Н.Фаминская «Добрые звери Татьяны Капустиной»

“Юный художник” N10, 1995 г.

Татьяна Порфирьевна Капустина — известный ленинградский художник-анималист. Она много пишет акварелью, занимается эстампом, но главное в ее жизни — создание иллюстраций. Капустина проиллюстрировала и оформила более 70 книг для детей о любимых ее животных.

Проблема сохранения мира природы особенно волнует художницу. Как многие, она знает досконально все повадки животных и изображает их в свойственной ей поэтической манере, свободно рисуя зверя или птицу в любом ракурсе.

— Собак и лошадей рисую при каждом удобном случае, — говорит Татьяна Порфирьевна, — рисовала вьючных лошадей Камчатки, орловских рысаков села Хренового Воронежской области, терских, арабов и ахалтекинцев Северного Кавказа, владимирских тяжеловозов Гаврилова Посада, а еще куланов Бухарского заповедника и лошадей Пржевальского в Аскании-Нова.

В юности, занимаясь в средней художественной школе при Институте имени И.Репина, на школьной даче в Юкках она водила лошадей в ночное. Не случайно темой дипломной работы будущей художницы стали иллюстрации к “Холстомеру” Л.Толстого, а преддипломную практику она проходила на конном заводе в Хреновом.

Все в ее искусстве художника-иллюстратора подкрепляется постоянным изучением жизни природы в путешествиях по стране. Она побывала на Памире с экспедицией зоологов, изучающих жизнь яков. Рисовала уютную тесноту войлочной юрты, яков и дойку овец. Она кочевала с оленеводами по тундре Таймыра, рисуя оленегонных собак рядом с большими нартами, стада оленей, карликовые березы и скромные цветы весенней тундры, возвращаясь домой, пройдя Северным морским путем от Дудинки до Мурманска. Художница побывала на далеких Командорах, рисовала лежбище котиков. Чтобы не спугнуть чутких животных, над морским берегом построили эстакаду, оттуда можно было наблюдать и рисовать серебристых котиков и старых секачей, обмахивающих от жары ластами как веерами. Обычно она пишет акварелью сразу, смело, без предварительной наметки карандашом. В Бухарском заповеднике ей приносили рисовать ручного джейраненка, трогательного в своей беспомощности. Самым ценным багажом, привезенным из путешествий, являются толстые папки рисунков, акварелей, исполненных живо , трепетно, с подлинным профессионализмом. Этот богатейший материал, подобно живому ключу, постоянно питает ее творчество иллюстратора и мастера эстампа.

Татьяна Порфирьевна Капустина нашла свой стиль. Животные в иллюстрациях художницы даны в полном слиянии с природой. Для нас открываются тайны леса, когда мы рассматриваем иллюстрации к книгам Николая Сладкова “Весенние радости” и “Осенний невидимка”. Мы видим, как, потягиваясь со сна, выходят из чащи мокрые от росы зайцы. Особенно бывает интересно рассматривать макеты будущих книг, когда рука художницы смело, без поправок очерчивает силуэт зверя, сочное пятно заливки акварелью создает цветовой акцент страницы. Она может передать настороженность позы косули, просящие распахнутые клювы птенцов и мягко поблескивающий взгляд вороненка.

В книге Веры Пановой “Хитрецы из зоопарка” мы видим неожиданную ловкость, казалось бы, лениво-неподвижного лемура, схватившего на лету воробья.

В созданных ею обложках книг для детей чувствуется очень большой опыт работы именно в этой любимой, избранной ею области. Всегда в основе искусства иллюстратора лежат глубокие жизненные наблюдения. Например, в работе над “Серой шейкой” Д.Мамина-Сибиряка ей “позировал” лисенок по кличке Морс, принесенный охотниками и выкормленные молоком ее лайки Вешки. Он был совсем ручной и прыгал на плечи маленькой племянницы художницы, а она носила ее на плечах как живой воротник. У него, как у изображенной в книге лисицы, были ярко зеленые глаза, огненно-рыжая шерсть, темно-коричневые лапы и уши и белый кончик пушистого хвоста. В замерзающей воде пруда с плавающей серой уточкой, снегирями на покрытых инеем ветках узнаются окрестности поселка Вырицы, где живет художница. Иллюстрации к “Серой шейке” были удостоены Международной премии.

Постоянный объект для изучения и изображения — собаки-лайки, живущие у нее на даче. В книге Сергея Иванова “Джулька” нарисован ее старый дом в поселке, утонувшие в снегу яблони и веселый щенок. Капустина — эксперт по работе с лайкой, ее приглашают на судейство с борзыми. Это постоянное наблюдение зверя в движении находят отражение в иллюстрациях художницы к “Рассказам о животных” Л.Толстого (с бегущей борзой на обложке), “В мире животных” И.Акимушкина, “В лесу” И.Соколова-Микитова. В книге К.Паустовского “Кот-ворюга” покоряет своей достоверностью рыжий разбойник с украденной рыбой в зубах и старая такса, тянущаяся к музыкальной шкатулке.

Представление о творчестве Капустиной было бы неполным, если не сказать о ее постоянной работе в автолитографии и шелкографии. С мягким юмором, большой добротой к “братьям нашим меньшим” изображает она, как рысенок играет со своей мамой-рысью. Точно схвачено ленивое движение мощных, но таких гибких и мягких, ласкающих лап. Качается на сосенке маленький медвежонок, удивленно взирая на прекрасный окружающий мир. Ему не страшно, он под охраной матери. Крохотная птичка заботливо кормит своего приемыша — прожорливого кукушонка. Тема материнства в мире животных является одной из любимых в творчестве мастера.

Татьяна Капустина — художник большого оригинального дарования. Ее произведения приносят людям радость, напоминают о необходимости охранять все то прекрасное, что нас окружает, охраняет наш мир.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *