Дарья Герасимова: «Читательский путь у всех разный. Главное, чтобы ребенок мог этот путь выбирать сам»

Мое знакомство с творчеством иллюстратора и автора книг для детей Дарьей Герасимовой началось с чудесной книги «У меня живёт дракон», найденной в библиотеке. Но, думаю, наши пути рано или поздно неизбежно пересеклись бы — сегодня издательства охотно печатают как ее авторские книги, так и проиллюстрированные ею произведения других авторов. А издательский дом «Лабиринт» регулярно выпускает ее познавательные книжки в рамках специально созданной для этого серии «Дашина школа». Большинство из них прошли успешные испытания на наших детях и вызвали бурю восторга — реакцию, которая, несомненно, является лучшим критерием качества детской литературы.

В прошлом году в издательстве «Настя и Никита» вышло две ваших авторских книги — «Удивительные звери» и «Необыкновенные звери». В очередной раз вы выступили и как автор стихов, и как иллюстратор. Вы рассказывали, что идея этих книг у вас зрела уже давно, сколько времени ушло на её воплощение?

Я задумала эти книги больше пятнадцати лет назад. Мне очень хотелось придумать свой поэтический зоопарк, но только не из стандартного набора зверей: лиса, волк, лев, тигр и так далее, а из не самых известных, таких, как шерстокрыл, бинтуронг, генетта, тамандуа…

«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019

Купить в Лабиринте

Тогда мне казалось, что в этом нет ничего сложного, вот сяду и напишу. Я показала первые стихи из этой серии Виктору Лунину. Он одобрил идею, но сказал, что такие книги пишутся не быстро. Я не поверила. Но он был прав.

Оказалось, что это действительно не так просто и не так скоро. Стихи про зверей потихоньку копились в папке, пока, наконец, для них не нашёлся издатель, который понял, как важно, чтобы ребенок с детства понимал, что с ним на одной планете живут разные удивительные звери, не похожие друг на друга, необычные, про которых стоит знать и которых нужно беречь.

«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
 «Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Необыкновенные звери», издательство «Настя и Никита», 2019

У Бориса Заходера была «Мохнатая азбука» и подборка «Пипа суринамская и другие диковинные звери» с несправедливо коротким и поразившим меня своей недосказанностью стихотворением «Коати». Пожалуй, я больше не вспомню кого-то из советских писателей, кто выбирал в качестве героев своих произведений таких экзотических животных. Как у вас происходило знакомство с необычной фауной?

Всех зверей, которые есть в этих книгах, я знаю с детства. Мой папа по профессии был ботаником и в доме считалось, что дети должны знать, как называется то или иное растение и животное. Первым таким животным, которое я запомнила, был длинноносый бандикут. Папа так в шутку называл нашего пса, меня заинтересовало название, ну и дальше родителям осталось только дать ребенку шесть томов «Жизни животных» и книги Джеральда Даррелла.

«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019

Я правильно понимаю, что «Удивительные звери» и «Необыкновенные звери» задумывались как единая книга, но издательству было удобнее выпустить её в двух частях? Все ли звери, о которых вы хотели рассказать, вошли в эти издания?

Да, так вышло по экономическим причинам. Но не думаю, что это плохо, потому что, как мне кажется, они хорошо вписались в серию познавательных книг этого издательства. В книги вошли почти все звери, о которых я планировала рассказать. Если кого-то нет, значит мне показалось, что стихотворение про этого животного не дотягивает до той планки, которую я для себя установила. Для меня было важно, чтоб это были не просто познавательные стихи, но стихи лёгкие, ритмичные, которые легко запомнить, а значит — запомнить и нового зверя.

«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019

Как вы отбирали зверей для книги? И не хотелось ли добавить к их числу ещё одного-двух или двадцать, а может быть, написать и нарисовать ещё одну часть?

Да, было бы неплохо сделать что-то подобное. Возможно, я когда-нибудь вернусь к этой теме, тем более, что у меня есть начатые тексты и про других экзотических животных. Повторюсь — для этого издания я выбирала в первую очередь не зверей, я выбирала крепкие, хорошо выполненные тексты. Это мне виделось и видится самым важным.

