«То самое время» Ольги Дакс

Оля Дакс — выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ. Ее дипломным проектом стал графический роман «То самое время» — история о мальчике, переживающем сложный период потери близкого и родного человека — бабушки, с которой у него была особенная связь.

Прежде чем заняться книжной графикой, Оля много работала в сфере медиа и информационного сопровождения. Однажды она решила все бросить, поступила в школу дизайна в Вышке и следующие полгода посвятила работе над книгой.

О книге

Трагическое событие, которое переживает мальчик в книге, порождает в нем бурю эмоций и вопросов, и один из них — что такое время? Что это за ресурс и когда он заканчивается? Не найдя ответов дома, он отправляется в свой домик на дереве и там знакомится со странной девочкой, вместе с которой попадает в вымышленный мир, в удивительное место, где время не кончается никогда.

Этот мир — аллюзия на загробную жизнь, его населяют старики, которые живут в причудливых деревянных домах, бабушки собирают пряжу в огромные клубки и обвязывают все вокруг, а дедушки занимаются садом и плодовыми деревьями, из которых на свет появляются дети. В этом месте происходят чудеса, времена года приходят без определенного порядка, там живут небывалые животные. Кажется, что в этом мире не существует никаких ограничений.

Дети путешествуют по удивительному миру, постепенно спутница мальчика меняется и к концу их приключений превращается в ту самую бабушку, по которой он так скучает. В финале истории она поет ему колыбельную, мальчик проваливается в сон и просыпается взрослым мужчиной — он сидит в том же домике на дереве, откуда начиналось его путешествие, но доски в нем сгнили, ветки вросли через окно, с поры его детства миновало много лет. И тогда ему становится ясно, что любое время — «то самое» время, оно не заканчивается и движется вперед постоянно. И, несмотря на боль потери, нужно двигаться вместе с ним и идти дальше.

«Можно сказать, что эта книга основана на реальной истории. С детства я очень трепетно отношусь к ходу времени, я действительно переживаю, что могу не успеть что-то важное, что время попросту кончится. Именно об этих переживаниях я решила сделать книгу. И так случается, что неразрешенные в детстве переживания преследуют уже взрослых людей в течение жизни, мешая её нормальному ходу и развитию.

Копнув поглубже, чтобы погрузиться в истоки, я вспомнила, как первый раз задалась вопросом о лимитах времени. Когда мне было семь, у меня умер от тяжелой болезни дедушка. Тогда меня, как обычно поступают с детьми, оставили без ответов и даже отправили на неделю в гости к родственникам, чтобы я не столкнулась с тем, с чем боролись взрослые — с утратой. Не пережив этот опыт, я оказалась не готовой к новым утратам в более старшем возрасте и тому факту, что нельзя предсказать свою жизнь наперед. С тех пор я начала задавать себе вопросы, на которые у меня не было ответов.

Моя история не уникальна, ведь в нашем мире с детьми чаще всего не говорят о таких сложных категориях как время и смерть. Поэтому все персонажи в книге не имеют имён, а сам мальчик, главный герой — собирательный образ. Мне хотелось поговорить об общей проблеме замалчивания трудных тем родителями в отношении собственных детей.

Моя книга для совместного чтения, совместного осмысления сложных тем родителями и их детьми. В ней практически полностью отсутствует текст и создан уникальный мир, полный метафор и аллюзий на реальность. Мне кажется, что она нужна в первую очередь родителям, которые будут искать возможность ответить ребенку на эти сложные вопросы. Ведь подобные темы страшат самих взрослых ничуть не меньше. Мне бы хотелось надеяться, что книга поможет в мягкой форме объяснить достаточно трудные вещи».

В своей графической истории Оля использовала цвет как один из способов графического повествования, сочетая черно-белую гамму реального мира с цветным трансцендентным пространством.

«Оля моментально разработала очень сдержанное, аккуратное решение, которое позволило создать ей нежное и уютное пространство, — заметила ее куратор Маша Скаф, — Мне кажется, что книги, работающие с контрастом чёрно-белых и цветных разворотов, довольно часто не знают меры в попытках как можно ярче подчеркнуть это противопоставление. У Оли переход от чёрно-белых разворотов к цветным очень ненавязчивый и это бесконечно прекрасно.

А ещё, мне кажется, здорово, что перед нами именно приключенческая история, в которой есть интрига, закрученный сюжет и неожиданные повороты. Потому что если мы имеем дело с притчей о смерти, очень просто скатиться в этот менторский тон, а вот рассказать захватывающую историю – невероятно тяжело. Оле это удается, и мне кажется это главное её достижение».

Первоначально Ольга рисовала карандашом, но сделав два разворота, поняла, что он не дает ей той степени свободы, которая ей требовалась. Поэтому она использовала сочетание акварельных разводов и имитации угля и карандаша в компьютерной графике.

«Создавать книги — это просто колоссальный труд, — говорит Оля, — не то, чтобы я не знала этого прежде, но здесь нужно многое держать в голове сразу, мыслить не рисунком, а целой историей, драматургией, идеей, уметь донести ее зрителю».

Вдохновение

«Я восхищаюсь очень многими художниками, иллюстраторами и диджитал-артистами. Если сузить до книжных, то я влюблена в книги Изабель Арсено. Восхищаюсь абсолютно полярным Брехтом Ивенсом, его знаменитой «Пантерой», самим рисунком, всем этим слоением, линиями, цветовой избыточностью. Ну, и конечно, Лоренцо Маттотти, любовь с первого взгляда, нужно еще поискать настолько плодовитых в технике художников. Честно, я обожаю все, что выходит из-под его руки.

После обучения в ВШЭ я стала настоящим книжным гиком и теперь все время охочусь за той или иной книжкой, от комиксов до книжек-картинок. Из последнего, что я прочла, выделю «Берген» Эвербю за просто восхитительную карандашную рисовку и атмосферу, а также «In Waves» AJ Dungo.

Главным ресурсом для художников считаю Инстаграм и, конечно, Behance. Я каждый день нахожу там новые работы иллюстраторов, вдохновляюсь ими и продолжаю искать себя, свой стиль и манеру в рисовании. Могу назвать десятки талантливых артистов, чьи работы вызывают во мне бурю эмоций — это Jose Morales, Kaja Merle, Abbey Lossing, Karolis Strautniekas и другие».

Инстраграм Ольги Дакс

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.