Золотистый жизнерадостный свет, мелодии клавесина и музыкальной шкатулки, запах старого кукольного театра и гул карнавала — все это как будто прорывается в реальность, стоит открыть книгу о Моцарте с иллюстрациями Виктории Фоминой. Книги Виктории издаются на китайском, французском, немецком, корейском, итальянском, среди ее наград — «Золотое яблоко» Братиславской биеннале и «Золотое перо» с выставки в Белграде. Удивительно, но история создания «Моцарта» началась с заказа китайского издательства, потом книга выходила в США и Греции и теперь наконец-то появилась в России с текстом Сергея Георгиева. Виктория немного рассказала нам о том, как работала над книгой, и почему мир композитора и его музыки получился именно таким.
Я с детства люблю театр, макеты к спектаклям, эскизы декораций, условность арлекинов Сомова, ненастоящее море в фильмах Феллини. Книга, как и сцена, в отличие от живописи или графики с их двухмерностью, имеет еще пару дополнительных измерений: пространственное и временное.
Параллельно с этой книжкой о Моцарте я делала детский домашний кукольный спектакль по собственной пьесе «Бахчисарайский фонтан 2», в котором добрая девица Калигула побеждает зло в лице немытого и непросвещенного принца Тартальи. Я сама клеила из картона театрик, делала кукол.
Наверное, это и натолкнуло меня на мысль рисовать эту книгу как последовательность сцен в спектакле. Моцарт ведь много работал для оперы, да и жизнь его проходила словно на подмостках: бесконечные выступления чудо-ребенка, бурные праздники с женой Констанцей, Реквием и внезапная смерть.
Итак, книга начинается форзацем с раскрывающимся занавесом, и мы попадаем в условный мир: облака свисают сверху на тросах, вздымаются горы из тканей, корабли выезжают на сцену на колесах!
А в конце книги, когда Моцарт умирает, он просто тихо сходит со сцены в пасмурный и снежный зимний вечер. Занавес падает, конец истории…
Почему в книге много архитектуры? Детство моё проходило среди фантастических красот Петербурга, а летом — древнего Херсонеса. Античные руины, над реконструкцией которых трудилась моя мама-архитектор, пронизанные солнцем и морем колоннады заворожили меня на всю жизнь. Потом в Москве я попросила отдать меня в художественную школу. А оттуда быстро попала в Московский Архитектурный институт. Земной поклон моим Учителям: мудрому Лисициану, гениальной Федяевой и одухотворённому Величкину. Представители трёх поколений нашей древнейшей на земле профессии, они научили меня смотреть на мир сквозь магическую призму Пользы, Прочности и Красоты. После Архитектурного института я попала по распределению в Малый театр, и это было настоящее счастье! Там я заболела театром окончательно.
Я всегда стараюсь смотреть на лес, небо, море и горы, а во время работы над этой книгой еще и на яркие города, по которым колесил Моцарт. К сожалению, пока была не везде, но вот и повод поездить по моцартовским местам. Еще смотрела на нашу канарейку Твити и слушала ее трели, она вместе со своим домом-клеткой попала на страницы книжки. И конечно, слушала любимую «Волшебную флейту».
Я использовала самые бесхитростные материалы: бумагу, акрил и темперу.
Очень люблю эти краски: они, как живые, вдруг начинают течь куда надо, и возникают вечернее закатное небо, фактурные каменные стены, дождь в городе… А если говорить о методах, то просто, работая над книгой, надо придумать новый волшебный мир, целостный и живой, со своими законами, архитектурой, космосом и алхимией. И отправиться туда в виртуальное путешествие, все точно зарисовать, и путевые зарисовки превратятся в книгу.
Моцарт был (и остался навсегда) гениальным ребенком, и идея рассказать детям о композиторе вдохновила меня. Мне кажется, что звуки для него — живые существа. Они живут в Волшебном мире и время от времени залетают к нам, чтобы остаться ненадолго.
Когда я рисовала, я представляла себе волшебное существо с золотыми глазами. Поэтому у книги такой солнечный теплый цвет и весёлое настроение. Даже в конце, когда Моцарт покидает нас и уходит куда-то, наверное, в родную Волшебную страну — это настроение печальной улыбки, но все же это улыбка!
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ. СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ
Автор: Сергей Георгиев
Иллюстратор: Виктория Фомина
Издательство ИД Мещерякова, 2018
Вместе с отцом и старшей сестрой маленький Вольфганг путешествует по европейским столицам, исполняя музыкальные произведения вслепую. Слава о ребёнке-виртуозе раскрывает перед семейством Моцарт многочисленные двери императорских дворцов и соборов. Сказочные иллюстрации Виктории Фоминой отображают самые значимые события на творческом пути великого композитора.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Подготовила Анастасия Макарова