«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019
«Удивительные звери», издательство «Настя и Никита», 2019

В одном интервью вы сказали, что без соответствующего образования лучше не браться за иллюстрацию книг. Очевидно, что у вас высокие требования и к своим стихам. Как вы понимаете, что из написанного будет хорошо восприниматься детьми?

Про иллюстрации — да, я думаю, что если художник хочет создать цельную книгу, то ему лучше иметь или специальное образование, или просто самому набрать некие базовые знания о том, как выстраивается макет книги, как иллюстрации взаимодействуют с текстом. А будут ли стихи хорошо восприниматься детьми — я не знаю, как это проверять. Мне кажется, что хорошие детские стихи будут с интересом читать не только дети, но и взрослые. Не думаю, что правильно ориентироваться исключительно на детское восприятие. Поэтому, прежде чем относить свои стихи в издательства, я даю их прочитать нескольким людям, чьё мнение для меня важно.

«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012
«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012
«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012
«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012
«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012
«В маленьком замке», издательство «Фома», 2012

В книгах о животных бывают две условные крайности — полный уход в детские стихи с соответствующими «мультипликационными» иллюстрациями, а с другой стороны можно удариться в излишний натурализм и энциклопедичность. Как у вас сформировалось видение структуры этой книги?

Мультипликационных иллюстраций мне не хотелось сразу, так как книга в первую очередь познавательная. Но и реалистических, натурных рисунков не хотелось тоже, так как они бы придавали книге излишнюю серьёзность. Поэтому был найден баланс — полосные иллюстрации у нас познавательные, но с некоторой стилизацией под рисунки художников-примитивистов, под декоративное народное рисование. А маленькие рисунки, которые сопровождают познавательный не стихотворный текст — это маленькие сценки, как в комиксе.

Мне ужасно нравилось в детстве читать журнал «Вокруг света». У нас на даче хранились подшивки этих журналов за 60-е, 70-е годы. И я всегда начинала читать с последнего разворота, где были маленькие заметки обо всём на свете с рисунками Виктора Чижикова. Как же я любила и эти заметки, и рисунки к ним! Поэтому в книге захотелось хоть немного повторить то настроение, то ощущение, когда с одной стороны — читаешь про что-то новое и необычное, а с другой — видишь рядом смешной маленький рисунок к познавательному тексту.

Я задал этот вопрос отчасти потому, что, например, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина в детстве воспринимались мною, скажем так, спокойно. Хотя сегодня я понимаю, что они стали неотъемлемой частью моего детства, такой культурной почвой, одним из элементов, сформировавших эстетическое восприятие живописи в том числе. Как вы воспринимаете свою задачу как автора и художника? Ведь вы в какой-то мере создаете мир, который у многих ваших читателей будет ассоциироваться когда-нибудь с собственным детством.

Я как-то не думала раньше о том, как всё это будет восприниматься через много лет. Просто рисовала и писала так, как нравится и кажется правильным мне самой. Я никогда не ставила перед собой каких-то сверхзадач.

Единственные книги, где, возможно, была задача заинтересовать ребенка чем-то — это познавательные книги. Заинтересовать его буквами, цифрами, зверями, чем-то ещё. Показать, что всё это не скучно, что это понятно. Иногда люди пишут — мои дети выросли на вашей азбуке. Наверное, когда-то наступит такой момент, когда будут подходить взрослые люди и говорить, что они выросли на моей азбуке. Будет очень занятно дожить до такого.

«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015
«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015
«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015
«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015
«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015
«Азбука. Игра в слова», издательство «Эксмо», 2015

Крайности, о которых я упомянул выше, по сути представляют собой ориентацию на разные возрастные группы детей. Когда вы пишете и рисуете, для какой аудитории вы это делаете?

Эти книги, как мне кажется, написаны для детей младшего школьного возраста. Когда ребёнок уже умеет читать и может сам прочесть такую небольшую книгу. Поэтому я вижу плюс в том, что книга про зверей распалась на две. Тоненькие познавательные книги — не такие страшные, как толстые. Ребёнок понимает, что он легко ее просмотрит, легко прочтёт — целиком или те развороты, за которые зацепился взгляд.

А так я, наверное, как и любой автор, пишу для разных возрастов. У меня выходят поэтические книги и сказки для детей 10-12 лет. Есть серия книг, которую мы делаем с издательством «Лабиринт», рассчитанная на дошкольников. Это книги про буквы, цифры, книга с разными загадками, книга про необычные техники рисования. Последняя — называется она «Осенние рыбы» — оказалась интересна не только детям. Она очень удобна для людей, которые занимаются с маленькими детьми рисованием, потому что там, по сути, есть готовые темы уроков: небольшое стихотворение сопровождается описанием определенной изобразительной техники, в которой легко сделать иллюстрацию к этому стихотворению. Несколько раз я получала письма от учителей, занимающихся с особенными детьми, в которых они описывали, насколько удобной книга оказалась для их уроков. И это для меня очень ценно, так как я даже предположить не могла, что у книги будет такая разная аудитория!

«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016
«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016
«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016
«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016
«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016
«Осенние рыбы», издательство «Лабиринт», 2016

Какие ещё образы из детства вроде рисунков Чижикова в «Вокруг света» вдохновляют вас до сих пор?

Я люблю рассматривать резные наличники, произведения народного искусства, вырезанные из дерева игрушки, тряпичных кукол, лоскутные картины. Люблю просто гулять и выискивать всякие маленькие травки вдоль дороги, листья, семечки разных растений. Мне нравится ходить в зоопарк или в океанариум. Какой-то сильной привязанности к определенным книжным образам из детства у меня, наверное, нету. Иногда новые идеи могут родиться из просмотра чего-то совершенно неожиданного — тебе в руки попадает каталог самоваров или старинных часов, или ты на пляже начинаешь что-то строить из камешков, или просто ты замечаешь в электричке странного пассажира и начинаешь придумывать про него историю.

У вас растут дети и, как мне кажется, книги, в которых вы выступаете и автором текста и иллюстратором, связаны с этапами их взросления. Может ли случиться, что ваши произведения будут взрослеть и взрослеть? Или есть какой-то предел, какой-то ориентированный на определённый возраст стиль, в котором выполнять книги вам особенно комфортно? Скажем, может ли уютный «Зверь Вулканный» переродиться во вполне серьёзного персонажа книги в жанре фэнтези?

О, это очень интересный вопрос! Я много думаю на эту тему. Мне давно хочется попробовать написать что-то не стихотворное, но так получается, что просто нет на это времени. Стихи писать удобнее. Их можно сочинять в метро, в автобусе, в загородной электричке, на прогулке с детьми или с собаками. Даже сказки в стихах так удобно писать. А вечером, когда все спят, вносить правку, и на это не потребуется море времени, ведь слов в них не так много, по сравнению с романом или сказкой в прозе. С другой стороны, я понимаю, что это самообман, потому что, когда время появляется, я не пишу, а сажусь рисовать. Просто так, для себя самой.

Поэтому мне тоже интересно, во что всё это переродится со временем, сейчас это совершенно не понятно. Пока мне очень хочется попробовать придумать серию сказок.

«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019
«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019
«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019
«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019
«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019
«Лисья сказка», издательство «Аст», 2019

Таких, как «Лисья сказка»? У нас она стала исключительно популярной. Как часто ваши книги перепечатываются? Многие из них — например, «Жили 33 кота» — в продаже уже не найти. Хотя в «Лунном пироге» есть стихи, которые мне уже где-то встречались.

К сожалению, и «Жили 33 кота», и азбука «Игра в слова» в том же издательстве переиздаваться не будут. Я хотела их отнести еще куда-то, но наступил карантин и этот план пока отложился. В «Лунный пирог» действительно вошло несколько старых стихов, но этот сборник формировал, кроме меня, редактор издательства и он посчитал, что так будет правильно.

«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019
«Лунный пирог», издательство «Качели», 2019

Ваш стиль узнаваем, а персонажи обладают добротой, теплотой, чуткостью. Оказал ли влияние на ваше творчество какой-нибудь конкретный художник?

Мне в детстве очень нравились иллюстрации Токмакова к книге Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов». Нравились книги с иллюстрациями ВаснецоваМавринойБулатова и Васильева, звери и птицы Евгения Чарушина. Завораживали сказки с акварелями братьев Траугот. На мой взгляд, очень важно, чтобы в детстве у ребёнка была возможность видеть книги с разными по стилю иллюстрациями. Насматривать что-то новое, нестандартное, не похожее одно на другое.

«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015
«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015
«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015
«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015
«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015
«Жили 33 кота. Веселые буквы», издательство «Эксмо», 2015

А как сформировался ваш художественный стиль? Была ли книга, на которой стало понятно, что почерк найден?

Я точно никогда об этом специально не задумывалась и ничего для этого специально не делала. Когда я только начала работать в книге, то занималась преимущественно черно-белой графикой, так как не могла вписаться в существующие требования к оформлению цветных иллюстраций. И я довольно быстро нашла способ рисования, который был мне удобен и интересен. С цветной книгой всё оказалось сложнее, в работе с ней было много разных факторов, которые мешали рисовать так, как хочется.

Наверное, первым удачным опытом можно назвать книгу палиндромов «Арбуз у зубра», которую выпустило издательство «Розовый жираф». Издатель и редактор не стали вмешиваться в то, что я делаю, была атмосфера уважения и доверия друг к другу и я почувствовала, что могу рисовать свободно, как угодно. И в то же время понимала, что только я отвечаю за всё, что будет нарисовано в этой книге. Это очень важный момент, когда ты с одной стороны чувствуешь свободу, что можешь всё, а с другой — осознаёшь полную ответственность за это «всё».

«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011
«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011
«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011
«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011
«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011
«Арбуз у зубра», издательство «Розовый жираф», 2011

Сейчас книжный рынок, кажется, наполнен как никогда, можно легко потеряться среди издательств и новинок. Насколько тяжело сегодня найти издателя? И было ли время, когда вы издавали свои книги самостоятельно?

Я никогда не издавала свои книги сама. Хотя вторая моя книга вышла когда-то в маленьком, уже не существующем издательстве, где я была одним из учредителей. Все остальные книги выходили в разных издательствах и разными тиражами — от 3000 до 50000 экземпляров (совокупный тираж одной из азбук).

Мне было сложно найти издателя только вначале, так как я хотела странного: быть одновременно и писателем, и художником. Хотела писать книги — и сама их иллюстрировать. Но в тех издательствах, где нравились мои стихи, мне предлагали других иллюстраторов. А в тех, где нравились иллюстрации, меня не видели в качестве писателя. И некоторое количество времени у меня ушло на то, чтобы пробить эту стену. Это было не просто, хотя и не так сложно, как казалось в самом начале пути. Сначала везде говорили — «нет, мы такую книгу издавать не будем», а потом вдруг (часто в тех же самых издательствах!) — «да, приносите, напечатаем!». Наверное, мне очень повезло ещё и с тем, что изменилось время, а вместе с ним и требования к детским книгам. Издатели поняли, что книги могут быть разные. Не обязательно из книги в книгу печатать глазастиков и пушистиков, продаваться может и что-то совершенно другое.

«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010
«Пузявочки» (автор Сергей Георгиев), издательский дом Мещерякова, 2010

Есть ли книга, которую вы непременно хотели бы проиллюстрировать? Некий Грааль для вас как художника, что-то вроде роли Гамлета для актёра?

Нет, для меня такой книги нет. Мне очень хотелось бы когда-нибудь иллюстрировать сборники народных сказок, не обязательно русских, это могут быть, например, сказки индейцев или эскимосов. Но такой работы не предлагают, а сделать такой проект самостоятельно просто пока не хватает времени.

«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013
«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013
«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013
«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013
«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013
«Еруслан Лазаревич» (автор Андрей Усачев), издательство «Росмэн», 2013

Я попробовал найти информацию о ваших выставках, но не преуспел в поиске, как часто случаются такие события? Насколько вам интересен такой формат?

Я только один раз делала свою персональную выставку. Она проходила в музее Скрябина. Мне было важно показать работы, которые я делала в не самое простое для себя время — и идти дальше. Еще были выставки в библиотеках, но там показывались именно иллюстрации, малая часть из того, что я делаю как художник-график. Формат выставок мне интересен, но я понимаю, что если завтра ко мне придет владелец галереи и предложит ее устроить — у меня просто не найдется достаточно работ. Я знаю, что нужно делать, чтобы двигаться в этом направлении, и двигаюсь потихоньку. Хотя осознаю и то, что в моем случае, когда так много всего хочется попробовать и успеть, путь будет долгим.

На вашей странице в Facebook вы регулярно показываете свои работы, там же их можно и приобрести. Насколько это штучный товар? Кажется, где-то в интернете я видел набор открыток с вашими иллюстрациями…

Да, когда-то я делала серию открыток для пост-кроссинга. На заказ от небольшого издательства, специализирующегося на выпуске открыток. Задача там была сделать серию неких образов, представляющих Россию, но в то же время, чтобы все это не превратилось в такой стандартный набор с матрёшкой, балалайкой, Лениным и икрой. Мне кажется, что мы с издателем тогда справились с этой задачей и открытки разлетелись по всему миру. В фейсбуке я иногда выкладываю свою станковую графику. Это оригиналы, не принты с рисунков. Изначально я их делаю для себя, но некоторые потом продаю: просто невозможно — да и не нужно — хранить дома такое количество рисунков.

В современной детской литературе сегодня можно найти книжки на любой вкус, среди них много некачественной низкой продукции с сопутствующим шаблонным наполнением. Как вы выходите из ситуации, когда ребенок выбирает в книжном магазине совсем не то, что хотелось бы видеть у себя в библиотеке?

Я думаю, что у ребенка в разные периоды и разные потребности. Да, пусть иногда он начинает не с классики, не с привычных для его родителей произведений. Он вообще может всю жизнь потом читать или смотреть совершенно иные книги. Читательский путь у всех разный. Главное, чтобы ребенок мог сам этот путь выбирать. И не боялся его выбирать.

Мои дети находили для себя книги в магазине самостоятельно, без моих подсказок. И иногда это могло быть нечто очень странное, розовенькое, в блёстках и про фею-вампира. И мне кажется, что главная задача родителя в ситуации, когда вам приносят фею-вампира в блестках, четко понимать, ради чего вы взяли ребенка в магазин — купить что-то вопреки его желанию, ориентируясь на свои представления о прекрасном или же доставить ему радость собственного выбора. Он порадуется — и прочитает! А потом, вспомнив это чувство радости, пойдет с вами снова, выберет что-то ещё. Или зайдёт в книжный магазин сам, после школы. А однажды, навыбиравшись самостоятельно, он вдруг спросит: а что бы посоветовал ты? Что ещё есть интересного? И это очень важный момент. Именно тогда рождается читатель, рождается интерес к тому, что есть и другие книги, другие истории, другие иллюстрации. Что можно всё это читать, рассматривать, обсуждать, пересказывать друзьям.

В серии «Дашина школа» в разное время увидели свет «Осенние рыбы. Первые уроки творчества» (2015), «Азбука загадок» (2017), «Азбука превращений» (2018) и «1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!» (2019). Как появилась эта серия и хотелось ли бы вам её продолжить?

Эта серия была задумана очень давно. Восемь или девять лет назад. Она изначально задумывалась как обучающая серия для детей 3-4 лет. Но я очень медленно пишу. И долго принимаю решение, можно ли выпускать в свет то, что я уже написала. Поэтому в этой серии новая книга выходит примерно раз в два года. Сейчас мы с издателем готовим еще одну, про английские буквы. В ней тоже будут стихи. Сейчас я рисую макет этой книги. Будет ли потом продолжение — не знаю.

Возможно, мне будет интересно что-то придумать для серии книг издательства «Настя и Никита», там другой формат и немного другой возраст читателя.

«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015
«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015
«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015
«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015
«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015
«Азбука превращений», издательство «Лабиринт», 2015

А как появилась идея конвертика в конце этих книг с заданиями или чудесными складными зверями как в случае «1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!»? Это был отличный сюрприз, ведь заказывая книгу, мы не знали, что в конце будет такое дополнение.

Изначально издатель задумал, что это будет серия с кармашком-сюрпризом внутри. Такие кармашки есть во всех книгах. Меня очень обрадовала такая возможность! И мне всегда нравится придумывать, что же у нас там будет в конце: листы-раскраски, игра, выкройки для объёмных зверей. Я была бы очень рада, если бы мы с этим издателем когда-нибудь сделали книгу или набор для творчества, состоящий из таких вырубок.

«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019
«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019
«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019
«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019
«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019
«1, 2, 3, 4, 5 — я иду зверей считать!», издательство «Лабиринт», 2019

В этом году благодаря издательству «Лабиринт» увидела свет ваша книжка-игрушка «Дерево-деревце». Как создавалась эта работа?

Эта книга продолжает серию книг-игрушек издательства. Я в ней только художник. И была очень рада, когда мне предложили её нарисовать, так как мне давно хотелось попробовать что-то сделать в таком формате. Надеюсь, что всякие лоскутки и ниточки хорошо вписались в мир этого деревца.

В этом году на ежегодном международном конкурсе книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги» книга стала одним из лауреатов в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков».

«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020
«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020
«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020
«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020
«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020
«Дерево-деревце» (автор Софья Федорченко), издательство «Лабиринт», 2020

Дарья, расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве со студией «Шар». Как появился мультфильм «Две принцессы»?

Это получилось совершенно случайно. Режиссер этого мультипликационного фильма, Маша Степанова, увидела на одном из сайтов мои рисунки и предложила встретиться. Я сделала эскизы. Это была моя первая работа в технике коллажа, когда рисунок дополняется кусочками ткани, замши, кружева. Маше понравилась идея так решить английскую сказку — и мы начали работать! Это было прекрасное лето! Мы жили с детьми на даче, и я каждый день рисовала принцесс, троллей, какую-то английскую нечисть, живущую в волшебном холме, рисовала деревья, замки. Узнав, чем я занимаюсь, соседи стали приносить мне кусочки тканей, кружева, тесьмы, бархата, найденные на старых дачах. Некоторые ткани хранилось там еще с довоенных времён! Мне кажется, во многом атмосфера волшебства в фильме возникла за счет этих старых кусочков, которые получили новую жизнь и сложились в свой тихий и уютный мир.

Потом мы сделали с этим режиссёром еще несколько мультфильмов: «О любви» — по итальянской сказке, «Сто птиц» — по греческой сказке «Вышивальщица птиц», там у нас много всяких ниток и зверей, срисованных с греческих фресок, «Пять овечек» — по польской сказке. В норвежской сказке «Король Валемон» я тоже использовала множество фактур — лед, кору, камни, вязаные вещи. Несколько месяцев я фотографировала всё вокруг, сухие травки в снегу, лёд на всех лужах, которые мне встречались по пути, еловые лапы, сугробы, весенние ручейки. Но самым сложным оказалось придумать образ главного героя, когда он из белого медведя превращается человека. Тут пришлось даже полазить по сайтам норвежских конкурсов красоты, чтобы понять, какой же типаж должен быть в сказке.

Еще был фильм «Петрушечка» — по итальянской сказке. В нём все персонажи и фоны сделаны из овощей, фруктов, лепёшек. Это тоже была прекрасная по своему безумию работа, когда у меня на чердаке, на огромном столе были разложены все эти персонажи. Потому что если я начинала их делать в кухне, кто-нибудь из детей, проходя мимо, мог ненароком сесть у персонажей капустное платье или волосы из петрушки.

Где ещё в 2020 году можно будет увидеть ваши работы? Планируются ли к выходу новые книги?

Сейчас я рисую английскую азбуку для «Лабиринта». Не уверена, что она выйдет в этом году, так как такие книги готовятся долго, помимо иллюстраций и текста нужно продумать кармашек со всякими играми и раскрасками. Ещё у меня есть новые стихи, которые хотелось бы издать отдельным сборником. И две сказки в стихах, которые я ещё даже не начинала рисовать!

Интервью подготовил Алексей Евдокимов

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры». А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *