Лучшие иллюстрированные книги 2016 года

В конце года принято составлять всевозможные рейтинги, подводить итоги, пересчитывать все самое значительное и удачное, что подарил уходящий год. Мы тоже решили не оставаться в стороне — ведь 2016 год был в области иллюстрированной книги весьма продуктивным, — и если вам посчастливилось попасть в начале зимы на выставку Non/Fiction, то вы, без сомнения, убедились в этом и сами. И мы решили, что лучшими экспертами в составлении такого вот списка всего самого лучшего в сегодняшней иллюстрированной книге были бы сами художники и книжные графики. И попросили назвать три самых запомнившихся и «зацепивших» их издания или книжных проекта этого года. У нас не было цели составлять какой бы то ни было единый топ-лист, охватить все изданное и переизданное в этом году; единственным критерием, которого мы просили придерживаться, был нынешний год издания (и в некоторых случаях, он тоже подвергнулся остракизму)). Предлагаем вам вспомнить вместе с нашими художниками все лучшее, что появлялось в течение года в области иллюстрированной книги — по их мнению.

АНАСТАСИЯ АРХИПОВА

«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»

Самокатовская «Квартира» — большая удача. Анна Десницкая много вложила в эту работу. Получилось очень содержательно — художественный образ плюс масса познавательного материала.

«Vasilisa the Beautiful»
иллюстратор Анна Моргунова, издательство «Minedition»

Анну Моргунову пока мало у нас знают, её прекрасные иллюстрации к Софье Прокофьевой так и не были изданы, хотя были показаны на нескольких выставках и отмечены на конкурсах. Её «Коранические истории» завоевали третью премию на Международном конкурсе Nambook и были изданы, но маленьким тиражом. Наконец, вышла «Василиса прекрасная» — прекрасные иллюстрации и замечательное издание. Хотелось бы, чтобы и наши ценители увидели эту работу.

Ещё хочу отметить переизданные издательством «Речь» книги Николая Попова«Трынцы-брынцы бубенцы» и «Дверь на лугу».

МАРИЯ ВОРОНЦОВА

«Дюймовочка»
автор Г.-Х.Андерсен, иллюстраторы Елена Трофимова, Сергей Коваленков, издательство «Нигма»

Прекрасная графика, при этом очень нежная, изысканная, но без вычурности и слащавости. Эти иллюстрации создают внутри книги такое удивительное пространство, которое придаёт сказке какое-то даже библейское звучание, на мой взгляд конечно. Мне туда хочется нырнуть)

«Лев и птичка»
автор и иллюстратор Marianne Dubuc, издательство «Самокат»

Трогательные, прозрачные картинки, такая лирика, много воздуха. Мечтательно, с большим вкусом, камерная история. Глаз отдыхает.

«Макси-пес Фик»
автор Rudolf Čechura, иллюстратор Jiří Šalamoun, издательство «Белая ворона»

Это безумно смешная книжка-комикс с совершенно лихими и хулиганскими (в хорошем смысле) картинками. Выразительнейшие персонажи, динамика и фактура — все ужасно обаятельно и смешно!

ДАРЬЯ ГЕРАСИМОВА

Мне сложно назвать три самые удачные книги года, так как хотелось бы в первую очередь отметить тенденцию возвращения к собственной истории, к знанию (вспоминанию, открыванию, восстановлению) прошлого страны, которая ярко проявилась в этом году в детской книге. При этом – это не ностальгия по СССР или царской России, а просто обращение к корням, к истокам, к людям. К людям даже, наверное, в первую очередь, к известным и неизвестным, к знаменитым или, по каким-то причинам, забытым на многие десятилетия.

Серия «Детям будущего»
издательство «Арт Волхонка»

Для меня самой знаковой серией этого года стала серия «Детям будущего», выпуск которой начало издательство «Арт Волхонка» совместно с Российской Государственной детской библиотекой. Это серия репринтных переизданий ярких и знаковых книг 20-30-х годов, которые долгое время в нашей стране были известны в основном специалистам. Почти век спустя эти книги возвращаются в круг детского чтения, становятся доступными не только для искусствоведов или завсегдатаев библиотек. В серии вышли два выпуска. Первый выпуск «Про город» включает в себя 4 книги: «Путешествие Чарли» Николая Смирнова с рисунками Галины и Ольги Чичаговых, «Шары» Осипа Мандельштама с рисунками Николая Лапшина, «Городская улица» Льва Зилова с рисунками Александры Соборовой и «Спор между домами» Николая Агнивцева с рисунками Николая Купреянова. Второй выпуск «Живые машины Владимира Тамби» состоит из шести авторских книг («Воздухоплавание», «Автомобиль», «Военные корабли», «Воздушные работники», «Гонки на воде», «Самолет») этого удивительного ленинградского художника, всю жизнь рисовавшего всевозможную технику. В издательстве запланировано ещё более десятка выпусков, которые, надеюсь, будут нас радовать, выходя в следующем году.

На мой взгляд, это очень важный проект, который будет возвращать нам, читателям и зрителям, не только часть истории отечественной детской книги, но и имена людей, писателей, художников, многие из которых рано умерли, погибли во время войны или просто не вписались в послевоенную идеологию и были забыты на многие-многие годы. Каждая книга сопровождается небольшим рассказом о создавших её людях и времени, когда она вышла.

«Что придумал Фаберже», «Что придумал Шухов»
автор Соломадина Наталья, издательство «Арт Волхонка»

Очень хочется отметить ещё одну серию этого же издательства, посвященную знаменитым людям, жившим в нашей стране. Книга Н. Соломадиной «Что придумал Фаберже» рассказывает ребенку, почему именно этому мастеру удалось создать ювелирную империю, достижения которой и по сей день вдохновляют ювелиров всего мира. Книга содержит большое количество фактов, сведений, фотографий, рисунков и написана хорошим и понятным языком. Другая книга, «Что придумал Шухов», погружает ребенка в мир инженерных достижений и открытий нашего соотечественника. В обеих книгах возникает та кажущаяся легкость повествования научно-популярного текста, которая была визитной карточкой лучших детских научно-популярных книг советского периода. И ещё мне кажется очень важным отметить хороший макет этих двух книг. Я понимаю, что это так называемая «техническая часть», на которую большинство родителей (и покупателей книги) вообще не обращают внимания, но мне кажется, именно такая грамотная и изящная подача информации незаметно воспитывает у ребенка чувство гармонии и вкус.

«История старой квартиры»
автор Александра Литвинова, илл. Ани Десницкой, издательство «Самокат»

Продолжением темы погружения в историю страны стала и книга Александры Литвиной «История старой квартиры» с рисунками Анны Десницкой, выпущенная издательством «Самокат» и посвящённая «нашим бабушкам и дедушкам». Книга рассказывает и показывает, как жила обычная квартира в течение последнего столетия. Как менялись люди, населявшие её, появлялись новые жильцы, уплотнялись, исчезали, уходили старые. Каждый новый период жизни квартиры открывается рассказом одного из детей, живущих в ней в это время. А потом — рассказ от лица автора дополняет его повествованием о времени, о политике, о предметах, которыми люди пользовались тогда каждый день.

Это книга для неторопливого чтения, рассматривания иллюстраций, погружения в историю квартиры и страны. Но – может быть, даже в первую очередь, – это также книга для общения с ребенком. Для обсуждения с ним очень важных и очень серьёзных тем. Книга как повод для рассказа об истории собственной семьи, ведь многие из нас по рассказам бабушек и дедушек легко могут вспомнить историю своей семьи за прошедший век. Книга как возможность ещё раз, вместе с ребенком, обратиться к собственным корням, провоцирующая найти старые вещи: дедушкины часы, прабабушкину ложечку, старые фотографии, письма. Рассказать про какую-нибудь позабытую чашечку с отбитой ручкой, которая десятилетиями стоит в дальнем уголке шкафа. Книга как повод вспомнить несколько поколений уже ушедших людей. И – ощутить себя частью и своей семьи, и своей страны.

АННА ДЕСНИЦКАЯ

«Пчелы»
авторы Piotr Socha, Wojciech Grajkowski, иллюстратор Piotr Socha, издательство «Самокат»

В «Пчелах» Петра Сохи меня привлекают очень подробные рисунки, которые с одной стороны энциклопедически показывают устройство улья, работу бортника, передвижные пасеки и так далее, а с другой — нарисованы легко и весело, на них можно и просто так любоваться, даже не читая текст.

«Почтальон мышка»
автор и иллюстратор Marianne Dubuc, издательство «Самокат»

Очень весело придуманные дома разных зверей, в которых можно бесконечно находить разные смешные детали: например, крыша-сыр в доме мышей или инфракрасные лампы в доме удава.

«Три четверти»
автор Анна Красильщик, иллюстратор Кася Денисевич, издательство «Белая ворона»

Нежное и легкое рисование в два цвета, с одной стороны очень поэтичное, а с другой стороны все детали детства девяностых мгновенно угадываются: от фиолетового капора до телефонного автомата.

СВЕТЛАНА ДОРОШЕВА

«Sunny»
автор и иллюстратор Taiyo Matsumoto, издательство «VIZ Media LLC»

У меня открытие этого года — комиксы. Ну то есть они, разумеется, выходили и раньше, но в мою вселенную ворвались только сейчас. Меня поразило, что пока я годами непонятно куда смотрела, там образовался целый новый пласт литературы. Разумеется, там очень много традиционных для жанра супер-героев постапокалиптичных сюжетов и космоса, но оказывается, есть также много авторской сказки и книг в стиле slice of life. С моей точки зрения в этой индустрии впереди планеты всей сейчас Япония и Франция. Японцы — традиционно, они развивают жанр очень широко, а у французов прекрасные рисовальщики, которые не боятся выходить за рамки жанра и делают что-то вроде очень визуально навороченной «авторской сказки».

Но по сути, всякий хороший комикс — полноценное кино. В этом смысле мой фаворит — Тайо Мацумото (Taiyo Matsumoto, автор «Железобетона»), и сам «Железобетон». Книжка регулярно переиздается, но все таки ее нельзя считать изданием этого года. Так что возьмем у него что-то другое. Например, серию книжек «Sunny», она выходит каждый год. Это вот — пример комикса в стиле slice of life: там уже 6 томов про детский дом. Дети сироты околачиваются в старой машине Санни (отсюда название), ходят в школу, о чем-то говорят и думают, встречаются с потенциальными родителями, бегают под дождем, дерутся, сбегают, влюбляются, болеют… короче, просто живут, ничего не происходит, никакого саспенса. А ты читаешь — как кино смотришь. Не «Дом, в котором…» Мириам Петросян, конечно, хотя тематика и настроение то же, но очень крепко — про жизнь картинками.

Ну и пока мы говорим о комиксах, если вдруг кто не знает, то ведь вышла «Deep Dark Fears» Fran Krause. У меня слабость к несерьезным иллюстрированным книгам для взрослых. И вообще, я люблю такие истории: иллюстратор просто рисовал иррациональные страхи людей в виде комиксов. Люди присылали и присылали, никак не унимались со своими страхами. Спустя пару лет получилась книжка лучших комиксов, но все можно посмотреть в блоге. Там очень смешно, можно любоваться бесконечно. Прямо нежность к человечеству. Какое оно глупое, изобретательное и прекрасное.

«Маленький театр Ребекки»
автор и иллюстратор Rebecca Dautremer, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Второе — не открытие, но надо отметить как событие. В этом году на русском вышли книжки некоторых моих любимых иллюстраторов. У Ребекки Дотремер вышла на русском «Маленький театр Ребекки» — книжка-игрушка, к таким у меня тоже слабость.

«Сказки Черного Леса» и «Мюнхгаузен»
авторы Якоб и Вильгельм Гримм, Rudolf Erich Raspe, иллюстратор Лев Каплан, издательство «Эксмо»

А у Льва Каплана вышло целых две на русском — его «Саги Черного Леса» и «Мюнхгаузен». Будем надеяться, они как-то помогут людям, которые все еще не оставили надежд привить детям интерес к книге.

The Liszts
автор Kyo Maclear, иллюстратор Júlia Sardà, издательство «Tundra Books»

И третье — хоть я не очень следила (была слишком увлечена исследованием комиксов), но вот из последнего понравилась книжка The Liszts. Она вроде детская, но такая, в стиле Эдварда Гори по настроению — взрослые с мрачным чувством юмора тоже сардонически улыбнутся.

ОЛЬГА ЗОЛОТУХИНА

«Пчелы»
авторы Piotr Socha, Wojciech Grajkowski, иллюстратор Piotr Socha, издательство «Самокат»

Здесь максимально выполнена задача — рассказать и показать, с юмором и цельно, выдержав стиль. Эту книгу мы заметили еще во Франкфурте на книжной выставке, невозможно было пройти мимо.

«Надежда Тэффи. Рассказы»
автор Надежда Тэффи, иллюстратор Вика Попова, издательство «Нигма»

Тэффи — моя детская любовь. Вику я знаю по институту, она прекрасный художник, тонкий и со своим стилем. Поэтому мне было очень приятно, что любимый автор встретился с замечательным художником, книга получилась вкусной и интересной.

«Ночная сказка»
автор Беатрис Корон, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Нравится, потому что это так похоже на театр! Правда, был бы он подешевле.)

ОЛЬГА ИОНАЙТИС

«Конёк-горбунок»
автор Петр Ершов, иллюстратор Игорь Олейников, издательство «Контакт-культура»

На мой взгляд, Игорь Олейников абсолютно прекрасен и в композиции, и в цветовом решении, и в рисунке. Особенно меня завораживает то, как он каждый раз ищет новый подход, новый язык, развёртывая границы мира, придуманного автором, добавляя в знакомые всем, практически канонические истории ощущение реальности и сложного психологического подтекста. А издательство «Контакт-культура» издало книгу в очень качественном виде.

«Трое в лодке, не считая собаки»
автор Jerome Klapka Jerome, иллюстратор Александра Семёнова, издательство «Нигма»

В новом издании Джером Джерома — великолепная композиция, свежий, лёгкий цвет, блестящий рисунок. Саша Семёнова с каждой новой книгой всё более решительно заявляет о себе как о явлении в мире иллюстрации. Прекрасная книга.

«Приключения Пиноккио»
автор Carlo Collodi, иллюстратор Максим Митрофанов, издательство «Росмэн»

«Пиноккио» — исключительно яркая, насыщенная книга, наполненная мельчайшими подробностями, с которыми так виртуозно и лихо всегда справляется Макс. Очаровательные герои, точное соответствие месту и времени, плотный цвет, пошаговое, почти комиксное иллюстрирование — и художнику, и издателю обычно трудно решиться на такой грандиозный труд. В результате получилась замечательная книга, в которой ребёнок может потеряться надолго, просто рассматривая картинки.

ТАТЬЯНА КОРМЕР

«Про деда Игната, волка Евстифейку и козла Козьму Микитич»
автор Юрий Коваль, иллюстратор Мария Воронцова, издательство «Мелик-Пашаев»

Размышляя о том, какие книги понравились мне в уходящем году, я поняла, что я завистливый художник и издатель. Из понравившихся мне иллюстрированных книг в первую очередь назову «Про деда Игната…» Юрия Коваля с иллюстрациями Марии Воронцовой. Я сама хотела бы рисовать как она. Иллюстрации Воронцовой продолжают традицию Васнецова, но при этом совершенно современно выглядят. В них такая ненавязчивая стилизация, которая не приносит себе в жертву образ. Нету стилизации ради стилизации, чем сейчас многие грешат. Это тонкие, «душевные» иллюстрации.

«Где же торт»
автор и иллюстратор Thé Tjong-Khing, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Две следующие книги из тех, которые я бы сама хотела издать. Книга «Где же торт» остроумно придумана, обыгрывается принцип виммельбух, только без «мельтешения». Там нет такой агрессивной и жесткой манеры иллюстратора.

«Лев и птичка»
автор и иллюстратор Marianne Dubuc, издательство «Самокат»

И вторая книга — «Лев и птичка» — книга с тонким лирическим настроением. И мне нравится как художница создает образы героев. Мы долго думали про нее, но издать не решились.

«Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила»
автор Схюттен Ян Паул, иллюстратор Ридер Флоор, издательство «Белая ворона»

Флоор Ридер и ее иллюстрации к этой книге ломают стереотипы оформления научно-популярной книги. Визуально книга отсылает к научным книгам эпохи Ренессанса. Некоторым кажется, что она похожа на Библию, но это потому, что во времена Ренессанса так оформляли вообще все книги. Главная ее особенность — это идеальное сочетание текста и иллюстраций. Благодаря ему сложное и скучное становится простым и увлекательным. Они совпадают не только визуально и интонационно, у них одинаковое чувство юмора, это усиливает впечатление от книги во много раз.

ДИАНА ЛАПШИНА

«Человек-мандарин»
автор Анна Никольская, иллюстратор Мария Михальская, издательство «Нигма»

Сдержанные по колориту, даже немного строгие иллюстрации Марии Михальской очень красивы. Книга вызывает ощущение загадочности, тайны. Это, конечно, заслуга художника и издателя, сумевшего подобрать идеальный тандем.

«Единорог»
авторы Дж.Киплинг, Э.Лир, Л.Кэрролл, Р.Л.Стивенсон и др., иллюстратор Сергей Любаев, издательство «Нигма»

«Единорог» издательства «Нигма» — тот самый случай, когда внутри меня просыпается книжный коллекционер. «Не купишь сейчас, не прижмешь к сердцу — опоздаешь, будешь жалеть!» — бормочет он внутри меня. Не знаю, в чем секрет: возможно, он скрыт в довольно простых, но таких чудесных и совершенно хулиганских иллюстрациях Сергея Любаева? Да, несомненнно. Сергей здесь рисует вне времени. Его прекрасный «Единорог» будет одинаково хорош и через двадцать лет, и через пятьдесят. Отдельной похвалы заслуживает обложка — это тот редкий случай, когда в ней прекрасно все безусловно. Тот, кто ее придумал, кто собрал ее воедино — талантливый человек. Таких людей нам, художникам-иллюстраторам, часто не хватает, но именно о таких профессионалах мы мечтаем.

«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»

«История старой квартиры» только едет ко мне, но я жду ее в предвкушении чуда. Чуда встречи с настоящим талантливым графиком — Анной Десницкой. Это не просто иллюстрированная книга — это действительно целая история. История большого труда и ошеломительно прекрасного результата.

СЕРГЕЙ ЛЮБАЕВ

Говоря о трех «зацепивших» меня иллюстрированных книгах, должен заметить, что видел далеко не все хорошие издания этого года. И выбрать три книги посему весьма затруднительно. Но продумав и просеяв увиденное, хотел бы сказать добрые слова о трёх разных по направленности, стилистике да и по весу-солидности изданиях.

«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»

Очень трогательная, тёплая книжка. И это не просто «научпоп» для детей, это сага в картинках. Старая квартира, ставшая коммуналкой, нарисована образно, точно, вкусно и подробно – со всей начинкой и жизнью. Рисованный мир квартирного пространства заставляет вспомнить картинки Ротова и Радлова, рассказы Зощенко. Освещение этого мирка – то пятнисто-солнечное, то задумчиво-тревожное вечернее – работает на образ. Наивная пластика рисования насельников и материально-предметного мира этой столетней квартиры завораживают при рассматривании. Детям от такой книги удовольствие познания, взрослым – радость узнавания и светлая слеза.

Издательский проект-серия Сергея и Остапа Биговчих
издательство «Красный пароход»

Это даже не одна книга, а издательский проект-серия Сергея и Остапа Биговчих (издательство «Красный пароход»), посвящённый жизни и творчеству художников книги. В 2016 году вышли пять прекрасных томов (первый появился в 2011), подробно освещающих жизненное наследие Юрия Васнецова, и книга воспоминаний всеми любимого Виктора Чижикова. Проект будет продолжен другими мемуарами и книгами о других художниках-книжниках. Этот подвижнический труд издателей-составителей творился на моих глазах. Кропотливейшая работа по сбору редчайшего материала (эскизы, наброски, письма, дневники), их высококачественное воспроизведение – это внешне незаметное великое дело. Создатели этих книг преследуют благородную цель обозначить значительность и ценность работы книжных художников, разрушить обывательское мнение, что картинки в книге появляются сами собой, что искусство книжного художника (иллюстратора, дизайнера) – низший жанр.

«В честь короля»
автор Артур Гиваргизов, иллюстратор Вероника Гаранина, издательство «Мелик-Пашаев»

Здесь хочется отметить иллюстрации Вероники Гараниной – вышивки и тканевые аппликации. Радует стремление к новым пластическим осмыслениям и поискам выражения образов. Иллюстрации-вышивки настолько выразительны, занимательны и благородны, что порой забываешь, что книгу ещё и читают, а не только рассматривают картинки. Красота и наивная выразительность стежков и фактур делает иллюстрации самоценными. Это весьма любопытный опыт в поисках новых и уместных для книжного искусства изобразительных форм. Воистину, стоила овчинка выделки!

Вероника Гаранина "В честь короля"

МАКСИМ МИТРОФАНОВ

В 2016 году вышло много книг с хорошими иллюстрациями, хотелось бы отметить не три, а много больше. Чтобы сузить выбор, отберу книги, проиллюстрированные нашими современниками-соотечественниками — значит все замечательные зарубежные иллюстраторы и прекрасные переиздания, которых в этом году было представлено на книжном рынке немало, отметаем сразу. Кроме того, я не могу отследить все новинки за прошедший год, поэтому напишу о тех книгах, которые произвели на меня впечатление во время посещения мною ярмарки Non/Fiction.

«Бояка мухи не обидит»
автор С. Макеев, иллюстратор Юлия Устинова, издательство «Нигма»

Это тот случай, когда мне книга понравилась не только своими рисунками, а целиком, как предмет искусства. Необычный формат, очень лаконичная и притягивающая к себе взгляд обложка, сам макет цельный и интересный, в рисунках много идей и находок, они хорошо решены по цвету и композиции. Иллюстрации гармонируют с белым полем страницы и шрифтом. Персонажи просто отличные и запоминающиеся.

«Трое в лодке, не считая собаки»
автор Jerome Klapka Jerome, иллюстратор Александра Семёнова, издательство «Нигма»

Ну, это просто любовь с первого взгляда. Давно меня так никто не радовал. Здесь прямое попадание визуальной подачи в текст и в моё личное восприятие данного произведения. По-моему, это одни из лучших иллюстраций к столь легендарной книге, которую оформляли многие достойные художники в разное время. Я уже не говорю о высоком мастерстве и вкусе, с которым выполнены данные иллюстрации. В работах много воздуха, солнца, настроения и английского юмора. В общем, мощно, здорово и по-честному.

«Мордовские сказки. Чудо в перьях»
иллюстратор Ольга Ионайтис, издательство «Марджани»

Не могу пройти мимо этого издания. Эта новая книга из уже давно заявившей о себе серии «Сказки Великого Шелкового пути». Но если отбросить серийную обложку и обратить внимание именно на иллюстрации, то просто поражаешься, какую большую и добросовестную исследовательскую работу провёл художник, прежде чем создать самобытный и завораживающий мир мордовского народа. Здесь и орнаменты, и костюмы, и цветовая гамма, и архитектура, и пейзажи — всё сделано очень достоверно. При этом, несмотря на такой серьёзный подход, сами рисунки далеки от энциклопедических зарисовок. Они очень лёгкие, динамичные, гротесковые, местами сатирические. Именно сказочные. Книга смотрится очень цельно и картинки всецело передают дух мордовского фольклора.

ДМИТРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ

«Храбрый портняжка»
авторы братья Гримм, иллюстратор Антон Ломаев, издательство «Азбука»

Антон Ломаев — удивительный художник и человек, солнечный, играющий и умеющий создать сказочную атмосферу и в книге в целом, и в невероятном количестве деталей. Удивляет, как он может держать в целом иллюстрацию, и дизайн книги, делает такое невероятное насыщение картинки деталями, в которые сразу веришь.

«Где моя сестра»
автор и иллюстратор Свен Нурдквист, издательство «Белая ворона»

Иллюстрации Свена Нурдквиста просто кладезь всё новых и новых смешных и интересных находок.

«Волшебное дерево»
автор Андрей Усачев, иллюстратор Игорь Олейников, издательство «Дельфин»

Игорь Олейников поражает своим цельным взглядом на иллюстрацию. Смотришь на неё и понимаешь, всё на месте, ничего лишнего. Все акценты расставлены так, что смотрящий не может остаться равнодушным.

Хороших иллюстрированных книг в этом году было издано много, хочу отметить еще «Ведьмочку» Ивана Барренетксеа, «Плутовские сказки про животных» Томислава Томича, «Медвежонка» Джо Уивер, а также «Робина Гуда» с иллюстрациями Маури Куннаса, которого я очень люблю за доброту и юмор. Так уютно сидеть и погружаться в мир его картинок, где самые жестокие битвы превращаются в игру.

ТАТЬЯНА НИКИТИНА

«О глупом мышонке»
автор Самуил Маршак, иллюстратор Владимир Лебедев, издательство «Мелик-Пашаев»

В этом году благодаря лекциям и выставке Библиотеки иностранной литературы мы вспоминали «золотой век» отечественной детской книги, ярким представителем которого является художник Владимир Лебедев. Отрадно, что книжки эти переиздаются и думаю, что это лучшее что у нас есть.

«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»

Книга «История старой квартиры» — состоявшийся проникновенный союз автора и иллюстратора, концепции и формы. Книга создавалась с внимательным погружением в материал, с любовью к мельчайшим деталям, с иронией и любопытством к бытовым подробностям. Здесь всё на своих местах и поэтому заразительно и волшебно. Поздравляю авторов и издателей!

«Армстронг»
автор и иллюстратор Торбен Кульманн, издательство «Поляндрия»

«Армстронг» Торбена Кульманна совершенно завораживает и не может оставить равнодушным ни ребёнка, ни его родителя. Захватывающее чтение и иллюстрации! Благодаря стилистической цельности, мягкому колориту и невероятно живым персонажам книга создаёт эффект присутствия в атмосфере неземных приключений мышонка, её хочется без конца разглядывать и с ней хочется жить.

ИРИНА ПЕТЕЛИНА

Отобрать три лучших иллюстрированных детских книги было непросто, особенно после выставки «Non-Fiction», которая прошла в начале декабря. Она была очень урожайной на прекрасные книжные открытия, в том числе в детской книге. Я могла бы могла назвать значительно больше книг!

Английские, французские и шотландские сказки
иллюстратор Ника Гольц, издательство «Речь»

Все эти книги прекрасно напечатаны, на очень хорошей бумаге. Потрясающие, очень динамичные и зажигательные иллюстрации Ники Георгиевны Гольц.

«Жизнь в картинках»
автор и иллюстратор Свен Нурдквист, издательство «Белая ворона»

Мне как художнику эта книга кажется просто замечательным иллюстрированным пособием по становлению художественного мастерства. В нем можно наблюдать за созданием новых образов, которые вначале появляются в фантазиях художника, а затем выходят на страницы книги.

«Дюймовочка»
автор Г.-Х.Андерсен, иллюстраторы Елена Трофимова, Сергей Коваленков, издательство «Нигма»

Это очень долгожданная книга. Многие иллюстрации к ней я видела на выставке художников-графиков очень давно. И, наконец, стало возможным издать эту прекрасную книгу. Издание очень хорошее, бумага плотная, тонированная, хорошо передан цвет. Иллюстрации замечательные, четкие, лаконичные, ничего лишнего — и в то же время очень точные и пронзительные. Необычные образы Мыши, Крота, жуков — очеловеченные, узнаваемые и сатирические.

ВАРВАРА ПОМИДОР

Честно скажу, я видела далеко не все иллюстрированные книги изданные в этом году. Поэтому я выбрала три книги из тех, что попались мне на глаза.

«Чистые враки»
автор Блинов Александр, иллюстратор Zilasaule, издательство «Самокат»

Особенные, авторские графические образы найдены для изображения советской школьной жизни. В них узнаётся время сорокалетней давности. При этом они очень необычные.

«Леопард за стеклом»
автор Алки Зеи, иллюстратор Олеся Гонсеровская, издательство «Самокат»

Лёгкие, живые, тонкие настроенческие иллюстрации, затягивают, начиная с форзаца. В них хочется погрузиться и скорее узнать, что же там происходит.

«Влюблённый Сократ»
автор Мокаддам Салим, иллюстратор Ле Бра Ян, издательство «Ад Маргинем»

На самом деле мне очень нравится вся серия целиком. В ней вышло уже пять книжек и каждая проиллюстрирована талантливым автором со своим индивидуальным графическим языком. Вот такое разнообразие художников-иллюстраторов, как в этой серии, хотелось бы чаще видеть в оформлении российских книг.

АННА РОМАНОВА

«Робин из Бобина»
иллюстратор Катя Шумкова, издательство «Нигма»

Знаю, что поэзию издают с неохотой. И поэтому радуюсь почти каждой поэтической книжке. Особенно, если автор совпал с художником. Если они оба — соавторы. Если и стихи без картинок — чудо, и картинки без стихов — чудо. Сплошная чистая поэзия. Если выбирать три книжки, то первой вспоминается книга «Робин из Бобина», которую проиллюстрировала Катя Шумкова. Мне вообще очень нравится все, что делает Катя. Её рука сразу узнается. Тут и влияние русских традиций, может быть, отчасти, Лебедева. И что-то польское, и что-то английское. И в то же время что-то только катино. Катя — художник хорошего настроения. И, как мне кажется, её книги любят как люди консервативные, так и креативные (мне не очень нравится это слово, но не могу подобрать нужное). Что-то такое в ней есть, объединяющее два спорящих между собой лагеря. Стихи в этой книге — это английская народная поэзия в переводе Григория Михайловича Кружкова.

«Сколько хочешь крокодилов»
автор Юрий Коваль, иллюстратор Татьяна Кузнецова, издательство «Самокат»

Инициатором и художником этой книги была Таня Кузнецова. Таня училась и в России, и в Швеции, и в Чехии. После графической школы закончила и анимационную. Все это повлияло на её стиль. Она часто использует печатные техники: линогравюру, сухую иглу. Вот и ковалиная книжка не исключение. Книжка небольшая, но от этого еще более изящная. По страницам ходят слоны, жирафы и крокодилы. Оранжевые и зеленые. В школе анимации я училась вместе с Таней и знаю, как она любит все, что делает. А это очень чувствуется, когда держишь книгу в руке.

«Плывет моя флотилия»
автор Настя Орлова, иллюстратор Мария Якушина, издательство «АСТ»

И совсем недавно вышла книжка молодого поэта Насти Орловой с картинками Марии Якушиной. Мне очень нравится машина графика. Эта художница рисует много и для себя, в каком-то смысле ведет такой графический дневник. Где люди, город, погода и время года. Иногда иллюстрирует книги, и часто работает художником в анимации. Первое слово, которое приходит на ум, когда слышишь «Маша Якушина» — это лёгкость. Персонажи парят в воздухе, танцуют, бегут, даже если и сидят, то как-то очень динамично. Что-то есть восточное в её графике, как мне кажется — с одной стороны, сочетание востока, некой каллиграфии, а с другой — динамика, которая идет от машиного анимационного опыта. И еще её графика — про наше время. Оно очень узнается в её рисунках и иллюстрациях. И эта книжка, на мой взгляд, удачный дуэт художника и поэта.

ЯНА СЕДОВА

«Дверь на лугу»
коми-пермяцкие сказки, иллюстратор Николай Попов, издательство «Речь»

Этого художника я очень люблю. Жаль, что в России его издают мало. Открывая эту книгу, я вижу «живые» работы со своим особенным миром. Все сделано в сложной цветовой палитре. А рукописный шрифт заголовков доставляет сплошное эстетическое удовольствие. Проиллюстрировал книгу Николай Попов, и этим все сказано.

«Про больших и маленьких»
автор Георгий Ладонщиков, иллюстратор Вера Павлова, издательство «Нигма»

Очень понравились нежные акварельные иллюстрации. На полях текста расположились очаровательные маленькие рисунки. Чего стоит только кот-пароход. А акварельные фактуры добавляют живописности. Все это вместе создает особую атмосферу детства.

«Маленький театр Ребекки»
автор и иллюстратор Ребекка Дотремер, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Увидела эту книгу на ярмарке Non Fiction. Она сразу привлекла мое внимание. Книга очень необычная и занимательная, отмечу интересную идею собрать вместе всех персонажей этого художника. В книге сразу видна любовь к деталям. Это создает полное ощущение театра на каждой странице. Хотелось бы больше таких экспериментов от наших издательств.

ВИКТОРИЯ ФОМИНА

В этом году вышло просто огромное количество достойных книжек; поэтому я решила назвать книги только молодых художников, вернее художниц.

«Человек-мандарин»
автор Анна Никольская, иллюстратор Мария Михальская, издательство «Нигма»

Свежие, стремительные веселые картинки в этой книге словно навеяны искусством 20 века. Здесь нет прямого заимствования, из образов и настроений экспрессионистов создается собственная развеселая симфония с абсурдными и острыми силуэтами, отточенной композицией и цветом.

«Трое в лодке, не считая собаки»
автор Jerome Klapka Jerome, иллюстратор Александра Семёнова, издательство «Нигма»

Импрессионизм, лирика, элегия, мерцание и нежность. Эта стилизация — лишь приманка, чтобы заманить нас в волшебную кроличью нору уже вполне зрелого собственного волшебного сияющего мира.

«Русалочьи сказки»
автор Алексей Толстой, иллюстратор Яна Седова, издательство «Нигма»

Сквозь слои узнаваемых образов пробивается ожидание чуда. Это ручное умение, мастерское владение техникой вводит в резонанс течение воды и фактуру бумаги… и вот перед нами чудом возникшее вечернее небо с точечками звезд или снежный вихрь. А образы — ключи, которые позволяют неподготовленному зрителю войти в этот мир чудес!

ВАДИМ ЧЕЛАК

«Приключения Пиноккио»
автор Карло Коллоди, иллюстратор Максим Митрофанов, издательство «Росмэн»

Мне нравится изображение, пространство места действия, его атмосфера. Внимательное отношение к архитектурным особенностям изображаемой страны. Сами герои, динамичность композиций.

«Абракадабры художника В.Чижикова»
иллюстратор Чижиков Виктор Александрович, издательство «АСТ»

В этой книге собраны рисунки легендарного художника, сделанные им в разное время. Все издание производит легкое, интересное, очень живое впечатление. Ну и, конечно же, великолепно мастерство рисовальщика!

«Гостья из будущего»
автор Кир Булычев, иллюстратор Надежда Бугославская, издательство «АСТ»

Интересное решение композиций, свободная техника исполнения. И мне нравятся образы в этой книге..

КИРИЛЛ ЧЕЛУШКИН

«Книга, найденная в кувшинке», «Как справиться с ребёнком»
автор и иллюстратор Светлана Дорошева, издательство «Азбука»

Работы Светланы Дорошевой — это довольно мощный замес из множества смыслов, сильнейших образов, обладающих убедительностью документального кино. Они блистательно остроумны и пронзительно печальны одновременно, это пышно накрытый праздничный стол с гранатой в тортике. Аскетичные средства выражения используемые ею очень просты и кажутся привычными для глаза. Однако это кажущаяся простота. Чаще всего это чёрно-белая графика с одной-двумя цветовыми доминантами. Задача не из лёгких, справлялись с ней немногие — Роккуэл Кент, Клаус Энзикат, — хотя пробовали все. Сегодня эта большая редкость, так как художник очень рискует, подставляется, поскольку невозможно скрыть пустоту и отсутствие каких-либо идей за вычурностью языка или экзотичностью материала, однако здесь автор блестяще справляется, «начинает и выигрывает». Использует все мыслимые возможности сурового, строгого материала. Ухитряется выжать из стограммового лимона сто пятьдесят грамм лимонного сока.

В работах Светланы нет ни тени давно всем опостылевшей фантазийной надуманности, искусственности, чванливого рукоблудия, пошлой демонстрации своих нехитрых ремесленных навыков, манерности, трюков и приёмчиков, которые некоторые по недомыслию называют словом «стиль». Простой, очень внятный изобразительный язык, не оставляющий зрителю возможности отвлекаться, а сразу, сходу отсылающий прямиком к сути дела, к многочисленным прямым смыслам и коннотациям самой работы. Сами же работы с помощью какого-то таинственного механизма вызывают неимоверной силы эффект присутствия — благодаря личному участию автора во всём происходящем, его хорошему знанию матчасти и глубокому погружению в суть событий.

Сразу бросается в глаза абсолютное чувство пространства и ритма книги. Светлана обращается с ним очень легко кажется совсем без усилий, чувствует в нём себя как рыба в воде. Однако главным её коньком бесспорно является совершенно исчезнувшее сегодня современное понимание композиции. Она довольно сложно конструирует пространство картинки и разворотов в целом, используя до 5-6 планов с хорошо продуманными выверенными ритмами и связующими доминантами. Зачастую выстраивает не плоскость листа, а работает как бы вглубь него, хотя там, где надо, может и разыграть партию в декоративно-прикладное рисование. Надо отметить, что сегодня с такой задачей не справляется никто, то есть многие пробуют, но чаще всего получают горы мелкого неряшливого мусора. А вот Дорошева справляется, притом кажется интуитивно, легко, без усилий. Эта лёгкость с которой она изобретает пространство заметно выделяет её среди прочих. Тут следовало бы разобрать на запчасти несколько работ, чтобы показать анатомию её композиций, однако это заведёт нас в другие волнующие темы.

Обладая невероятным обаянием, некоей магической притягательностью, работы Светланы совершенно лишены никчёмной развлекательности. Необходимо сказать, что её работы следует охарактеризовать как умные. Это тип искусства с сильно выявленным личностным взглядом настоящего художника, современным способом смотрения на вещи и, что совершеннейшая редкость сегодня, авторским методом, ярко декларирующим аскетичность изложения, почти что документальность. Работы Светланы — это простой разговор о сложных вещах.

ТИМ ЯРЖОМБЕК

«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»

Это книга хороша для меня тем, что демонстрирует тот переломный момент, когда часть нашего детства стала историей, и за счёт иллюстрацией — очень интересной историей.

«Профессор Астрокот»
автор Воллиман Доминик, иллюстратор Ньюман Бен, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Книги про Астрокота — долгожданное (для меня) пришествие на наш рынок уже несколько лет покорившую мир плоскую иллюстрацию.

«Лунный коп»
автор и иллюстратор Голд Том, издательство «Бумкнига»

Третья книга, которая произвела на меня впечатление в этом году — «Лунный коп», это настоящая история про маленького человека в маленьком мире.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *