как только ты видишь фразу и понимаешь, что тут ты можешь сделать. И, кроме того, это начинает тебя мучить и отпускает только тогда, когда ты находишь какое-то образное решение. Идеальными для себя я бы посчитал сказки Бориса Шергина, а из зарубежной классики? Я всю жизнь мечтал, да так и не сделал «Гаргантюа и Пантагрюэля». Больше всего я люблю иллюстрировать сказки, и русские, и зарубежные. Это сказки братьев Гримм, Вильгельма Гауфа и нашего русского сказочника Степана Писахова.

***

Очень люблю Возрождение не только раннее, но и позднее. Этим никого не удивишь: все любят. А то, что оно с некоторой иронией преломляется в моём творчестве, так это желание уйти от проблем сегодняшнего дня и спрятаться за эту ширму. Но все же я полагаю, несмотря на пристрастие и любовь к какой-то определённой эпохе совершенно необходимо, чтобы чувствовалось, что работа сделана художником современным.

***

Я, пожалуй, баловень судьбы. Причиной всему мое окружение, в которое я попал, мои добрые друзья. Кроме Вениамина Лосина и Анатолия Иткина, это были ешё и Виктор Чижиков, Юрий Молоканов, Владимир Перцов, Май Митурич, Лев Токмаков и многие, многие другие. Мы жили большой дружной семьей. Самая тесная дружба меня связывает с поэтом Яковом Акимом. Мы были очень дружны с писателем Юрием Ковалем. Как-то я отвечал на какие-то вопросы интервью, где меня спросили, кто ваш учитель в области иллюстрации книги, я пришёл в некоторое замешательство, потому что не было у меня учителя. А однажды я спросил у замечательного питерского художника Валентина Ивановича Курдова, не будет ли он возражать, если я его буду называть учителем. Он сказал, что возражать не будет. Это, конечно, шутка. Но я очень любил этого художника, был с ним дружен.


«Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами. Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть, как огня, боялись нашего художника: нрава он был весёлого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его осмеют, немедленно теряет всю свою силу». (с) Лев Токмаков


«Евгений Монин — волшебник. Он создал свой мир — осенний: зонтики, ветер, дождь, золотые кленовые листья… Мир великанов и чудаков, благородных кавалеров и отважных разбойников, угловатых, тонких, смешных, долговязых, стремительных, — таких, как он сам». (с) Юлия Говорова


Из книги Марины Москвиной «Танец мотыльков над сухой землей»

Яков Аким познакомил меня с художником Евгением Мониным.

— Это такой человек, — сказал он, — помнишь у Ильфа? Не пройдет в дверь, пока не пропустит всех.

***

Евгений Монин:

— Ты знаешь, как меня осаждал один режиссер Одесской киностудии, чтобы я в его фильме сыграл Дзержинского? И не понимал, почему я отказываюсь от роли, где такое количество психологических сцен и крупных планов? Недели две длилась эта осада, мне тогда было не до смеха. Я объяснял ему, что я недосужий человек… А Лия Ахеджакова, с которой мы были тогда дружны, сказала: «Женька, соглашайся, тебе дадут квартиру с видом на Лубянку!»

***

Художники Николай Устинов и Евгений Монин поселились в гостинице в номере с одной очень большой кроватью.

— Ты можешь мне поклясться, — спросил Женя, — что моей чести ничто не угрожает?

***

— Вот вас, художников — Лосина, Перцова, Монина и Чижикова, — зовут мушкетерами. Значит, Атос, Арамис, Портос и…

— Артроз! — подсказал Монин.

***

Однажды Яша Аким, Алеша Леонтьев, Монин и я, — рассказывает Виктор Чижиков, — сидели в ЦДЛ. Видим — Константин Симонов. Яша его подозвал, они были знакомы:

— Посидите с нами?

А он вдруг и заявляет:

— Я вообще не склонен ни с кем — ни выпить, ни посидеть. Потому что обычно меня приглашают, когда люди ограничены в средствах.

Тут Женя Монин, который как раз получил на «Диафильме» кучу денег, вынимает их из кармана, кладет на стол и говорит:

— Сегодня не тот случай.

…И сгладил и отбрил! — резюмировал Чижиков.

***

— Я остановился у Стацинского в Париже, — говорил Женя Монин. — В бараке, где он жил, в потолке была дырка, виднелось небо. Утром мы шли на базар, покупали устриц, на помойке находили приличную дыню, завтракали, и я предлагал:

— Ну, пойдем в Лувр или хотя бы в Тюильри.

А он отвечал:

— Чуть попозже.

И до вечера мне рассказывал о своих успехах у женщин.

Так мы с ним прожили полтора месяца.

***

«Я сидел с Михаилом Аркадьевичем Светловым в Дубовом зале ЦДЛ, — рассказывал Яков Аким.

— Михаил Аркадьевич, — говорю, — это мой близкий друг Женя Монин.

— Вы художник? — спрашивает Светлов.

— Да, в некотором роде… — отвечает Женя.

— Тогда нарисуйте мне десять рублей.

Женя смутился.

— Ну, хотя бы пять…»

***

В Челюскинской, в Доме творчества, Евгений Монин увидел: кто-то из художников разорвал свой автопортрет и бросил в урну. Евгений Григорьевич не поленился, достал клочки бумаги, склеил и на прощальном вечере — с
***

Евгений Монин:

— Как-то в Крыму захожу к себе в домик, который я снимал, вдруг вижу на стене существо размером с огурец, поросшее шерстью. В дверь задувал ветер, и шерсть шевелилась на нем. Некоторое время мы глядели друг на друга, потом ему надоело, и оно упало, как кафедральный собор. Я закрыл дверь и пошел ночевать к друзьям. Потом мне встретилась хозяйка и спросила, куда вы подевались? Я ответил, что я у друзей, но это никак не скажется на оплате. И рассказал ей об этом звере. На что она воскликнула: «Так ведь это мохнатка! Она и мухи не обидит!..»

***

«Ходили с Женей Мониным на выставку, — рассказывает художник Виктор Чижиков, — и Женя говорит, показывая на картину:

— Смотри, как рука опережает мысль. И тут тоже рука опережает мысль. И тут. А знаешь, что это такое?

Я отвечаю:

— Да не совсем.

— Еду как-то в метро, — говорит Женя. — Я стою, а передо мной сидит дядька и пристально смотрит мне в лицо. Я на него взглянул украдкой, незнакомый мужик, глядит и глядит. Тогда я уставился на него, не мигая. Мы долго таращились друг на друга. Он не отводит взгляд. Тогда я взял его кепку за козырек и надвинул ему на нос. Он поднял ее и спокойно сказал: „А вот это не метод“. Я вышел из вагона — и вдруг понял, что он победил. Вот что значит: когда рука опережает мысль».

***

На вечере художник Виктор Дувидов пел с листа какую-то арию, и вдруг у него партитура посыпалась из рук.

— Адам! У вас падают листья! — заметил Евгений Монин.


 

Купить книги с иллюстрациями Евгения Монина

OZON.ru
labirint.ru

Картинки

Сказочный садовник Сказки братьев Гримм Итальянские сказки
Название Сказочный садовник
Автор Овсей Дриз
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1975
Издательство Малыш
Название Сказки братьев Гримм
Автор Братья Гримм
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1976
Издательство Малыш
Название Итальянские народные сказки
Автор Итальянский фольклор
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1981
Издательство Детская литература
Стойкий оловянный солдатик Разноцветные дома Плывет кораблик в гости
Название Стойкий оловянный солдатик
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1983
Издательство Малыш
Название Разноцветные дома
Автор Яков Аким
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Плывет кораблик в гости
Автор Юрий Кушак
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1990
Издательство Малыш
Удалой портняжка Письмо ко всем детям по одному очень важному делу Ёжик и море
Евгений Монин «Удалой портняжка» Евгений Монин «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Евгений Монин «Ёжик и море»
Название Удалой портняжка
Авторы братья Гримм
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1978
Издательство Малыш
Название Письмо ко всем детям по одному очень важному делу
Автор Юлиан Тувим
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1979
Издательство Малыш
Название Ёжик и море
Автор Сергей Козлов
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1969
Издательство Малыш
Тигр на улице Колосок Павук Ананзе
Евгений Монин «Тигр на улице» Евгений Монин «Колосок» Евгений Монин «Павук Ананзе»
Название Тигр на улице
Автор Даниил Хармс
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1990
Издательство Малыш
Название Колосок
Автор Украинская сказка
Обработка С.Могилевская
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1984
Издательство Малыш
Название Павук Ананзе
Автор Bernard Binlin Dadié
Иллюстратор Евгений Монин
Перевод и обработка В.Пащенко
Год издания 1958
Издательство Дитвидав
Семь дружных братьев Маленький Мук Мудрецы из Трамтарии
Евгений Монин, Владимир Перцов «Семь дружных братьев» Евгений Монин «Маленький Мук»
Название Семь дружных братьев
Автор Виктор Важдаев
Иллюстраторы Е.Монин, В.Перцов
Год издания 1975
Издательство Малыш
Название Маленький Мук
Автор Wilhelm Hauff
Иллюстраторы Е.Монин
Год издания 1971
Издательство Малыш
Название Мудрецы из Трамтарии
Автор Miroslav Válek
Переводчик Роман Сеф
Иллюстратор Евгений Монин
Год издания 1973
Издательство Детская литература

Разговоры

Карина Зурабова «Человек искусства»
Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами. Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть, как огня, боялись нашего художника: нрава он был весёлого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его осмеют, немедленно теряет всю свою силу

Виктор Чижиков «Мне нравилось рисовать шаржи на соседей»
Для того чтобы иллюстрировать детскую книгу, надо сохранить в себе детство. Есть люди, которые абсолютно его не сохранили, а есть такие, кого из этого детства не вытащишь. Таким был мой лучший друг Евгений Монин, замечательный художник. Он не мог отстоять себя в каком-то издательском споре, выбить гонорар. Но он был очень интересен детям.

События

Выставка работ Евгения Монина
06.04.2017
13 апреля в Большом выставочном зале РГДБ в 17.00 открывается большая ретроспективная выставка выдающегося мастера, классика отечественной книжной иллюстрации Евгения Григорьевича Монина.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс