Не так давно в издательстве «Белая ворона» вышла уже вторая совместная книга Изабель Арсено и Фанни Бритт «Луи среди призраков». Первая, «Джейн, лиса и я», собрала несколько наград в Канаде (и Изабель, и Фанни из Квебека) и в 2013 году вошла в десятку лучших иллюстрированных книг по версии «Нью-Йорк Таймс».
В обеих книгах авторам с невероятно пронзительной точностью удалось поймать тот момент, когда мы уже перестаем быть детьми, но еще не становимся взрослыми. И «Джейн», и «Луи» — это истории про то, как сложно жить с оголенной душой, с широко открытыми на мир глазами. Каким образом художник может передать это на бумаге? Мы спросили об этом у самой Изабель.
Когда вышла книга «Джейн, лиса и я», мы вместе с Фанни Бритт отправились в небольшое турне в рамках продвижения книги. В этой поездке мы постоянно разговаривали о том, как хорошо было бы снова поработать вместе, к тому же на встречах нас постоянно об этом спрашивали. Сошлись на том, что будет очень интересно сделать книгу, где главным героем будет мальчик.
В итоге пару лет спустя родился «Луи среди призраков», наш с Фанни второй совместный проект. Это ни в коем случае не продолжение «Джейн», но мы любим говорить о нем как о второй части диптиха о взрослении и превращении в какого-то другого нового себя.
Когда Фанни заканчивает свою часть работы, когда готов текст, она разрешает мне делать с ним все, что я захочу. Мы доверяем друг другу, я восхищаюсь Фанни и уважаю ее, и она отвечает мне тем же. Поэтому у каждой из нас — полная свобода действий. До или во время работы мы не обсуждаем то, как должна выглядеть книга, потому что не хотим нарушить то интуитивное ощущение истории, которое есть у нас обеих.
Когда я работаю с Фанни, я как будто один на один с проектом: нет никаких ограничений, и это самое ценное, что только может быть. Она всегда открыта к любым новым предложениям и идеям, с ней очень комфортно экспериментировать.
Если говорить о работе над «Луи среди призраков», то это было очень непросто. Сложно было придумывать что-то после «Джейн». Мы очень не хотели повторяться и не хотели, чтобы новая книжка получилась слабее первой. И мы постарались поймать то настроение, в котором работали над «Джейн». Тогда мы почти не думали о читателях и их ожиданиях и делали книгу для самих себя.
Если говорить об иллюстрациях, то я люблю использовать цвета, формы и разные материалы как систему кодов, которые играют какую-то свою роль в истории. Каждый такой код, как кусочек пазла, я стараюсь поместить на нужное место. В итоге складывается визуальный язык, который, если все получилось, донесет послание до читателя.
В книге про Луи этот пазл сложить было непросто, ведь здесь прошлое переплетается с настоящим, история очень многослойная.
В сценах из прошлого я решила использовать зеленовато-голубой. В один из таких моментов Луи рассказывает о том, что его отец пьет, всегда плачет, играет на пианино и поет грустные песни. Такие эпизоды, которые обычно застревают в памяти, я хотела сделать похожими на старые фотографии с расплывчатыми призрачными силуэтами.
И от этого я отталкивалась дальше при выборе цветовой палитры.
Для того чтобы передать, что происходит в настоящем, я выбрала приглушенные тона и использовала простой карандаш, уголь, цветные карандаши и тушь. Я очень люблю рисовать карандашами, с одной стороны, это очень просто, а с другой, они позволяют добиться максимальной выразительности. Хрупкость и безыскусность такого рисунка мне очень близки, и мне нравится по-разному их обыгрывать.
Еще я люблю размытость, которая получается, когда я стираю части рисунка ластиком.
Когда появляется Билли, девочка, в которую влюблен Луи, вспышки ярко-желтого освещают всю сцену. С этим цветом в книге связаны фантазии и надежды Луи и все те прекрасные вещи и события, которые ждут его в будущем.
Еще во многих иллюстрациях я использовала тушь. В некоторых сценах она помогла мне передать ощущение неудачи и опустошенности. Ведь ошибки очень похожи на темные пятна на одежде, от которых мы хотим избавиться, но от них все равно остаются следы.
Каждая часть книги начинается с подзаголовка и рисунка, который как-то связан с содержанием главы. Мне хотелось, чтобы эти странички были похожи на иллюстрации из старого справочника по ботанике.
Для меня «Луи среди призраков» и «Джейн, лиса и я» — это две разные истории. Но есть у них и что-то общее: чувства, которые проживают герои, борьба с собой, надежда, с которой они смотрят в будущее, и, конечно, хороший конец.
ЛУИ СРЕДИ ПРИЗРАКОВ
Автор: Фанни Бритт
Переводчик: Михаил Хачатуров
Иллюстратор: Изабель Арсено
Издательство «Albus Corvus», 2018
Этот графический роман рассказывает о коротком эпизоде из жизни мальчика-подростка. Родители Луи переживают сложный период в отношениях, а мальчик пытается почувствовать свое место не только во взрослом мире, но и в детском — с одноклассниками, лучшим другом и первой, едва зарождающейся любовью. Изабель Арсено и Фанни Бритт удалось запечатлеть тончайший момент превращения ребенка во взрослого.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Подготовила Анастасия Макарова