Вита Градова «Где почитать о детской книге?»

Уже ни для кого не новость, что в сфере детского книгоиздания сейчас происходит много интересного. Как любое заметное явление, это движение детской книжной индустрии не остается без внимания аналитиков и журналистов. Сразу несколько изданий следят за ним: рецензируют книжные новинки, осмысляют и описывают события, происходящие в детской литературе. У каждого, конечно, своя специфика, стиль и задачи. Этот обзор посвящен именно им — тем, кто читает детские книжки, чтобы о них рассказать.

Про беглые обзоры

На сайте журнала «Афиша» рубрику «Новые детские книги» ведет Дарья Варденбург. Она пишет совсем маленькие, но бойкие ежемесячные обзоры про 5-7 примеченных ею книг. На каждую книгу приходится отзыв совсем небольшого объема — в один абзац, но Варденбург успевает лаконично описать, что в книге хорошо, а что плохо, и — чтобы было интересно и легко читать, — вставляет пару образов, цитат или остроумных комментариев.

Сайт «KidsReview» — тоже своего рода «Афиша», только детская. Это сайт о том, куда пойти и что делать с детьми: детские развлечения, рестораны, мероприятия, вещи. Иногда встречаются и рецензии на фильмы или книжки. Они написаны симпатичным, весело-легкомысленным стилем и легким языком, читаются быстро, и содержат необходимый минимум сведений — что за книжка, какая она и для кого.

Про серьезные издания

Уделяют немного внимания детской литературе и «высоколобые» взрослые издания. На Openspace.ru колонку о детской литературе ведет Мария Скаф. Ее статьи — это всегда попытка не просто рассказать про конкретную детскую книгу, но осмыслить ее как явление, понять ее значение в масштабе — например, в масштабе искусства книжной иллюстрации или российского рынка детской литературы. Материал для своих колонок Мария Скаф обычно выбирает соответствующий — чаще всего это иллюстрации неординарных художников, из тех, что балансируют на тонкой грани между взрослым свободным искусством и детской графикой. Или же Скаф пишет на проблемные темы («что могут сделать детские иллюстраторы в смутные времена»), про сложные, спорные или незамеченные книги. Также на Openspace можно найти ее интервью с важными фигурами современной детской литературы.

С меньшим размахом и с большей сосредоточенностью на книгах как таковых ведет свою колонку в журнале «Коммерсант-Weekend» Елизавета Биргер. Раз в пару недель появляется ее статья про какую-нибудь из детских новинок. Материалы получаются вполне «коммерсантовскими» — плотные, насыщенные рецензии представляют собой динамичный и информативный разбор.

Про отдельные рубрики

Удобный и приятный раздел о детских книгах можно найти в неожиданном, казалось бы, месте — на сайте издательства «Розовый жираф». Они рекомендуют книжки — не свои, а других издательств («Да-да, вы не ошиблись, других. — пишут они сами. — Ну что же делать, если кто-то успел опубликовать их раньше нас! Главное, что книжки эти замечательные и их никак нельзя пропустить»). Причем порекомендовать они успели уже довольно солидное количество книг. На каждую есть небольшая, но дельная и ладно написанная рецензия (автором, которого так хочется похвалить, указан некто Розовый Жираф). Искать нужные книги можно перемещаясь по вкладкам разных возрастов.

Сориентировать среди огромного выбора детской литературы старается и сайт об оптимальном использовании родительского времени Fly-Mama. Рецензии автора рубрики «Книги для детей» Евгении Шафферт всегда неторопливы и очень обстоятельны, в них можно найти примерно все о книге: как она появилась, что в ней происходит, чем она хороша и зачем нужна. При этом описания не лишены некоторой симпатичной экспрессии. А еще интересно, что автор рубрики кроме обычных детских книг не ленится оценить и некоторые дидактические материалы для детей, например, по русскому языку, математике, физике.

Про специальные сайты

Папмамбук — сайт, целиком посвященный детскому чтению. На нем есть материалы не только о детских книгах, но и о самом процессе: о том, как ребенок учится читать, как родители читают вместе с ним, как он заинтересовывается книгами. Об этом рассказывают статьи педагога и главного редактора Папмамбука Марии Аромштам а также свидетельствуют сами участники процесса. 11-тилетние дети серьезно и вдумчиво делятся впечатлениями от прочитанного за месяц; детские писатели вспоминают, как сами впервые начали складывать слоги; читающие с детьми мамы ведут дневники своих достижений (например, остроумный дневник Анны Рапопорт: «12 октября: Сегодня мы прочитали «Федорино горе» раз пять… 17 октября: «Федорино горе» читаем ежедневно и неоднократно… 1 апреля: Давно не читали про Федору. Но как только я взяла в руки Чуковского…»).

Заметки о новых или просто интересных детских книгах тоже пишутся с упором на то, как их читать и как использовать для развития ребенка. Рецензии рассказывают о психологической подноготной книги: что она на самом деле в себе несет, как прочитывается, какую реакцию ребенка вызывает, чему может его научить. Книга рассматривается не как произведение искусства (хотя слова о ее достоинствах и недостатках тоже, конечно, произносятся), но как инструмент развития. Марина Аромштам и другие авторы Папмамбука описывают, как этот инструмент работает, как с ним обращаться. Интересно то, что Аромштам не пользуется педагогическими клише и обычно предлагает по-новому переосмысливать книгу, соотносить ее с современным сознанием. Она указывает, какие штампы надо изживать, к какому прочтению и пониманию стремиться.

