Пластилиновый мир: интервью с Рони Ореном

Рони Орен – один из ведущих мультипликаторов в Израиле, художник, профессор израильской академии искусств «Бецалел», владелец собственной студии, которая на данный момент произвела более 500 короткометражек и получила разнообразные награды.

Рони Орен известен в мире не только как талантливый мультипликатор, но и как блестящий педагог, имеющий многолетний опыт работы с детьми. Его методика получила признание и широко используется в разных странах. Придуманные и созданные им яркие и неповторимые образы помогают детям легко осваивать искусство лепки, развивать мелкую моторику, речь и эстетический вкус.

Рони Орен проиллюстрировал более 40 детских книг. Мультипликационные сериалы с персонажами, созданными Рони транслируются по ведущим мировым каналам «Би-би-си», «Уолт Дисней», 4-ый британский канал и др. Его книги предназначены как для самых маленьких детей (серии «Baby book series», «A preschool book series»), так и для тех, кто любит лепить и весело проводить время («Secrets of Clay. How to create clay characters»).

В издательстве «Махаон» в серии «Секреты пластилина» вышли книги Рони Орена: “Секреты пластилина” и “Секреты пластилина : Динозавры”.

К выходу готовятся книги «Рождество» и специальное праздничное издание для российской аудитории – «Новый год». Уйма новых персонажей, красивые иллюстрации и простые инструкции, которые помогут и детям и их родителям лепить из пластилина удивительной красоты фигурки.

Это второй визит Рони Орена в Россию. Автор уже приезжал в Москву и Санкт-Петербург в 2011 году. Во время своего визита Рони посетил книжную ярмарку non/fiction, провел мастер-классы в англо-американской школе AAS Libraries, в Пушкинском музее изобразительных искусств, книжных магазинах и посетил детскую больницу №9 имени Сперанского.

В рамках своего приезда Рони Орен побеседовал с журналистами и рассказал о своей карьере мультипликатора, художника и писателя.

Интервью с Рони Ореном для интернет-проекта “Букник-младший”

Израильский мультипликатор Рони Орен, профессор Иерусалимской академии художеств и прикладного искусства «Бецалель» и обладатель многих престижных профессио­нальных наград, в России известен прежде всего своими книгами для детей. Издания эти напоминают иллюстрированные руководства по созданию пластилиновых мульт­фильмов. Их персонажей, по мнению автора, могут слепить даже малыши.

ИРИНА МАК Вы даже сейчас не выпускаете пластилин из рук.

РОНИ ОРЕН Я просто хочу вам показать, как это легко и приятно. Смотрите: была голова с глазами, бровями, и вот я ее уже превратил в руку…

ИМ У меня, боюсь, так ловко не вый­дет. Сколько всего у вас издано книг?

РО Около 30.

ИМ А в России пока всего две, обе в вашей серии «Секреты пластилина». Они явно носят педагогический характер — научить детей, объяснить им, что они могут лепить сами.

РО Это как раз не самые характерные для меня книги — они для малышей. В других много и текста, и иллюстраций.

ИМ И все делали вы?

РО Да. Иногда брал какие-то старые, известные всем сюжеты и переписывал на свой лад, делая их немного более современными. Как, например, историю о царе Соломоне. Но элемент обучения есть во всех книгах — важно объяснить детям, что они все могут делать сами. Особенно в наше время, когда они настолько зависимы от телевизора и компьютера. Надо показать им, как просто и интересно работать с настоящим материалом. Я не против компью­тера, но считаю, что необходимо найти баланс между виртуальным миром и настоящими отношениями.

ИМ Ваши дети тоже лепят мульт­фильмы?

РО У меня четыре дочки. Две старшие когда-то помогали мне, когда были маленькими девочками, и их имена даже значились в титрах. А младшая дочка — ей сейчас семь — настолько полюбила пластилин, что мне пришлось научить ее делать анимацию с помощью веб-камеры.

ИМ Это как раз та область, где можно, не опасаясь последствий, использовать детский труд.

РО Хотя я, конечно, считаю, что это дети используют мой труд. Но моя младшая оказалась очень талантливой и терпеливой — ей нравится во­зиться с мелкими деталями. Хотя если вспомнить, что первая моя работа в анимации, начатая в 1975-м, заняла у меня четыре года — а это было всего 26 серий по 5 минут, — то при нынешних возможностях говорить о терпении странно.

ИМ Вы начинали в 1975-м в Израиле. Прошло больше 30 лет, а в России так ничего и не знают об израильской анимации. И думаю, дело не в том, что ее нет.

РО Она есть, она развивается, и в академии «Бецалель» на отделении анимации учится сейчас более полутора сотен человек.

ИМ Не удивлюсь, если во всех кине­матографических вузах России сегодня нет такого количества студентов-мультипликаторов.

РО Неужели? Раньше было совсем иначе.

ИМ Увы. Лет десять назад наш известный режиссер и художник Александр Татарский говорил мне, что мультипликация — предмет роскоши. Как космос. Это очень дорого, это может позволить себе не всякая страна. Вот Гондурас — не может.

РО Это было так. Сейчас такой удачный период, когда производство анимационных фильмов стало очень дешево. Благодаря компьютерам. Когда я только начинал этим заниматься, одна моя камера стоила 30 тысяч долларов. А сегодня только с помощью специальных программ, скачанных из Интернета, можно сделать превосходные фильмы.

ИМ Появилось ли благодаря этому больше хороших мультфильмов?

РО Да, потому что намного больше людей имеют возможность заниматься этим. В Интернете проходят конкурсы, на которые сотни людей присылают свои короткие работы. Тридцать лет назад, чтобы раскрасить какие-то детали героев, требовалось время, надо было ждать, пока высохнет краска. Сейчас все проще и быстрее, хотя, конечно, все равно это ручная работа. На нее уходит время. И на первом месте остается идея, зрительные образы, содержание фильма, а компьютеры — всего лишь средство.

ИМ Почему вы занялись именно пластилином?

РО Это волшебный материал. Он дешев, он есть у всех. Пластилин существует всех возможных цветов, и у него нет памяти, что очень важно. Он принимает любую форму, можно делать минималистичные фигурки, можно сложные композиции. Абстрактные фигуры превращаются в сложные конструкции, и наоборот.

ИМ Если в нашей стране первопроходцами пластилиновой мультипликации были Александр Татарский и Игорь Ковалев, то наверняка у вас были свои примеры для подражания. Кто?

РО Их очень много — пластилиновую анимацию придумали тогда же, когда изобрели кино.

ИМ Если мы говорим о первых опытах пластилиновой анимации, то да, и, насколько я знаю, даже компания Эдисона в 1908-м выпустила пластилиновый мультфильм. Но в 1920-х пластилин вышел из моды.

РО Потому что его вытеснила рисованная техника. Но к пластилину часто возвращались, и было несколько аниматоров, продвинувших этот жанр вперед. Был выдающийся итальянский художник Франческо Миссери, снимавший мультсериал «The red and the blue», очень популярный в 1970-х годах. Короткие пятиминутные серии и очень минималистичные характеры, но такие выразительные! Эти фигурки все время раскатывались и превращались в новые и говорили на каком-то своем языке. Миссери, так или иначе, повлиял на всех, кто работал тогда в мультипликации. И были еще два человека, благодаря которым пластилиновая анимация вышла на новый уровень. Это знаменитый английский мультипликатор Ник Парк, создавший, среди прочего, «Побег из курятника» и «Неправильные штаны», и Уилл Винтон из США, который тоже делал вполне реалистичные мультфильмы, в частности, снял «Приключения Марка Твена».

ИМ Почему вы вообще занялись анимацией?

РО Это самая удивительная профессия, какую я знаю. Она совмещает в себе дюжину различных профессий и талантов — рассказчика, сценариста, сочинителя комиксов, их рисование, придумывание характеров, разработку декораций, актерство, работу со светом… Каждый день я занимаюсь совершенно разными вещами и всякий раз могу выражать себя по-новому. Об этом можно только мечтать.

ИМ Я слышала, что вы много снимали для знаменитой детской образовательной программы «Улица Сезам».

РО Да, причем в Израиле ее назвали «Шалом, Сезам». Когда «Улица Сезам» только начиналась, это было совершенно новое дело: анимационные фрагменты должны были быть очень короткими, их надо было делать фактически в формате рекламы, но это должны были быть законченные сюжеты. Потому что дети могут сфокусировать внимание только на короткий промежуток времени. Двадцать-тридцать секунд — и все, пора переключаться на новый сюжет. И при этом в легком развлекательном формате надо было донести какую-то воспитательную идею.

ИМ Вы снимаете ваши фильмы только для детей?

РО Да, и много занимался рекламой. Хотя все, что мы делаем с моими студентами в академии, ориентировано на взрослых зрителей.

ИМ А полнометражные фильмы?

РО Самые длинные мои работы — 25-минутный фильм, тоже детский, о Рождестве и еще один, посвященный празднику Песах. Это анимационная Агада.

ИМ Странное сочетание для израильтянина — Песах и Рождество.

РО Могу объяснить. Когда в 1986 году вышла моя Агада, был огромный успех: книга с моим текстом и пластилиновыми персонажами была переведена на 15 языков, фильм показывали по всему миру. Меня попросили сделать аналогичный проект для христиан. И сейчас в Италии вышла моя последняя книга — «Рождение Иисуса». Специальный проект для детей-католиков — целый рождественский вертеп. В книге рассказывается и показывается, последовательно, по шагам, как слепить Иисуса, Марию… Сейчас мы ведем переговоры с российским издательством «Махаон», которое выпускает мои книжки, о том, чтобы издать «Рождение Иисуса» в вашей стране.

ИМ Вас никто в Израиле не попрекает таким заказом? Все-таки еврею лепить Иисуса…

РО Нет, потому что работа нацелена не на израильскую аудиторию. В католических странах разыгрываются рождественские мистерии, традиция не нова. Я делаю то же самое, только из пластилина. Я рассказываю им не свою, а их сказку.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.