Марина Успенская «Серебряное копытце»

Иллюстрации

Иллюстратор Марина Успенская
Автор Павел Бажов
Страна СССР, Россия
Год издания 1960
Издательство Правда
Переиздание Речь, 2016

Купить книгу или переиздание

labirint.ru

          

Обзоры

Марина Евгеньевна Успенская родилась в Москве 18 июня 1925 года. Ее дед Василий Иванович Навозов был известным живописцем, в семье поощряли и пестовали интерес к искусству, к любым видам художественной деятельности.

Марина Евгеньевна окончила художественное училище памяти 1905 года, затем мастерскую художественной книги МГХИ им. В.Сурикова.

Сказка Бажова «Серебряное копытце» стала первой оформленной молодой художницей книгой. Позже она еще не раз обращалась к творчеству Бажова, а в 1973 году перерисовала иллюстрации к «Серебряному копытцу» заново, совершенно в другой художественной манере. Успенская вообще мастерски владела самыми разными художественными техниками, много экспериментировала, использовала новые приемы и методы в иллюстрировании. Меняла любимые цветные карандаши на тушь и акварель; переходила с нежных чистых тонов на экспрессивные яркие цвета, с живописных жанровых сцен на символичность и лаконизм. При том всегда неизменными были ее яркая индивидуальность и выразительность, авторский почерк оставался самобытным и узнаваемым.

Свою дебютную книжку Марина Евгеньевна выполнила в 1952 году для «Детгиза». Иллюстрации в ней сильно отличаются от всех ее последующих работ. В 2014 году «Серебряное копытце» с первоначальными рисунками Успенской было переиздано «Речью». Комментируя это событие, издатели в своем блоге отметили: «Эти иллюстрации из того ряда, когда художник не просто сопровождает действие неким иллюстративным рядом, не просто создает образы и настроение, а является таким же рассказчиком, как и писатель».

Книга вышла на меловке, в серии «Любимые мамины книжки», с серебром и блинтом на обложке. Особенно радует, что вопреки сложившейся практике не перегружать тонкие книги лишней информацией, для «Серебряного копытца» сделано исключение. В послесловии издатели разместили небольшую статью своего редактора Оксаны Василиади об истории создания иллюстраций и особенностях художественной манеры Успенской. Вот небольшой отрывок:

«В каждой иллюстрации заложено сразу несколько уровней смысла. Для Успенской сказ Бажова — это и великолепные русские пейзажи: таёжная деревенька, просыпающаяся в предрассветной дымке; лес — осенний, невероятно яркий, багряно-золотой, и зимний — белый до насыщенной синевы, почти осязаемо похрустывающий… Это и множество бытовых мелочей: украшенная росписью русская печь, тканые половики, шапка из вяленой шерсти на голове старика Коковани, возвышающийся на тонкой жерди скворечник… И выразительные портреты каждого персонажа, данные несколькими деталями: широко раскрытые глаза доверчивой Дарёнки, разбегающиеся лучики морщинок добродушного Коковани, хвостик-запятая упрямой кошки Мурёнки. И конечно, козлик Серебряное копытце — трогательный, одинокий (ему ведь не с кем поиграть), на тоненьких ножках, с взъерошенной шёрсткой и пятью (прямо по тексту!) веточками красиво изогнутых рожек».

За почти полвека творческой биографии Марина Евгеньевна Успенская проиллюстрировала более двухсот детских книг. Долгое время она сотрудничала с ведущими советскими детскими издательствами, с 1958 года до конца 60-х была постоянным художником журнала «Мурзилка».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.