Впрочем, легко привлекающий к сотрудничеству самых разнообразных людей, Папмамбук не ограничивается собственными рецензентами. Для него делятся опытом и мнениями «эксперты», то есть люди всяких важных профессий: писатели, поэты, переводчики, психологи, педагоги. Один из регулярных рецензентов — детский поэт Михаил Яснов. На Папмамбуке он занимается как раз поэзией — рассказывает о появляющихся книгах детских стихов. Он всегда старается указать место автора внутри русской традиции детской поэзии и разбирает стиховую технику — как стихи устроены и чем привлекательны для ребенка.

На Папмамбуке можно также найти полемику о книгах спорных, беседы с известными или, наоборот, только появившимися фигурами детской литературы, детской иллюстрации или книгоиздательства, тематические списки книг для детей разных возрастов.

БиблиоГид — сайт о детской литературе, созданный силами одного из отделов Российской Государственной Детской Библиотеки (логичным образом, это отдел «рекомендательной библиографии»). Он существует уже более 10 лет — для электронного издания, это очень солидный срок, а в случае БиблиоГида еще и огромная наработанная база информации о детских книгах. На сайте можно отслеживать новинки книжного рынка, можно искать материалы о «забытых», редких книгах или русской и зарубежной детской классике.

На БиблиоГиде нет явного педагогического посыла, к детской книге относятся скорее как к явлению литературному, художественному, чья эстетическая состоятельность и есть его важнейшая ценность. Она же и рассматривается как залог пригодности для детского чтения и воспитания. А еще книга здесь — объект духовного переживания. Многие статьи и материалы о писателях, о любимых книгах детства, о заметных новинках написаны в манере личного высказывания, впечатления. Впрочем, учитывая, что авторов у БиблиоГида довольно много, интонации оказываются очень разными: кто-то пишет более эмоционально и импрессионистично, кто-то более выдержанно и вдумчиво.

В том, как организован сайт, чувствуются библиотечные корни его создателей. БиблиоГид вертит, рассматривает, описывает и каталогизирует детские книжки со всех сторон. По писателям, по художникам, по героям, по читателям. Даже по дням месяца — в разделе «Календарь» находится заметка о чем-нибудь, связанном с детской литературой, почти на каждую новую дату. Новостям также отводится значительное место. На сайте есть краткий, все время обновляющийся обзор последних детских книг, а также короткие или более подробные рецензии на самые заметные из них. БиблиоГид обычно не только хвалит книги хорошие, но и предупреждает о плохих. В разделе «Знакомство» «на пробу» вывешивают произведения молодых, подающих надежды, или как раз становящихся популярными российских авторов и переводчиков.

Про журналы профессионального сообщества

Существует два подобных журнала: «ХиП — Художник и писатель в детской книге» под редакцией искусствоведа Лидии Степановны Кудрявцевой и совсем новенький, только что выпустивший второй номер — «Переплет». Хотя оба журнала рассчитаны прежде всего на тех, кто профессионально занимается детской книгой, в них тоже можно найти рецензии на новинки или заметные издания.

«ХиП» журнал печатный: на него надо подписываться или искать в специальных магазинах, на книжных мероприятиях. Каждый номер посвящен какому-нибудь одному художнику детской книги: содержит его графические работы (а журнал печатается в отличном качестве), статьи о его творчестве, размышления и воспоминания. Например, были уже номера про Мая Митурича, Владимира Лебедева, Льва Токмакова, Татьяну Маврину. Также журнал пытается информационно поддерживать молодых авторов и художников издательства. Правда, все равно «ХиП» немного ностальгическая форма: несмотря на современное оформление, язык и способ говорения многих его авторов напоминает о советском искусствоведении и периодике прошлых лет.

«Переплет» пока можно почитать только в интернете, хотя оформляется он как полноценный, «переплетенный» журнал. Он создается представителями профессионального «детлит» сообщества (среди его авторов, например, много молодых детских писателей, а номер иллюстрируют современные художники) для всех работающих в сфере детской книги. У него очень нелегкая и очень дельная задача: создать площадку для конструктивного диалога, говорения о нынешней ситуации детской литературы, ее проблемах, нуждах и условиях выживания. И первые два номера вполне с этим справились. Правда вот, почему-то читать книжные рецензии в «Переплете» тяжело. Возможно, так как пишутся они изнутри «кухни»: в них много о том, что должно быть в детской книге, о том, что ей хотелось бы разрешить. А настоящее хорошее-плохое — то ли перепутано, то ли слишком неаккуратно оценено. Но зато по многочисленным интервью и размышлениям самых разнообразных около-детлитовских людей, которых достаточно в журнале, можно самому многое понять и приметить о детских книгах.

Про жж-сообщества

Ну и наконец, если вы вполне доверяете себе в составлении мнения о деткой книге и вам нужно только ее «полистать» и «посмотреть», то можно подписаться на соответствующие жж-сообщества. Их довольно много, но самое удобное для того, чтобы оценить новую книгу, — «5 разворотов». В сообществе вывешивается информация о книге и несколько отсканированных страниц из нее для примера. Для навигации есть алфавитный указатель.

источник

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

2 комментария

  1. Поправьте, пожалуйста: Лидия Степановна Кудрявцева — именитый искусствовед, но совершенно не иллюстратор 🙂

    Еще мы у себя в deti-inostranki.livejournal.com часто пишем про детские книжки и иллюстраторов.
    А еще есть замечательное сообщество: detskoe-chtenie.livejournal.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *