Не так давно в издательстве «Самокат» вышла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» с иллюстрациями голландки Флоор Ридер. До этого мы уже имели возможность познакомиться с творчеством Флоор благодаря «Белой вороне», выпустившей две нон-фикшн книги в ее оформлении: «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила» и «Чудо — ты и триллионы твоих жильцов». У себя на родине Флоор собрала все главные книжные награды, но продолжает работать как заведенная: приезжает в студию каждый день, рисует книжку про космос и мечтает о кошачьей энциклопедии. Анастасия Макарова побывала в студии художницы на севере Амстердама и поговорила с ней о работе над «Алисой», о планах на будущее и о детских книгах в целом.
Про «Алису»
Инициатива сделать новую «Алису» исходила от издательства, и, наверное, они попросили именно меня, потому что знали, что я не люблю правила и стереотипы. Мне предоставили полную свободу и ни разу не сказали, что нужно или не нужно делать.
Стыдно признаться, но до того как я взялась за работу, я не читала Кэрролла! Смотрела только экранизацию с Джонни Деппом, но это же совсем другая история.
И вот, получив заказ на книгу, я одна уехала в Индонезию на шесть недель, взяла с собой английское издание с картинками Джона Тенниела, прочитала книгу раза три и подумала: «Черт! Эта Алиса просто сумасшедшая!».
Я не влюбилась в нее сразу; мне кажется, эта книжка раскрывается целиком только в контексте своего времени. Чем больше ты читаешь комментариев и книг про ту эпоху, тем больше начинаешь понимать все отсылки и шутки, разбросанные автором по тексту.
Когда я приступила к работе, наверняка я знала только то, что Алиса будет современной умной девчонкой в очках и кроссовках, с рюкзаком за плечами — ведь она много путешествует. Мне очень хотелось сделать с книгой что-то такое, что привлечет новую аудиторию. Хотелось, чтобы дети почувствовали, каково это быть Алисой. Я точно понимала, что у меня она не будет блондинкой с бантиками и в чем-то розовом. Во многом, потому что это совсем не про меня, и я никогда не смогла бы ассоциировать себя с такой героиней.
Мне хотелось сохранить викторианскую атмосферу, потому что я очень люблю иллюстрации Тенниела. И я решила сделать небольшой том с темными картинками и множеством деталей. Чтобы, когда берешь книгу в руки, она чуть-чуть была похожа на старинное издание. Я старалась, чтобы получилась книжка, с которой вместе растешь и перечитываешь ее несколько раз, каждый раз находя что-то новое. Такая точно понравилась бы мне самой в детстве!
В Голландии, как и в России, для этой книги сделали новый перевод, который довольно сильно отличается от канонического, на котором все выросли. Было много споров, многие считают текст слишком детским и упрощенным, но мне эта новая версия кажется более игривой, легкой, но ни в коем случае не примитивной.
Про технику
Когда мне позвонили и спросили, могу ли я проиллюстрировать «Алису», я тут же согласилась. Нервничать начала потом. Столько художников уже иллюстрировали Кэрролла, и, конечно, сам гений Тенниел! Страшно было!
Я очень долго не понимала, как мне это сделать, и где-то три месяца искала подходящую технику. Предыдущие мои книги нарисованы карандашом и тушью, и эта привычная для меня техника не подходила совершенно. Рисунки получаются слишком округлыми, текучими, а мне хотелось чего-то с более резкими контурами. Я пробовала линогравюру, но она не позволяет придумать такое количество мелких деталей, какое мне хотелось бы. В итоге родилась техника, у которой даже нет названия. Я покрываю черной краской стекло, а потом процарапываю на нем рисунок. Затем сканирую то, что получилось, и добавляю цвет на компьютере. Во-первых, так можно получить очень яркие цвета, а во-вторых, это совмещение традиционной ручной техники и чего-то нового. А именно вот этого соединения старого и нового мне в «Алисе» и хотелось добиться.
Да, я работаю на компьютере, но совершенно не могу представить, что когда-нибудь в будущем перестану рисовать на бумаге. Вообще художников, которые могут на компьютере создавать качественные иллюстрации, очень немного. И я точно не из их числа. Мне нравится делать что-то руками, а компьютер просто позволяет добавить цвет или детали, поправить ошибки. Но иногда как раз ошибки «срабатывают», и из них рождается что-то новое. А сделать их можно только вручную.
Про любимых авторов и художников
Наверное странно, но в детстве мне часто нравились не художественные книги, а нон-фикшн. Например, справочник грибов или книги про изобретения и энциклопедии с детальными картинками. Если говорить о художке, то я поклонник Тонке Драхт, ее «Секреты дикого леса» и другие книги просто невероятные.
Из иллюстраторов мне нравятся Карсон Эллис и Джон Классен. В Голландии тоже очень много талантливых художников: Лус Рифаген (в России в издательстве «Самокат» выходила ее книга «Одни дома» — «КиР»), которая сидит со мной в студии за соседним столом, Людвиг Фолбеда. А еще мне нравятся португальские художники, каждый раз привожу оттуда стопки книг.
Про коммерческую иллюстрацию
Если сравнивать работу для газет и журналов с работой над книгой, то главное отличие — это, конечно, время. Когда делаешь книгу, есть время продумать все целиком, самой подобрать бумагу, придумать обложку и выверить цвета. Например, работая над «Алисой», я где-то три месяца искала нужную технику и еще три месяца рисовала книгу.
В прессе ты должен думать быстро и подстраиваться под уже существующие условия, понимать что сработает, а что нет, что будет бросаться в глаза, а что потеряется на странице. Над книгами мне нравится работать больше, и если бы я могла, то работала бы только над большими проектами. Но заказы для разных изданий держат меня в форме, это отличная тренировка, хотя и постоянный стресс. Важно и то, что это приносит деньги, и мое имя постоянно где-то мелькает.
Про режим работы
Когда у меня родилась дочка, мой режим кардинально поменялся. Я работала ночью, могла начать рисовать в пять утра. Но сейчас ей уже полтора года, и все более или менее пришло в норму.
Когда мне надо закончить книгу, я работаю много, в выходные тоже. Если получается найти няню на целый день (но это бывает редко), я работаю с семи утра до восьми-девяти вечера. Я вообще постоянно отвлекаюсь, болтаю, смеюсь и делаю перерывы на кофе. Поэтому рабочий день растягивается. Еще я сама занимаюсь продвижением, отвечаю на письма, и это тоже отнимает кучу времени.
Про вдохновение
Меня очень вдохновляют здания, ткани, ювелирные украшения, интересно сделанные и напечатанные книги. Я привожу их из всех поездок. В архитектуре я обожаю стиль «амстердамской школы» 20-х — 30-х годов, его цвета и формы. Люблю ходить в зоопарк, путешествовать. Вот та поездка в Индонезию, про которую я уже говорила, и в Японию очень вдохновили меня. Я привезла из Азии целую тонну вещей!
Конечно, если я художник, это не значит, что я сижу на стуле и жду, когда придет вдохновение. Я решаю кучу скучных организационных вопросов, отвечаю на почту, общаюсь с заказчиками. Тот, кто занимается только творчеством, никогда не сможет этим зарабатывать. Поэтому все мы ремесленники, которые продвигают сами себя. Для меня рисование — это любимая, но работа. Например, если я еду отдыхать, то я не беру с собой ноутбук. Могу что-то набросать в скетчбуке, но ничего серьезного. Как и все, я обожаю бездельничать, и легко могу месяц отпуска заполнить ничегонеделаньем.
Про необычные проекты
Я люблю делать книги, но есть очень много всего другого, от чего я получаю дикое удовольствие. Например, картонная складная табуретка с жуками, оберточная бумага с разными маленькими рисунками, записные книжки. Недавно придумывала набор игральных карт на основе «Алисы».
Я очень люблю переключаться с одного на другое, продумывать детали. Я просто с ума схожу от мелких деталей! Очень хотела бы сделать что-то для театра или придумать дизайн ткани. Я готова на любое сумасшествие, нашелся бы заказчик.
Про проекты мечты
Я мечтаю проиллюстрировать энциклопедию. Еще мне нравятся сказки Пушкина, и я бы хотела сделать какую-то свою версию. И наверное, мне бы идеально подошла «Тысяча и одна ночь», там же столько орнаментов и мелочей!
На самом деле, прямо сейчас я работаю над удивительным проектом. Это нон-фикшн про космос с кучей деталей и юмора, прямо как в «Загадке жизни» и «Чудо — ты». Кое-что даже уже готово, например, обложка, которая будет светиться в темноте! Сама в восторге!
Надеюсь, что скоро приступлю к книжке своей мечты. Это будет нон-фикшн про кошек, где будет много разных фактов, но моя главная идея — посмотреть на мир кошачьими глазами: самые тупые собаки, самые удобные и спокойные места для сна, что-то в этом духе. И да, я собираюсь написать текст сама и пока очень этого боюсь.
Как автор я придумала и написала только одну книжку «Где Людвиг?». Там совсем небольшое стихотворение, но как же это было сложно! Я тогда была беременна, и для меня это было уже слишком. Лучше бы нарисовала в три раза больше картинок! Но мне очень помогли Ян Паул Схюттен и мой парень, без них ничего бы не вышло. Посмотрим, как будет с кошками; пока же меня не оставляет предчувствие, что самой браться за текст — большая ошибка…
Про любимое и нелюбимое в детских книжках
Я всегда стараюсь добавить много мелких деталей, но при этом не переборщить, чтобы рисунок оставался простым. Я обожала такое в детстве, любила находить в книгах мелочи, которые не замечают взрослые. Во-вторых, люблю, когда картинок много, они должны быть на каждой странице. Еще юмор, конечно. Стараюсь закладывать в иллюстрации много маленьких шуток. Когда речь о каких-то серьезных вещах, типа квантовой механики или эволюции, без них никуда.
Что я не люблю? Не люблю книжки, рассчитанные только на детей: с блестками, яркими цветами, глазками; когда взрослые разговаривают с ребенком на «детском» примитивном языке, это звучит очень фальшиво. Ребенок, открывая такую книгу, чувствует себя обманутым. Я никогда в этом смысле не подстраивалась под детей, а всегда ориентировалась только на себя.
Про премии
Награды, которые я получила за свои книги (Флоор — обладательница Серебряного и Золотого карандаша, главных голландских наград в книжной иллюстрации — «КиР»), для меня не так уж много значат. Конечно, мне приятно, что жюри выбрало меня, что у моих книг много читателей. Но для меня гораздо важнее признание моей мамы, моего парня, моих близких друзей. Премии хорошо продвигают книгу, но для меня лично они не так важны. В том числе и потому, что я знаю много художников гораздо лучше и талантливее меня, чьи работы даже не попали в длинный список.
Про образование
Художественное образование в Голландии — это очень крутая штука. Четыре года ты можешь страдать ерундой и перепробовать все, чтобы понять, что у тебя получается, а что не очень, найти свой стиль, свою технику и материалы. Образование дает возможность выбирать и потом уже в работе понимать, какая техника для какой книги или задачи подойдет больше. Но совсем не обязательно учиться в университете! Тем же самым можно четыре года заниматься дома и научиться тому же. Главное — это много практики. Если много тренироваться, то хорошие работы будут получаться не случайно, а потому что ты уже можешь предсказать результат. И конечно, только практика поможет максимально точно перенести на бумагу то, что у тебя в голове.
Спасибо за классное интервью! Я пишу кейс по иллюстрации Флоор из Алисы и было очень интересно узнать о технике, о ее отношении к возрасту аудитории… кладезь информации.