Иллюстратор Sydney Smith Автор Joanne Schwartz Страна Канада Год издания 2017 Издательство Groundwood Books |
Купить книгу или переиздание |
Kate Greenaway Medal 2018 |
Купить в Лабиринте |
Последняя на сегодняшний день книга Сидни Смита об исследующем Торонто маленьком мальчике отмечена многочисленными премиями (в том числе, ее выбрало издание The New York Times как одну из лучших детских иллюстрированных книг года, о чем мы уже писали).
Его предыдущая работа — книга «Town Is by the Sea», принесшая Смиту Медаль Кейт Гринуэй — тоже построена на монологе мальчика, но в ней размышления главного героя книги обращены не извне, а внутрь себя. Это неторопливое и обстоятельное изучение себя, своего места в этом мире, своей роли в непрерывном течении жизни.
В «Городе у моря» мальчик проживает один обычный день в родном маленьком прибрежном шахтерском городке. Он занимается повседневными делами, качается с другом на качелях, ест сэндвичи, посещает могилу своего деда и все время думает о своем отце-шахтере, добывающем в это самое время уголь в глубине моря.
Сидни Смит играет на контрастах — залитый солнцем яркий день, сверкающее в лучах море сменяются кромешной темнотой морского дна, где работают шахтеры. Это противопоставление закладывается с самого начала повествования, с осознания только проснувшегося в солнечной комнате мальчика того, что в тот же самый момент, когда он греется в лучах встающего солнца и любуется искрящимся морем через свое окно, его отец, во мраке и холоде, копает на дне того же моря уголь. Смит мастерски использует тушь, сильными мазками прорисовывая четкие тени, контуры и силуэты, добавляя акцента каким-то неприметным в тексте деталям. И заливает пейзаж полупрозрачной акварелью, насыщая повествование цветом и светом.
Во внутреннем монологе мальчика нет оценок и выводов, он просто фиксирует свои мысли, проговаривает их, наносит на карту жизни метки: его дед был шахтером, отец занимается тем же и его самого, по всей видимости, ожидает та же судьба. Смит же в своих рисунках умело проявляет недосказанное и незримое, наполняет историю ритмом и драматизмом, чередуя и сопоставляя мерцающие в свете дня картины беззаботного детства с зарисовками шахтерских будней, где весь разворот потоплен в глухой и беспросветной тьме.