Олег Гончаров: «Рассмотрев вначале иллюстрации Лебедева, я постарался о них благополучно забыть»

Пару месяцев назад издательство «Лабиринт» выпустило новую интерактивную книжку-картинку «Цирк» с яркими и веселыми иллюстрациями крымского художника Олега Гончарова. Динамичная графика отлично передает задорное настроение маршаковского стихотворения, а оригинальный дизайн с объемными подвижными элементами, крутящимся диском арены, раскладывающимися в разные стороны страницами разыгрывает перед читателем маленькое цирковое представление. Олег Гончаров рассказал немного «Картинкам и разговорам» о процессе создания книги, любимой технике и о том, нужно ли художнику знакомиться с аналогами.

Книжной иллюстрацией я начал заниматься в процессе обучения в Крымском художественном училище. Хотя вначале не видел себя ни в одной творческой художественной профессии. Рисовать нравилось, писать нравилось, но что с этим делать дальше? Не становиться же «свободным художником»…

На последнем курсе, когда мы приступили вплотную к изучению непосредственно книжной графики, к нам пришла новый преподаватель. Вскоре выяснилось, что она также работает в этой сфере; некоторые иллюстрации для книги она стала рисовать прямо у нас на парах. Процесс придумывания иллюстраций, подготовки эскизов, воплощения оригиналов акварелью не мог не вдохновить. Вопрос о том, чем мне заниматься дальше больше не стоял. Курсовая, а позже и дипломная работа «Дизайн книги И.Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» только укрепили мою уверенность в правильном выборе специальности.

Для меня каждая книга индивидуальна, неповторима. Это совершенно особый мир, который рождается в момент прочтения. Именно рождается, не вымучивается, не придумывается. Интересно, что с каждым разом процесс рождения становится все быстрее, спонтаннее! Это удивительное чувство — ты словно пропускаешь произведение через себя и оно становится живым. Приходят идеи, на чем построить общую концепцию книги, какими будут персонажи. Это невообразимо увлекательно! Легче работать с произведениями, написанными с душой, в которые автор вкладывает частичку себя. В них ощущается любовь к тому, что делает автор, любовь к детям (если мы говорим о детской литературе), к читателям. Работа с такими произведениями окрыляет.

С другой стороны, есть произведения, написанные как бы машинально, механически. Автор будто создаёт искусственную конструкцию из того, что, по его мнению, сейчас в тренде и должно привлечь читателей. Плод такого»творчества» крайне уродлив и работать с ним тяжелее. Печально, что такой литературы сейчас очень много.

У меня нет любимых и нелюбимых книг. Каждое оформленное произведение, каждая иллюстрация — это твой ребёнок, каждая из них по-своему любима и дорога. Но при этом я стараюсь к ним не привязываться. Движение вперёд не прекращается; кроме того почти всегда есть то, что хотелось бы немного улучшить и доработать. В техническом плане на сегодняшний день я отдаю предпочтение акварели. С каждым разом убеждаюсь, что это поразительно многогранный материал, над которым можно экспериментировать очень долго.

Если говорить о детской литературе, то принципиальных отличий работы с прозой или стихами я не вижу. Единственное, стихи дают больше свободы, поскольку описание в них лаконичное, емкое. Художнику нужно уловить его суть и передать её в иллюстрации. А наполнение иллюстрации деталями идёт от широты воображения художника, от полёта его фантазии. В случае с прозой, наоборот, подробное описание часто ставит в некие рамки, создаёт необходимость изображения всего того, о чем идёт речь в тексте. Но это не значит, что процесс иллюстрирования прозы лишён творчества, напротив, появляется интерес втиснуть что-нибудь своё, неожиданное, дабы придать больше динамики, оживить произведение. Может за счёт неожиданной композиции, может за счёт неожиданных деталей. Но, повторюсь, детали и композиция не вымучиваются, они рождаются спонтанно и легко.

При работе над маршаковским «Цирком» я не знакомился специально с рисунками других иллюстраторов, так что ничто не повлияло на процесс оформления книги. Рассмотрев вначале лишь иллюстрации Лебедева, я постарался о них благополучно забыть. Думаю, что работа с аналогами, конечно, нужна, но зачастую они крепко садятся в воображении художника, особенно неопытного, и он начинает мыслить шаблонно, часто сам того не замечая. Тут есть один тонкий момент. В процессе обучения ориентировка на других художников может быть полезна. Мы перенимаем некоторые приёмы, расширяем палитру своих навыков. Но затем нужно от этого отказаться. Иначе другие художники в нашей голове будут препятствовать процессу создания чего-то удивительного и неповторимого.

Это не значит, что нужно совершенно закрыться от всего творческого мира. Быть в курсе современных тенденций это часть нашей профессии. Равно как и умение наблюдать за техникой других авторов и при этом совершенствовать свои навыки. Сейчас есть множество прекрасных художников, наблюдая за которыми можно оттачивать грани своего мастерства. Это и Павел Татарников, и Ребекка Дотремер, и Геннадий Спирин, многие другие. И у каждого есть чему поучиться.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *