Роб Ходжсон и его бестиарии

«Семейный альбом тираннозавра Тони», изданный «Самокатом» — пока единственная книга английского автора и иллюстратора Роба Ходжсона, переведенная на русский язык. В случае с «Тони», текст принадлежит известному профессору палеонтологии Майклу Джеймсу Бентону, автору многочисленных научных публикаций и монографий о доисторических эпохах, и это не единственная совместная работа тандема. Оказалось, что задорная хулиганская графика Ходжсона отлично работает в паре с научными данными и юмором маститого британского палеонтолога. Роб создал и несколько авторских книжек-картинок, и его простые стилизованные рисунки с непритязательными и пронизанными иронией текстами пришлись по вкусу и детям, и их родителям. Словом, знакомьтесь — Роб Ходжсон, иллюстратор бестиариев юрского, ледникового и фольклорного периодов.

Роб Ходжсон и его бестиарии

Здравствуй, Роб! Спасибо, что нашёл время поговорить! Над чем ты сейчас работаешь?

Привет! Я в порядке, спасибо. COVID устроил нам те ещё американские горки, вдобавок мы переезжаем в другой дом, так что ситуация немного стрессовая, но я сохраняю позитивный настрой! А так я в настоящий момент работаю над книгой для самых маленьких. Скажем так, она о паутинках.

Роб Ходжсон и его бестиарии

Можешь рассказать чуть больше об этом проекте?

В этот раз я выступаю в качестве и иллюстратора, и автора текста. Текста, прямо скажем, немного — одно слово на страницу, так что книжка получается довольно концептуальной. Для меня это настоящий вызов, надо выражаться предельно просто и точно, а все иллюстрации так или иначе связаны с плетущими своими сети паучками. Но это весело!

Роб Ходжсон и его бестиарии

Кем ты себя видишь прежде всего — иллюстратором или автором собственных историй?

Я всю жизнь рисовал, так что мне комфортнее именно иллюстрировать. Мне всегда казалось, что главное в сочинительстве — это знать много умных слов и не допускать орфографических ошибок. Но моя работа с собственными книгами строится по-другому, моя сильная сторона — это добавить что-то к уже существующей картинке, дополнить графику новыми смыслами. Этот прием мне ближе, он открывает целое пространство для игры и творчества.

Роб Ходжсон и его бестиарии

Нужно ли иметь профильное образование для того, чтобы иллюстрировать детские книги? Где и как ты учился и когда начал воспринимать себя как художника?

Я изучал иллюстрацию в Плимутском университете и закончил его около десяти лет назад. Мне кажется, я всегда воспринимал себя как художника, но не мог определиться, какого именно художника. Я просто пробовал разное на протяжении нескольких лет и порой эти эксперименты заносили меня на новые территории. Пять лет назад я сделал первую книгу для детей и понял, что хочу заниматься этим и дальше.

Роб Ходжсон и его бестиарии
Роб Ходжсон и его бестиарии

Какие книжки с картинками были у тебя любимыми в детстве? Ты хранишь какие-то из них до сих пор?

Когда я был маленьким, мне нравились книги серии «Meg and Mog» и «Funny Bones». А еще я люблю книги Ричарда Скарри, у него отличные, очень оригинальные картинки. Я и сейчас их иногда покупаю и это так здорово — вернуться к тем ощущениям и вспомнить, что привлекло твоё внимание в этих книгах в первый раз.

Ричард Скарри? «Самая лучшая книга»?

Да, например! Мне очень нравилось, как там прорисованы здания, то, что ты можешь заглянуть внутрь, увидеть все эти системы, трубы. Просто класс!

Роб Ходжсон и его бестиарии

Моей дочке тоже нравится эта книжка. А вообще это здорово, когда книги переходят от одного поколения к другому. Ты рассматриваешь свои книги как что-то, что останется после тебя?

Я совсем не задумывался об этом, если честно. Хотя мне нравится мысль, что я создаю что-то, что люди будут долго хранить у себя. Скажу тебе точнее, когда стану старше! Может быть, кто-то откроет для себя мои книжки, когда мне будет уже под семьдесят, это будет здорово!

«The Cave»
«The Cave»

Как ты пришёл в эту индустрию?

Первой историей, которую я написал и проиллюстрировал была «The Cave» («Пещера»). Я очень хотел поработать над книгой и агент прислал мне большой мешок книг, чтобы я мог выбрать себе по вкусу. А я решил придумать свою историю. В то же время один издатель предложил мне проиллюстрировать их новую книгу, но так как я не успевал по срокам, послал им на удачу то, что было готово по «Пещере»… И мне повезло, они захотели со мной сотрудничать.

«The Cave»
«The Cave»

Как родился сюжет «Пещеры»?

Я хотел написать историю, которая бы развивалась по нарастающей, чтобы в конце читателя ждал сюрприз. В начале работы, когда я рисовал пещеру, из которой смотрят чьи-то глаза, я и сам не знал, кто там сидит. Это была моя первая книга и на неё ушло много времени, ведь передо мной не стояли чёткие сроки. Но вот когда я отправил издателю заготовку, тогда уже появились конкретные сроки и работа сразу пошла быстрее.

«The Cave»
«The Cave»
«The Cave»
«The Cave»

Чем ты занимался до того, как сосредоточился на детской литературе? И когда ты пришел к идее сделать детскую книжку? Возникали ли у тебя сомнения, что она может получиться недостаточно смешной и забавной для детей?

Я работал в качестве иллюстратора над самыми разными проектами, разрабатывал дизайн канцтоваров, буклетов, разной бумажной продукции. И с какого-то момента перестал видеть в этом смысл. Книжки же, как ты упоминал, могут оставаться с человеком, переходить к следующему поколению. Быть напоминанием о тебе. Мне кажется это важным. Так что я решил, почему бы не попробовать написать книгу?

Поначалу я не думал о юморе, я просто старался рассмешить самого себя… и, к счастью, оказалось, что детям это тоже смешно. Но это не так просто, работа не быстрая, ведь нет ничего наименее смешного чем кто-то, кто пытается быть смешным.

Здесь в России ты пока известен читателям по книге «Семейный альбом тираннозавра Тони», написанной профессором Майком Бентоном. Как началась работа над этим проектом?

Книгу такого плана хотел наш местный издатель (Thames & Hudson), но у него не было чёткого представления, в каком направлении проект должен развиваться. Мы поработали с кое-какими вариантами, некоторые из них были довольно забавные, но все как-то не складывалось и мы временно отложили проект. Я начал думать, что проект уже вымер (прости, плохая шутка). Но где-то через год издательство вернулось к этой идее и предложило нам сделать Тони Ти-Рекса основным рассказчиком истории, который представляет читателям своих друзей динозавров.

Кстати, мы так и не увиделись с мистером Бентоном, хотя и живем в одном городе. Думаю, он очень занят, всегда поглощен какими-нибудь окаменелостями. Но нам точно надо как-нибудь встретиться.

«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»

В книгах о животных вообще и динозаврах в частности мы привыкли к натуралистичным иллюстрациям, но ты придерживаешься своего стиля. Какие цели ты ставил перед собой, работая над «Тираннозавром Тони»?

Поначалу было не просто найти баланс и держаться натуралистичного стиля. Мне кажется, мы нашли компромисс, когда стиль рисовки даёт яркий и забавный результат, но сами иллюстрации достаточно точны в деталях (по крайней мере, я на это надеюсь).

Я просто хотел, чтобы детям было весело, чтобы это было что-то из мира комиксов, детских книжек или мультфильмов и при этом выглядело более-менее реалистично. Фотографий динозавров не существует, так что у иллюстратора есть пространство для маневров, что мне очень нравится. Но, несмотря на элемент свободы, в конечном итоге все образы должны остаться узнаваемыми.

«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»

Как сформировался твой авторский стиль?

Сначала я, наверное, пытался определить сам подход, найти свой способ деконструировать привычные нам вещи, разложить составляющие на простые формы и цвета. В общем, занимался тем же, чем многие дизайнеры и художники середины 20-го века.

А еще мне нравятся разные техники и их сочетания и если, например, скомбинировать коллаж с гравюрой по дереву получится примерно тот стиль, в котором я работаю.

«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»

А в академическом стиле ты работаешь?

Сейчас уже нет. Одно время я много в нем рисовал, в основном портреты, но сегодня это практически сошло на нет. Хотя иногда мне хочется вернуться к такому рисованию, оно развивает навыки, которые очень помогают в работе. Но я исследую разные направления в творчестве, мне нравится работать с деревом. И вообще, я думаю, что пробовать разные виды деятельности в творчестве — это очень важно.

«Maisie Mammoth's Memoirs»
«Maisie Mammoth’s Memoirs»

Есть относительно современная теория о том, что некоторые виды динозавров имели перья. В твоей книге, кажется, перьями щеголяет только синорнитозавр, но в интернете можно уже встретить даже пернатых велоцирапторов, что выглядит немного странным. Каков твой профессиональный взгляд на эту волнующую нас проблему?

Вообще мистер Бентон дал мне пару указаний относительно того, какие динозавры могут быть с перьями, а на счёт каких есть некоторые сомнения. У велоцирапторов в действительности были маленькие пёрышки на лапах, так что это могло бы быть интересной деталью в его облике.

У тираннозавра Тони есть, например, стилизованная грива из перьев, что с научной точки зрения может показаться несколько необоснованным. Я что только с ним не делал: рисовал ему мягкие перья, покрывал перьями целиком… Все выглядело довольно странно. Так что мы остановились на чём-то более стилизованном. Я думаю, со временем этот образ может стать классическим, но пока что он немного неуклюж. Одна из задач иллюстратора в том, чтобы определить для себя: идет ли он на поводу устоявшемуся видению или бросает вызов общепринятой норме. Я жду кого-нибудь, кто смог бы нарисовать пернатого тираннозавра так, чтобы он выглядел совершенно нормальным. А это трудно, если ты вырос на «Парке юрского периода».

«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»

Понятно, что в одну детскую книгу невозможно вместить всех известных нам динозавров и кто-то остался за бортом. Кого бы ты добавил, если бы у тебя была такая возможность?

Я бы написал еще о диметродоне, потому что для меня это такой классический динозавр. Он обязательно есть в любом наборе пластиковых игрушечных динозавров. Мне было бы интересно как-нибудь обыграть его гребень.

«Tony T-Rex's Family Album: A history of Dinosaurs»
«Tony T-Rex’s Family Album: A history of Dinosaurs»

Твоя работа с мистером Бентоном продолжилась книгой «Maisie Mammoth». Расскажи немного об этом совместном проекте.

Эта книга о существах ледникового периода. Было очень интересно работать над ней, потому что я мало знал об этой эпохе и открыл для себя много нового. Мистер Бентон и здесь давал нам ценные указания, например, какого размера было то или иное животное, и исправлял допущенные неточности. Вот, скажем, я рисовал гигантского ленивца и изобразил его стоящим на длинных задних лапах. А оказалось, что он выглядел совсем по-другому и скорее был похож на медведя.

«Maisie Mammoth's Memoirs»
«Maisie Mammoth’s Memoirs»
«Maisie Mammoth's Memoirs»
«Maisie Mammoth’s Memoirs»

Книги с твоими иллюстрациями очень популярны, они выходят в разных странах. Как часто ты получаешь письма от читателей?

Да, это чудесно, что мои книги выходят во всём мире. Я не мог такого даже вообразить, когда начинал работать в этой сфере. Мне приятно, когда друзья присылают фото с моими книжками, которые они увидели в отпуске в другой стране. Иногда мне пишут читатели или присылают свои рисунки. У нас в школах есть день, когда дети наряжаются в костюмы своих любимых персонажей из книг и в этом году мне прислали пару фотографий с ребятами, одетыми в костюмы героев из моих книжек, это было невероятно трогательно.

Признание моего творчества детьми — это как награда. Мои коллеги тоже порой оценивают мои книги, но в конечном счёте я делаю это ради детей и их реакция для меня самая ценная.

«Maisie Mammoth's Memoirs»
«Maisie Mammoth’s Memoirs»

То, что ты родился и вырос в Англии, как-то повлияло на твой стиль? Как много британского в графике Роба Ходжсона?

Трудно судить, когда живёшь тут всю жизнь! Я могу уловить этот особенный «английский дух», что бы это ни было, когда возвращаюсь сюда из другой страны и, наверное, в моих работах он тоже присутствует. Как и британский юмор — иногда это выглядит как грубый фарс, иногда как что-то смешное, скрытое за внешней невозмутимостью. Так что наверное да, повлияло, хотя я не могу указать на это пальцем и как-то точно определить.

Роб Ходжсон и его бестиарии

У тебя есть небольшая серия рисунков «British Lichens» («Британские лишайники»), в которой каждый вид лишайника представлен как забавный монстр, это потрясающая идея! Ты будешь ее как-нибудь развивать дальше?

Мне вообще очень нравятся лишайники, а лучший способ узнать о чем-то — сделать об этом отдельный проект. Я просто хотел получить больше информации: какие лишайники существуют на свете, как они называются. Их огромное количество, так что я не закончил с этой темой. Я бы хотел сделать такой путеводитель для детей, который можно брать с собой на прогулку и узнавать что-то новое об этих необычных растениях.

Роб Ходжсон и его бестиарии

То есть это будет книга?

Я, честно говоря, представлял себе скорее что-то вроде постера, но книга — хорошая идея!

Роб Ходжсон и его бестиарии
Роб Ходжсон и его бестиарии

Помимо лишайников, кажется, тебе очень нравятся монстры — кроме книжки «A-Z of Monsters» («Алфавит чудовищ»), ты работал над двумя настольными играми «Monster top trumps» и «Monster Bingo Game». Как ты считаешь, какую роль выполняют чудовища в детской литературе — они развлекают ребенка или помогают ему преодолеть какие-то собственные страхи?

Мне кажется и то, и то. Мне нравится работать с монстрами еще и потому, что твоя фантазия ничем не ограничена и ты можешь наделить их любыми качествами, какие только придут в голову. С человеческими персонажами полно нюансов, а с монстрами не надо объяснять такие вещи как пол или возраст. Поэтому они лучше представляют идеи или эмоции. С ними легче отождествлять что-либо. И они круто смотрятся!

«An A-Z of Monsters and Magical Beings»
«An A-Z of Monsters and Magical Beings»
«An A-Z of Monsters and Magical Beings»
«An A-Z of Monsters and Magical Beings»

С каким монстром у тебя возникло больше всего трудностей?

Пожалуй с Уси-Они из японского фольклора. У этого существа несколько обличий. Иногда его изображали в образе гигантского жуткого краба или тролля, но я выбрал вариант, где он показан как помесь паука и быка. В итоге он мне нравится больше остальных, потому что он действительно страшный.

«An A-Z of Monsters and Magical Beings»
«An A-Z of Monsters and Magical Beings»

А как ты понимаешь, о чем можно поговорить с детьми, а что лучше обойти, чтобы не напугать их? Где находится грань между действительно страшным и более-менее приемлемым, когда дело касается детской аудитории?

Я всегда стараюсь держать баланс. Детям нравятся страшные дела до определённого момента и для развития истории иногда приходится приблизиться к опасной черте, но переступать ее нельзя. Я стараюсь толкать сюжет вперёд, но если я дохожу до этого уровня, то сбрасываю обороты. Книги, которые я пишу, могут быть немного мрачными, но мне кажется, что это уравновешивается яркими образами и красками. Трудно объяснить, внутри как будто есть компас, который помогает держаться правильного курса.

Роб Ходжсон и его бестиарии
Роб Ходжсон и его бестиарии

Ты боялся каких-нибудь монстров в детстве? И как ты преодолевал свои страхи?

Самые страшные монстры прятались под кроватью или в шкафу — я всегда проверял, нет ли там кого! Чудовища живут где-то неподалеку, ты можешь ощущать их присутствие совсем рядом, если позволяет твое воображение, ведь это и есть то самое место, где они прячутся. Я не знал, как выглядит этот монстр, я никогда его не видел, но чувствовал, что он реален!

Роб Ходжсон и его бестиарии

Роб, большое спасибо тебе за беседу! Прими мои пожелания удачи во всех твоих творческих планах. И последний вопрос: на что бы ты посоветовал обратить внимание тем, кто хочет начать писать и иллюстрировать книги для детей?

Мне кажется, в первую очередь, надо писать для себя и не беспокоиться излишне о детях. Процесс должен приносить вам удовольствие и когда вы поймаете это ощущение, будет проще сделать вашу работу понятнее для ребенка. По своему опыту могу сказать, что как бы я не пытался впечатлить детей, они всегда видят меня насквозь! Дети намного умнее, чем многие думают. Просто творите и получайте от этого удовольствие!

Сайт Роба Ходжсона

Роб Ходжсон и его бестиарии

Интервью подготовил Алексей Евдокимов

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры». А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.