Маша Вышинская и ее «Нарисованное яблоко»

Я люблю истории о том, как создаются иллюстрированные книжки, откуда художники черпают вдохновение, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают — в общем, пронаблюдать этот немного мистический процесс построения книги изнутри. Одной такой историей создания поделилась Маша Вышинская, выпускница Московского Политеха. Ее дипломной работой стало оформление сборника стихотворений Владимира Друка «Нарисованное яблоко». В сентябре этот проект получил диплом Международного конкурса книжной иллюстрации «Образ книги».

Маша работает во фрилансе, участвует в выставках и фестивалях, ведет собственный блог об иллюстрированной книге, а еще она один из организаторов творческих профессиональных встреч «Иллюстраторская среда».

Купить в Лабиринте
Мария Вышинская
Мария Вышинская

Как я стала иллюстратором

Осознанно рисовать я начала в старших классах. До этого я посещала художественные школы, где мы писали натюрморты и бесконечно штриховали гипсовые головы. Тогда мне казалось, что быть художником – невероятно скучное занятие. Но потом случай привел меня в Мастерскую Художественного Проектирования супругов Селивановых, где мне открылся удивительный и разнообразный творческий мир.

Там меня познакомили с фотошопом, рассказали о современном искусстве, научили разрабатывать проекты и уделять большое внимание концепции. Я поняла, что художник это очень разнообразная профессия, а дорог, по которым можно пойти, невероятно много. Мне оставалось просто выбрать свою, и поиски были короткими: больше всего мне нравилось выдумывать картинки к текстам. Так вот просто я и стала иллюстратором книги.

О книге

Книгу мы начали делать буквально с первого года учебы, по проекту за семестр. Особенность образования в Полиграфе в том, что иллюстратор учится всем этапам работы с книгой: от печатных процессов до ручного шитья блока. Каждая книга и каждый текст имеют свою специфику. За время учебы мне удалось сделать много проектов: я поработала над комиксом, учебником, детективным романом, нарисовала несколько книжек для детей и даже создала свою авторскую книгу. А главное, чего мне всегда хотелось, это свободы макета и сюжета, когда иллюстратора практически не ограничивают никакие рамки. И нигде художник не может быть так свободен, как в детской книжке-картинке. Поэтому, когда пришло время выбирать тему дипломной работы, я долго не задумывалась.

Поиск нужного текста занял много времени. Сперва я хотела написать историю сама, но художник из меня лучше, чем писатель. Я прочитала кучу рассказов и стихов, даже начинала работу с одним из текстов, но ничего не получалось. А потом Артур Гиваргизов прислал стихи Владимира Друка и я влюбилась в них с первой же строчки! И моей дипломной работой стал сборник стихотворений Владимира Яковлевича «Нарисованное яблоко».

Проблем было много, книжка далась мне очень нелегко. Когда рисуешь книгу со стихами, каждый разворот —это отдельная законченная история, у которой свой сюжет, характер и настроение. Частое отсутствие конкретики в тексте позволяет додумывать художнику множество деталей и подробностей, практически выступая в роли соавтора. Мне очень хотелось ничем себя не ограничивать, сделать книжку легкой, динамичной, свободной в макете и стилистике.

Основная сложность заключалась в том, как соединить все развороты в единый графический ряд, чтобы книга была цельной — ведь в сборнике стихотворений нет единого героя или определенной локации. Поэтому работа над книгой всегда начинается с раскадровки. Обычно я читаю текст и делаю быстрые абстрактные картинки в пропорциях будущего формата. Получается вот такая колбаса:

Это нужно, чтобы найти основные ритмы и задать движение в книге, тогда она не будет скучной для зрителя. Это как в кино, только вместо кадров —развороты, которые нужно смонтировать друг с другом. И для меня этот этап самый интересный и любимый. После того, как все визуально сложилось в единую динамичную форму, я рисую подробные эскизы и вставляю в макет.

Выбор техники для этой книги стал для меня настоящей проблемой. Мне хотелось передать хулиганское настроение стихов, их музыкальность и легкость, сделать картинку живой. Сперва я решила нарисовать всю книжку на компьютере, сделала тестовую иллюстрацию и поняла, что техника совершенно не подходит для этой книги: в картинке совсем нет жизни. Тогда я пробовала сочетания акварельных карандашей и акрила. Но картинки выходили тяжелыми, перегруженными, мне никак не удавалось добиться желаемого. Пришлось отказаться и от этой техники и искать что-то новое.

Про поиски вдохновения и любимых иллюстраторов

Для поиска вдохновения у меня есть два способа. Если мне нужно придумать идею, то я иду гулять куда-то, где еще не была. Новые впечатления выводят меня из состояния творческой спячки, куча идей сразу приходит в голову. Второй вариант – посмотреть работы любимых иллюстраторов. Я очень вдохновляюсь иллюстрациями Виктории Семыкиной, мне нравится, как она сочетает фактуру живого материала и компьютерную графику. Еще очень люблю книги Джона Классена, учусь на его примере использовать фактуру. А в работах Криса Хоутена меня привлекает использование ограниченной цветовой палитры. И я решила, что стоит попробовать смиксовать все эти приемы между собой, найдя свой вариант, который даст то самое нужное сочетание.

Попыток было много, как видите! Я сканировала мятую бумагу, рисовала что-то от руки, подбирала цвета. Сочетала бумагу и компьютерную графику, добавляла другие фактуры.

Через несколько дней напряженной работы нужное сочетание было найдено: я рисовала простым карандашом основу картинки, сканировала, редактировала и красила в фотошопе, а фон собирала из разных фактур.

Эскиз
Эскиз
Промежуточный вариант
Промежуточный вариант
Итоговая картинка
Итоговая картинка

И единственной проблемой теперь оставался шрифт. Я всегда долго подбираю типографику, этот этап, наверное, второй по важности после раскадровки. Плохая типографика может убить всю красоту иллюстраций, испортить макет и сделать книгу безвкусной.

Я сначала отказывалась от идеи написать все вручную: боялась перегрузить и без того активные иллюстрации. Но выглядело это откровенно скучно и портило картинки.

В очередной раз я убедилась в том, что ни один наборный шрифт не способен заменить рукописный. Ведь буква в книжке-картинке выполняет не только информационную, но и важную изобразительную функцию. Поэтому в итоге я просто написала все стихи от руки, не исключая колонцифру. И все сразу стало классным!

Вариант содержания
Вариант содержания

На этом мои мучения кончились: техника найдена, буквы встали на свое место. И оставшиеся развороты я нарисовала на одном дыхании. И разница между первым и последним вариантом вышла просто огромная.

1 вариант – тяжелый, перегруженный
1 вариант – тяжелый, перегруженный
2 вариант, в котором я уже использую фактуры бумаги и ограниченную палитру, сразу появилось много воздуха и легкости
2 вариант, в котором я уже использую фактуры бумаги и ограниченную палитру, сразу появилось много воздуха и легкости
3 вариант – итоговый, с рукописным шрифтом
3 вариант – итоговый, с рукописным шрифтом

Обложка книги – ее лицо, я всегда делаю ее в последнюю очередь. С ней особых проблем не возникло, хотя обычно для меня это большая сложность. Были небольшие сомнения по поводу цвета, но я намеренно сделала ее темной, добавив яркие вкрапления и цветной корешок, и она сразу зазвучала в ритме книжки.

На самом деле, чем больше сложностей вызывает проект, тем лучше. Мне кажется, в каждой своей новой работе необходимо «прыгать выше головы», только тогда вы будете расти, развиваться, а главное – сможете гордиться проделанной работой. Я рада, что моя учеба в университете закончилась именно этой книжкой. И хотелось бы верить, что когда-нибудь она появится на полках книжных магазинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *