Плыть по течению

Автор: Анастасия Макарова

С самого раннего детства, читая и рассматривая книжку, мы попадаем в систему сказочных координат, где в темном лесу обязательно кто-то прячется, за горами находятся недосягаемые царства, а в море и в воздухе герои попадают во власть стихий. Понятно, что у каждого сказочного ландшафта, так же как и у других составляющих сказки, есть свой символизм и свои фольклорные корни. Но нам как читателям важнее собственные ощущения и ассоциации, то, что вырастает в нашем воображении на фоне книжного пейзажа. И иллюстратор здесь — тот самый волшебник, который оживляет картинку, смещая акценты по своему усмотрению; в его силах сделать главным действующим лицом что-то нематериальное или неодушевленное, неконкретное и даже неживое. Например, он может сделать стержнем повествования реку, словно заставляя ее рассказывать историю от своего имени.

Река может быть бурной и опасной, она несет героев неизвестно куда, таит за каждым крутым поворотом неизведанное и, возможно, непреодолимое. Пересечь такую реку — значит пройти испытание, стать взрослым и отважным. Иногда герой путешествует по реке, встречая новых знакомых — река-дорога течет вперед вместе с историей, которая в конце концов обязательно хорошо заканчивается. Реки пересекают мечты и сновидения героев, становятся границей между мирами. Иногда река — это само время или символ круговорота и течения жизни. А часто — это самое понятное нам олицетворение природы, которая и больше, и древнее, и сильнее человека.

Мы выбрали несколько детских книг, чтобы показать, какими разными могут быть нарисованные реки, как много художник может вложить в этот образ и из красивого фона превратить его во что-то большее.

География рек

«Rivers»
Автор и иллюстратор Петер Гюс
Gecko Press, 2018

Иногда реки — это просто реки, у них есть свои названия, и их можно найти на карте. С ними связаны возникновение и гибель городов, свои легенды и сказки, освоение новых земель, войны и торговые связи. Все это есть в новой книге бельгийца Петера Гюса, автора уже выходившей на русском «Хронологии».

Его «Реки» похожи на атлас в духе знаменитых «Карт» Мизелиньских. Силуэты реальных рек переплетаются с интересными фактами о достопримечательностях, животных, важных и не очень исторических событиях. С присущим ему чувством юмора и умением создавать персонажей (недаром Гюс работал еще и художником-аниматором) автор предлагает посмотреть на человеческую историю с воды. Конечно, все мы помним параграфы из учебника про Долину Нила и Междуречье. Но Гюсу удается освежить давно затертый взгляд на реки как на колыбель цивилизаций и сделать их живыми свидетелями и глобальных событий, и маленьких, но таких важных, бытовых деталей. Так, здесь нашлось место и для истории мужских головных уборов в Англии (от шлема до фетровой шляпы), и для бомбардировки Дрездена и для орланов-белохвостов.

И вывод в итоге прост: реки повлияли на все сферы человеческой жизни, история и культура вертятся вокруг них. Они похожи на кровеносную систему, которая проходит через все страны и континенты, и людям без них никак не обойтись.

«Речка, речка, где твой дом?»
Иллюстратор: Игорь Олейников
Автор: Анастасия Орлова
Детгиз, 2014

«Речка, речка, где твой дом?» Анастасии Орловой с иллюстрациями Игоря Олейникова — это тоже география, но для самых маленьких. Когда важнее не найти реку на карте, а узнать ее древнее имя, поиграть с этими очень мелодичными названиями.

Реки, как и люди, совершенно разные: вспыльчивые и спокойные, молодые и старые, они могут быть разного пола и разной национальности, петь разные песни и по-разному одеваться.

Пара строчек Орловой и рисунки Олейникова вместе создают из рек самобытных и живых персонажей: вот модница-Нева, вся в браслетах из мостов, а вот большая и красивая Ока в кокошнике с маленькой Очкой на руках.

Иллюстратор выходит за рамки стихотворения и добавляет еще больше деталей. Из-за спины у Оби выглядывает древний собор. На суровой и привычной к холодам Северной Двине стоит Великий Устюг, поэтому Дед Мороз удит в ней рыбу. По Волге плывут арбузы, осетры и сказочная Казань. У каждой реки — свои ассоциации.

Олейников создает иллюзию единого синего потока, который переходит с одной страницы на другую, и начинает казаться, что все российские реки — это одна большая семья.

Река и человек

«Река»
Автор и иллюстратор Елена Сафонова
ГИЗ, 1930

Река очень часто символизирует природу, чистую и нетронутую, она через поля и леса добирается до деревень, а потом и до больших городов с портами и заводскими трубами. И если сегодня многие авторы и иллюстраторы, рисуя такую картинку, чаще говорят об экологии, то в СССР речь шла совсем о другом. Например, вот в этой книжке-картинке Елены Сафоновой 1930 года путь реки от деревни к городу — это путь человеческого прогресса, когда от деревень и маленьких деревянных мостиков люди пришли к первым пароходам и железным дорогам, а затем к большим теплоходам, многоэтажным домам и электростанциям. И дальше путь лежит в открытое море.

Сильная и красивая река приносит пользу людям, на ее берегах они отдыхают и трудятся, она приручена человеком и работает на него. Маленькие человечки, которые мелькают то тут, то там — не жертвы стихии, а ее покорители. Река здесь — утопический фон для достижений народного хозяйства и метафора того длинного пути, который прошел русско-советский человек.

Обратите внимание на обложку. Она похожа на лист, вырванный из сборника карт, или на вид из кабины самолета. Только с высоты птичьего полета можно разглядеть и осознать весь масштаб того нового, что произошло со страной в период ее стремительной индустриализации. Человек — царь природы, который меняет ландшафт под себя, он покоряет реки, моря и океаны. Никаких последствий и никаких границ.

«Город и река»
Автор и иллюстратор Виктор Бундин
Детская литература, 1985

Книжка-картинка Виктора Бундина «Город и река», вышедшая в 1985-м году и посвященная Ленинграду и реке Неве, больше похожа на современный виммельбух. Здесь нет открытой пропаганды, как в книге Сафоновой, но река тоже остается только фоном для человеческих достижений. Нева втиснута в рамки каменных набережных, история реки, того, откуда она течет, ее характер, художнику не так интересны. Он хотел показать город, бурлящий от огней, машин, барж и пароходов, великолепие которого только усиливается, когда отражается в водах Невы.

Здесь есть и развод мостов, и праздничный салют, и толпы школьников на экскурсии. В общем, книжка выглядит как реклама современного художнику Ленинграда. Именно современного. Дворцы и старинные здания отступают на задний план, а вот баржи, автобусы и машины прорисованы в деталях. Нева здесь — мощнейшая магистраль, пространство для парада, по ней движется все, чем можно и нужно гордиться.

«На реке Ангаре»
Автор Валентин Распутин
Иллюстратор Петр Багин
Малыш, 1983

Совсем о другом иллюстрации Петра Багина к сборнику рассказов Валентина Распутина «На реке Ангаре».
Ангара здесь — воплощение первозданной природы, мощная и своенравная, грозная и прекрасная, как древняя богиня. В сознании маленького героя она живая: «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала. Порой изнутри доходил глухой, утробный шум, затем раздавался быстрый и сильный, как выстрел, треск, и по льду вспыхивали трещины». Когда находит гроза, «посторонняя властная сила» заставляет мальчика выйти из дома и смотреть на то прекрасное и ужасное действо, которое разворачивается перед ним. Он захвачен вихрем этой стихии, он часть чего-то очень большого и настоящего, и от этого и страшно, и хорошо на душе.

Деревянные домики выглядят маленькими и беззащитными рядом с широким потоком реки, над ними нависают скалы, деревню обступает высокий сосновый лес. Человек на иллюстрациях Багина — совсем не царь природы, а маленький муравьишка, но только детям и старикам дано это почувствовать. Не каждый может заметить, как гудит и шумит от своих жителей тайга, как шуршат весенние тучи, как похожа на мех молодая трава.

На фоне акварельных реки и неба Багин очерчивает контуры сосен и камней, силуэты перепархивающих с ветки на ветку птиц. Читатель как будто смотрит на реку глазами одной из этих птиц, то выглядывая из чащи, то пролетая над предгрозовой Ангарой.

«A river ran wild»
Автор и иллюстратор Lynne Cherry
Trumpet Club, 1996

Совсем по-другому отношения человека и природы выглядят в книге 1992 года «A river ran wild» с иллюстрациями Линн Черри. Когда-то индейцы жили бок-о-бок с рекой Нашуа как с добрым соседом: ловили рыбу, занимались охотой и собирательством, разбивали огороды на берегах. В 17 веке в долине появились англичане, которые постепенно уничтожили старый мир. Сначала строили мельницы и мастерские, потом заводы и фабрики, и к 1960-м годам Нашуа было не узнать. Из-за слива токсичных отходов в реку она побурела, погибла вся рыба, в реке было опасно купаться.


Река Нашуа в 1960-е годы и в 2012 году (картинка отсюда)

Эта книга описывает реальную борьбу за то, чтобы в США были введены законы, запрещающие слив производственных отходов в озера и реки. Жители города победили, и Нашуа сегодня выглядит так же, как в давние времена.

На полях художник собрала детали и предметы, которые показывают то, как семимильными шагами двигался прогресс, как на смену индейскому быту, буквально выросшему из природы, пришло огнестрельное оружие, подчиняющее себе все живое. Здесь есть и мирные изобретения (например, пишущая машинка, велосипед или граммофон), но есть и детский труд на фабриках и истребление коренного населения.

Иллюстратору удалось выйти за рамки сюжета и в картинках рассказать краткую историю США, того как люди в погоне за деньгами уничтожали все вокруг и, тем самым, самих себя. Но, к счастью, баланс и гармония возможны и в современном городе, и, как в древних индейских сказаниях, человек и река могут жить в мире.

«Um dio, um rio»
Автор Leo Cunha
Иллюстратор André Neves
Pulo do Gato, 2015

«Um dio, um rio» с иллюстрациями бразильца Андре Невеса тоже история с экологическим посылом, но автор намеренно уходит от реальности в жутковатый и сюрреалистический мир, чтобы показать трагедию изнутри. Главный герой и рассказчик здесь — это сама река, которая задыхается от грязи. Поэтический текст от первого лица — это крик отчаяния из глубины непроглядной ржавчины, где, как на Марсе, нет никакой жизни. Интересно, что это тоже история реальной экологической катастрофы, которая произошла на реке Рио Доче в 2015 году, когда после прорыва плотины потоки токсичной грязи дошли по реке до самого океана. Сначала кажется, что основной цвет книги, цвет ржавой воды из-под крана — это художественный прием. Но на фотографиях видно, что вода действительно превратилась в мутный красноватый поток.


картинка отсюда

Река у Невеса это маленький одинокий мальчик, который погибает среди ржавчины и мусора, скопившегося на дне. Рыбы в ужасе пытаются уплыть от грязевого потока, но на ходу превращаются в скелеты. Это жертвы этой трагедии, люди, которые погибли в результате прорыва плотины, смытые дома и соборы. Рыбы пытаются спасти жизнь и детские мечты (заметили солдатика в бумажном кораблике?), уносят с собой все самое дорогое. Но спасения нет. Ни для городов, ни для людей.

«Marivière»
Автор и иллюстратор Catherine Lepage
P’tit Glénat, 2018

Художница Катрин Лепаж из Квебека нарисовала девочку-реку по имени Marivière (rivière — по-французски река). У нее длинные голубые волосы, и она живет неподалеку от маленькой горной деревушки. Дети купаются в потоке ее волос, а звери и птицы ловят в них рыбу. Но однажды, из-за того, что жители перестали заботиться о ней, волосы Маривьер посерели, а потом и почернели. Чистый белый фон и яркие краски потемнели и сменились грязно-серыми акварельными разводами. Цвет уходит не только из волос девочки, но и из деревьев, травы и цветов. Даже домики становятся темными силуэтами на фоне чернеющего неба.

В истории Лепаж нет трагедии и надрыва (наоборот, все персонажи нарисованы с огромным чувством юмора). Но за счет таких контрастов  она достигает своей цели — показать взаимосвязь воды и земли, природы и людей. И в конце даже малышам станет понятно, что к неживому в природе нужно относиться как к живому, и что речку так же просто обидеть, как маленькую девочку.

Река как течение жизни

«Der Fluss»
Автор и иллюстратор Michael Roher
Verlag Jungbrunnen, 2016

В этой книге мы следуем за потоком. Сначала он почти прозрачный, но постепенно набирает цвет и вмещает в себя все больше лиц, событий и впечатлений. Читатель плывет по реке вслед за рыжеволосой девочкой и наблюдает, как она взрослеет, влюбляется, становится мамой и постепенно стареет.

Путешествие реки и девочки заканчивается неожиданно — воду сковывает сероватый лед, река так и не достигает моря, как этого мог ожидать читатель. И героиня, уже старушка, держит в руках мертвую птицу. Вероятно, это ответ художника на вопрос о том, к чему движется жизнь. По версии Михаэля Роэра, река жизни упирается в безвременье, где нет никакого движения и цветов, радостей и огорчений.

Роэр совмещает в своей работе коллаж и рисунок. Девочка плывет по течению в бумажной лодочке из настоящей газеты. Реку обступают вырезанные из бумаги деревья, вырезаны и наклеены лица и фигуры персонажей, которых она встречает на своем пути. За счет коллажей и разных материалов иллюстратору удается создать множество текстур: передать шероховатость камней, невесомость дыма, который выпускает пароход, неровности льда на зимней реке. А множество мелких ярких деталей листья, цветы и рыбки напоминают стеклышки в калейдоскопе, из которых складываются воспоминания пожилой героини.

«The River»
Автор и иллюстратор Alessandro Sanna
Enchanted Lion Books, 2014

На страницах почти бессловесной книги итальянца Алессандро Санна перед глазами читателя проходят четыре сезона на берегах реки По. Это очень тонкая история о том, как течет время, меняются времена года, и на фоне реки проходит человеческая жизнь. Герои становятся частью потока, они отражаются в реке, а она — в них.

Благодаря мягким акварельным переходам цвета, художнику удалось поймать те мгновения, которые, кажется, поймать невозможно: первые лучи на рассвете, синеющие в камышах сумерки, фиолетово-черное от грозы небо. Все начинается осенью под шум ливней, затем наступает зима, и цвет постепенно уходит. Весной резко возвращаются краски, а летом происходит настоящий взрыв цвета и праздник молодости и жизни. Это время свободы, когда тигр из цирка наконец-то вырывается на волю. А вместе с ним и человек.

Изображение построено так, что наш взгляд постоянно двигается горизонтально, вдоль этих полос-кадров. Получается, что мы тоже скользим по этой бесконечной реке вместе с героями, становимся частью их мира.

А вот что сам художник говорит о своей работе в послесловии: «Я рисую, как слепой, не тратя времени на детали, я стараюсь нащупать пульсацию жизни. Чтобы нарисовать реку, мне приходится стать рекой… Этому путешествию я посвятил годы, я обрабатывал те фрагменты, которые видел, без конца искал скрытые чудеса и сокровища».

Река-мечта и река-сон

«A river dream»
Автор и иллюстратор Allen Say
Houghton Mifflin, 1988

Однажды дядя прислал заболевшему племяннику подарок — коробочку с рыболовными мушками. И мальчику приснился прекрасный сон о том, что он вылез из окна, сел в лодку и поплыл по реке. На реке он встретил дядю и вместе с ним поймал большую-большую рыбу. Ему очень хотелось показать ее родителям, но живая рыба гораздо лучше мертвой, и мальчик отпустил ее и вернулся домой. Родители зашли в комнату и увидели, что сын спит среди разбросанных мушек. И жар у мальчика спал. Красиво и просто!

Река, искрящаяся на солнце, теплый день, легкая убаюкивающая рябь. Здесь река — это другая реальность, сон и мечта, в который очень просто попасть, достаточно только задремать теплым летним днем на берегу. Иллюстратор Аллен Сей использовал очень легкие и прозрачные цвета, как будто немного выгоревшие на солнце. Он родом из Японии, хоть большую часть жизни и прожил в США, и его стиль немного напоминает традиционную японскую акварель. Используя минимум средств, иллюстратору удалось передать и теплое летнее утро, и плеск воды под веслами, и то, как золотистые поденки мельтешат над рекой. Получилась удивительная история про детское воображение и про ценность жизни любого существа в этом удивительном мире.

«Река»
Автор и иллюстратор Марк Мартин
Penguin Books, 2015

Еще одна яркая история про силу детского воображения. Если дать волю фантазии, даже обычная городская река, которую каждый день видишь из окна, и мимо которой ходишь в школу, — это невероятная дорога, растянувшаяся в оба конца. Стоит только отправиться в путь, и увидишь все на свете: города и джунгли, залитые солнцем поля, леса с оленями и бескрайний океан.  На каждом развороте девочка в маленькой лодке оказывается внутри нового пейзажа.

Мартин использует коллаж, цветные карандаши и краски. Коллаж помогает передать объем, показать то, как реку обступают джунгли, как ветки и лианы свешиваются над водой, или то, как река петляет между холмов.

Ariver_01v6

Ariver_01v9

Художник специально задумал книжку, вытянутой по горизонтали: река с одной страницы продолжает течь на следующей, одно перетекает в другое. Маленькая лодочка — часть большого целого, как и девочка, которая смотрит в окно. И океан с китами и стаями рыб совсем близко, достаточно только уметь мечтать.

ariver_014

«Secret river»
Автор Marjorie Kinnan Rawlings
Иллюстратор Leonard Weisgard
Scribner, 1955

«Secret river» с иллюстрациями великого Леонарда Вейсгарда впервые была опубликована в 1955 году, уже после смерти писательницы Марджори Киннан Ролингс. Это история девочки Кэлпурнии из бедной семьи. Во время Великой депрессии в ее деревне все голодают, отец не может поймать ни одной рыбы, чтобы прокормить семью. И Кэлпурния вместе со своим щенком отправляется на поиски таинственной реки, про которую ей рассказывала соседка. Река помогает девочке с уловом, но на обратном пути ей приходится отдать часть рыбы сове, медведю и пантере. Но когда она благополучно возвращается домой, еды все равно хватает на всех: и на семью Кэлпурнии, и на других жителей деревни.

Позже Кэлпурния, как ни старалась, никак не могла найти ту реку, но в итоге поняла, что она всегда будет с ней, в ее воображении. И в этом «Secret river» очень похожа на мир Питера Пэна или Нарнию. Это тоже история о месте, которое скрыто от глаз взрослых, и которое появляется только тогда, когда оно по-настоящему нужно героям.

В конце 1940-х, когда художник работал над книгой, в США существовало негласное табу на изображение темнокожих персонажей. И хотя нигде в тексте нет упоминаний о расе Кэлпурнии, Вейсгард видел девочку именно такой. И чтобы избежать негодования «белых» издателей, рисовал на окрашенной кофе бумаге. Этот цвет фона решает и другую задачу: полутемный лес выглядит еще более таинственным и сказочным, кажется, что даже свет в этом параллельном мире другого цвета.

В 2009 году вышло новое издание книги с иллюстрациями Лео и Дайан Диллон.

«Sleepy river»
Автор Hanna Bandes
Иллюстратор Jeanette Winter
Philomel, 1993

Это книжка-колыбельная, книжка-песня, которую вместе с мамой поет река. Мама берет малыша на вечернюю прогулку на лодке, и вместе они наблюдают за тем, кто живет по берегам и в воде, прислушиваются к плеску волн и шуму травы. Эти двое в лодке — часть той же большой вселенной, что и Млечный путь у них над головой. И несмотря на то, что вокруг темнеет, в мире нет ничего страшного: малыша не пугают ни сова, ни летучие мыши. Бояться нечего, потому что ночь и сон это не менее прекрасное продолжение дневной жизни.

В книге очень красивые приглушенные сумеречные цвета, постепенно темнеющие к концу. А мазки на воде, на коре деревьев, в травах, в листьях, в перьях совы создают необходимый для засыпания убаюкивающий ритм. Как рябь на реке. Из-за этих мазков и плавных простых форм иллюстрации напоминают народное примитивное искусство  и традиционную вышивку из лоскутков ткани.

Река-дорога

«The river»
Автор Brigitte Sidjanski
Иллюстратор Bernadette Watts
Minedition, 2008

В книге «The river» с иллюстрациями Бернадетт Уотс в путь по реке отправляются пять маленьких еловых шишек. Одной из них больше нравится лес, где река спокойная и тихая, и она прибивается к берегу. Остальные переживают морозную зиму и добираются до водопада. Вместе с шишками мы попадаем в город, а с самой последней добираемся до песчаного морского берега.

Уотс тщательно изобразила разные времена года и всех встреченных шишками птиц и зверей. Детальные иллюстрации позволяют использовать книгу как энциклопедию для самых маленьких. А еще большое путешествие шишек — это отличный способ включить детскую фантазию и представить, какая длинная и интересная история может быть у любого камня или семечка под ногами.

«Mr Gumpy’s Outing»
Автор и иллюстратор John Burningham
J. Cape, 1970

Однажды мистер Гампи отправился на прогулку по реке. В этом маленьком путешествии ему встретились дети, кролик, кошка, собака, свинья, бычок, коза, куры и овца. Мистер Грампи пускал в лодку всех, но он любил порядок и просил новых друзей не плескаться, не прыгать, не хлопать крыльями и не топать. В итоге никто, конечно же, его не послушался, и лодка перевернулась. Все благополучно доплыли до берега, и мистер Гампи повел всю компанию через поле к себе домой, пить чай.

Иллюстрации Бернингема сделали историю про добряка-Гампи очень летней и солнечной. Здесь и желтое жаркое поле, и свежая зелень, и буйство цветов и трав. Кажется, что художнику удалось передать даже запах скошенного сена и теплой речной воды. Тонкая штриховка делает рисунок легким, невесомым и полупрозрачным, а свет как будто проходит сквозь всех персонажей, сквозь облака и речную гладь. Деревья, небо и луг у Бернингена написаны парой мазков, но больше деталей нам и не нужно. Он рисует как бы из цветовых пятен, добавляет к ним пару штрихов, и вот из зелени вырастает дом,  а у пристани покачивается лодка.

«Rivertime»
Автор и иллюстратор Trace Balla
Allen & Unwin, 2014

Дядя Эгг берет своего племянника в долгожданное путешествие по реке. Казалось бы, они занимаются самыми обычными вещами: пакуют рюкзаки, ставят палатку, наблюдают за птицами, ловят рыбу, а иногда вообще ничего не делают и просто плывут по течению. Но именно из такого неспешного наблюдения за природой рождается настоящая магия.

Книга австралийской художницы Трейс Балла выросла из ее скетчбука. Мы как будто читаем путевой дневник и вместе с героями подмечаем важные детали. Балла не только подписывает названия животных и птиц, но и придумывает разнообразные звуки: как шумят на лету птичьи крылья, или как плещется вода, если опустить ноги в реку?

Page-18-Balla-Trace-Rivertime

Balla-Trace-Rivertime-Page30-1024x729

2560

В этом путешествии не будет захватывающих и опасных приключений. Здесь главное — счастье маленьких открытий, то, как иногда важно забыть о времени и делах, довериться течению реки и почувствовать, что дышишь с ней в унисон. Прямо как дядя Эгг.

Rivertime-1

Rivertime-3

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.