Георгий Балл и его иллюстраторы

Я родился от тревог и забот. Это было великолепное время либеральности. Много видел снов. И даже играл на гитаре во сне.

В настоящее время проживаю там же.

9 июня 1927 в семье врача-психиатра родился писатель и переводчик Георгий Балл.

Помню животный страх. Нет! Нет! … Я родился в берлоге. Глубоко. Под корнем старой сосны. Мать облизала меня языком и сказала: «Живи». Потом я окончил Институт Международных Отношений. Мать очень гордилась: все-таки я из первого помета. Где-то работал, что-то делал. В настоящее время забыл.

"Малышка", иллюстратор Николай Устинов, 1960
«Малышка», иллюстратор Николай Устинов, 1960
"Малышка", иллюстратор Николай Устинов, 1960
«Малышка», иллюстратор Николай Устинов, 1960

Георгий Александрович Балл закончил Институт Международных Отношений, первый выпуск.

Окончив МГИМО, кем он только не работал — корреспондентом Всесоюзного радио, редактором в журнале и в международном отделе Московского радио. А еще Балл был заядлым путешественником, он бродил по иркутской тайге и Горному Алтаю, обошел пешком множество северных лесов.

"Солнечное зернышко", иллюстратор Владислав Федоров, 1960
«Солнечное зернышко», иллюстратор Владислав Федоров, 1960
"Солнечное зернышко", иллюстратор Владислав Федоров, 1960
«Солнечное зернышко», иллюстратор Владислав Федоров, 1960

Я родился в беспросветный осенний дождик. Интересно направление моего дарования. Оно развивалось в трех направлениях. Первые два я начисто забыл, а третье помню. Это нечто такое, что трудно назвать даже… Вот помню желания… Нет! И это забыл.

Успех пришел позднее… Хорошо помню один весенний вечер… Да, вспомнил! Вспомнил главное: дыхание времени ощущал всегда.

"Великан", иллюстратор Марина Успенская, 1961
«Великан», иллюстратор Марина Успенская, 1961
"Великан", иллюстратор Марина Успенская, 1961
«Великан», иллюстратор Марина Успенская, 1961

Купить в Лабиринте

О своём решении начать писать он вспоминал: «Это произошло со мной много лет назад. Тогда я работал рыбаком. На Байкале. Мы ловили омуля. Колонный лов. Цепляли лодки к катеру. Забрасывали капроновые сети. Сдавали пойманную рыбу в поселке Хужиры. На острове Ольхон.

"Что было бы, если?", иллюстратор Виктор Дувидов, 1962
«Что было бы, если?», иллюстратор Виктор Дувидов, 1962
"Что было бы, если?", иллюстратор Виктор Дувидов, 1962
«Что было бы, если?», иллюстратор Виктор Дувидов, 1962

Там же, в поселке, покупали буханки хлеба и бутылки «перцовки». Мы ели только рыбу в разных видах. Жарили на рожнах, на палках, у костра. На полках магазина в поселке стояли рядами вспухшие банки рыбных консервов из Одессы.

"Лесной кораблик", иллюстратор Леонид Зусман, 1963
«Лесной кораблик», иллюстратор Леонид Зусман, 1963
"Лесной кораблик", иллюстратор Леонид Зусман, 1963
«Лесной кораблик», иллюстратор Леонид Зусман, 1963
"Лесной кораблик", иллюстратор Леонид Зусман, 1963
«Лесной кораблик», иллюстратор Леонид Зусман, 1963

Я попросил капитана катера завезти меня на совсем маленький островок Еленка. Необитаемый. Среди камней — только чайки. Вот там я услышал тишину. Перекликались чайки. И удивился я их крику. Они лаяли по-собачьи. Замолкали. И тишина. И возрадовался, сердце мое возликовало. И подошел я к самому краю тишины. Живому краю… Я понял: это надо сохранить в душе. Конец пятидесятых годов. Я попробовал писать».

"Ветерок", иллюстратор Марина Успенская, 1964
«Ветерок», иллюстратор Марина Успенская, 1964
"Ветерок", иллюстратор Марина Успенская, 1964
«Ветерок», иллюстратор Марина Успенская, 1964

С 1960-го года Балл публиковал детские сказки и рассказы, многие из них он придумал в соавторстве со своей женой Галиной Демыкиной.

Его произведениям свойственно естественное сочетание печали, гротеска, почерпнутого из самой жизни, и просветленности.

"Обновка", иллюстратор О.Траскина, 1964
«Обновка», иллюстратор О.Траскина, 1964
"Обновка", иллюстратор О.Траскина, 1964
«Обновка», иллюстратор О.Траскина, 1964

Я помню себя юношей. Юношей в течение многих лет был. Проходил военную подготовку. Учение давалось легко. Прошел все стадии. Я уже прошел все стадии, и в настоящее время хочу опять.

Люблю смеяться. Снят с военного учета.

"Малыши", иллюстратор Аскольд Канторов, 1965
«Малыши», иллюстратор Аскольд Канторов, 1965
"Малыши", иллюстратор Аскольд Канторов, 1965
«Малыши», иллюстратор Аскольд Канторов, 1965

Многие годы летом Балл жил в деревне Озерки Вологодской области у шофера Михаила Силинского. С Озерками связаны многие «взрослые» произведения автора. В рассказах и философских миниатюрах Георгий Александрович, многое повидавший в жизни, соединил в себе талант философа, сказочника и мастера взрослой прозы.

"Микас-рыбак", иллюстратор Олег Зотов, 1967
«Микас-рыбак», иллюстратор Олег Зотов, 1967
"Микас-рыбак", иллюстратор Олег Зотов, 1967
«Микас-рыбак», иллюстратор Олег Зотов, 1967

У меня удивительно правильные черты лица. Все очень точно. Хотя есть некоторые недостатки в характере. Насмешлив. Но в меру.

Глаза прекрасны. Уши.

Отличительная черта: вынослив, но нетерпелив.

В этом смысле неисправим.

"Зеленая шишка", иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
«Зеленая шишка», иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
"Зеленая шишка", иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
«Зеленая шишка», иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
"Зеленая шишка", иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
«Зеленая шишка», иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
"Зеленая шишка", иллюстратор Ильдар Урманче, 1967
«Зеленая шишка», иллюстратор Ильдар Урманче, 1967

Его проза двух последних десятилетий была проникнута мотивом преодоления смерти и боли, надеждой, добротой и любовью к каждому,, высокой терпимостью к различным человеческим проявлениям. Во многом эти переживания были связаны с безвременным уходом из жизни сына — художника Андрея Демыкина и жены.

"Зобенька и серебряный колокольчик", иллюстратор Илья Кабаков, 1969
«Зобенька и серебряный колокольчик», иллюстратор Илья Кабаков, 1969
"Зобенька и серебряный колокольчик", иллюстратор Илья Кабаков, 1969
«Зобенька и серебряный колокольчик», иллюстратор Илья Кабаков, 1969

Я ощутил себя не сразу. Первые моменты, то есть те самые первые моменты… Они наполнены. Они были до краев!

"Жук — кривая горка", иллюстратор Рубен Варшамов, 1970
«Жук — кривая горка», иллюстратор Рубен Варшамов, 1970
"Жук — кривая горка", иллюстратор Рубен Варшамов, 1970
«Жук — кривая горка», иллюстратор Рубен Варшамов, 1970
"Жук — кривая горка", иллюстратор Рубен Варшамов, 1970
«Жук — кривая горка», иллюстратор Рубен Варшамов, 1970

Лучшее, что есть в моем творчестве, – это личное ощущение (или ощущение личности?!), поднятое до значения общечеловеческого (или общечеловеческое вошло в меня с ощущением личности).

"Аленкины дорожки", иллюстратор Петр Асеев, 1973
«Аленкины дорожки», иллюстратор Петр Асеев, 1973
"Аленкины дорожки", иллюстратор Петр Асеев, 1973
«Аленкины дорожки», иллюстратор Петр Асеев, 1973
"Аленкины дорожки", иллюстратор Петр Асеев, 1973
«Аленкины дорожки», иллюстратор Петр Асеев, 1973

Хорошо изучил французский язык (в институте). Потом забыл его (язык). Но это не главное. Главное: я соединил… вернее, мне удалось опрокинуть (перебросить) туда… к детству (к самому раннему). В виде радуги – нынешнее мое ощущение личности (сложившейся). И я замкнул.
В настоящее время радужное ощущение не покидает меня.

"Солнечные прятки", иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
«Солнечные прятки», иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
"Солнечные прятки", иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
«Солнечные прятки», иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
"Солнечные прятки", иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
«Солнечные прятки», иллюстратор Эдуард Гороховский, 1976
"Тигрушка-добрушка", иллюстратор Вадим Иванюк, 1979
«Тигрушка-добрушка», иллюстратор Вадим Иванюк, 1979
Тигрушка-добрушка", иллюстратор Вадим Иванюк, 1979
Тигрушка-добрушка», иллюстратор Вадим Иванюк, 1979
"Городок Жур-жур", иллюстратор Ирина Нахова, 1988
«Городок Жур-жур», иллюстратор Ирина Нахова, 1988
"Городок Жур-жур", иллюстратор Ирина Нахова, 1988
«Городок Жур-жур», иллюстратор Ирина Нахова, 1988
"Городок Жур-жур", иллюстратор Ирина Нахова, 1988
«Городок Жур-жур», иллюстратор Ирина Нахова, 1988
"Каляка-Маляка ищет домик", иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
«Каляка-Маляка ищет домик», иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
"Каляка-Маляка ищет домик", иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
«Каляка-Маляка ищет домик», иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
"Каляка-Маляка ищет домик", иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
«Каляка-Маляка ищет домик», иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
"Каляка-Маляка ищет домик", иллюстратор Лидия Шульгина, 1992
«Каляка-Маляка ищет домик», иллюстратор Лидия Шульгина, 1992

Цитаты взяты из текста Георгия Балла «Попытка написать автобиографию».

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры». А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *