«Мы нашли художника для сказок».
Николай Пономарёв, писатель
Однажды примерно так мне на почту написал Николай Джумакулиев, директор издательства «Волчок». В письме была ссылка на предыдущие проекты, мы отправились посмотреть и надолго задержались на страницах, настолько иллюстрации были хороши. Дальше мы ничуточки не сомневались, что книга сказок выйдет замечательной.
Так мы узнали о Анастасии Мошиной.
«Уж задали вы задачку. Столько героев, — написала Настя, когда я выразил восхищение проделанной работой, — а Двуликий Муходжор мой любимец». Особенно трудно было нарисовать Остапузика, расположить его животики. Настя призналась, что впервые в работе сделала библиотеку, то есть отмечала все важные детали по персонажам, окружению и подобному. Чтобы ничего не забыть и не пропустить.
Результат получился просто замечательным. Текст лежал в столе с 2001 года и ждал. Ждал Настю, которая оживила мир, сделала его цветным, по-своему абсурдным и необыкновенно добрым.
«Мальчик без головы» (Росмэн, 2019)
«А скоро вот чо чо чо, — написала Настя перед выходом книги в феврале 2021 года. – Моя последняя книга». Как жаль, что «Сказки страны Чумр» оказались действительно последней книгой. Как хотелось, как мечталось сидеть большой компанией на презентациях, чтобы и Настя, и издатели, и мы, авторы… Но этого никогда не случится. Анастасии Мошиной больше нет. Её автограф на страницы не поставить. Очень несправедливо. Может быть так же в ящике стола лежат и ждут уже десяток лет те сказки, истории, приключения, которым нужна Настя… Что же, жизнь продолжается. И их авторам, может быть, напишет кто-то из издательства: «Мы нашли художника». Только вот таких рисунков, какие делала Настя, нам не увидеть.
А «Сказки страны Чумр» живут. И другие проекты, которые создала Анастасия Мошина за тот, до обидного малый срок жизни, продолжают радовать. Это большой подарок, который она принесла в наш мир.
Эя Мордякова, художник
Мы с Настей не были знакомы близко. Мы общались совсем чуть-чуть.
Но, конечно же, я давно знала и любила невероятные работы Насти. Следила за её творчеством, восхищалась, завидовала, сравнивала работы со своими, обращалась к ним за вдохновением, использовала как референсы.
У нас, у иллюстраторов, часто так. Мы знакомимся друг с другом через работы. Анализируем логику, настроение, движение души, вложенные в них. И так становимся немного ближе друг другу.
«Ordinary day» (Edgard, 2019)
Настя — невероятно сильная и мудрая. Я не знаю больше таких людей. Она до последнего храбро сражалась. Продолжала рисовать. Она заражала других своим боевым настроением. Помогала им стать сильнее. Открыто рассказывала о своей болезни. Невероятно, но при всём этом, она находила силы поддерживать других. Чуть больше года назад мой папа умирал от рака, а Настя уже собиралась на первый курс химии. В тот момент мы общались, и она сказала мне несколько мудрых и важных слов, которые я никогда не забуду. Я хотела поддержать Настю — а в итоге сама получила невероятную поддержку и бесконечно важный совет.
«Ordinary day» (Edgard, 2019)
«Ordinary day» (Edgard, 2019)
«Ordinary day» (Edgard, 2019)
Это невероятная потеря. Но я верю, что художник никогда не умирает насовсем. Иллюстрации, картины, книги — это такие крестражи, которые хранят часть души, через них всегда можно поговорить с человеком, даже, если он уже не здесь.
Настя будет жить дальше, в своих иллюстрациях, в книжках. И в памяти близких и друзей.
Саша Сидорцова, художник
Я не знала Настю Мошину вживую, но знала её иллюстрации и следила за её работой в соцсетях. Ее картинки — это драйв, жизнь и рок-н-рол! Они очень нравятся детям! Я преподаю детям, и наблюдаю за их реакцией на иллюстрации разного толка. Настины картинки неизменно вызывают интерес, хохот, умиление и провоцируют детей на игру. Это так круто! В этом большое счастье детских книжных художников — их картинки общаются с очень благодарным и отзывчивым зрителем. Очень горько, что Насти больше нет с нами. Очень сложно подобрать слова, когда случается горе. И совсем не вяжется это горе с тем хохотательным карнавалом, что творится в Настиных книжках. Настя, спасибо тебе! Глубочайшие соболезнования родным и близким.
«Москва» (Геодом, 2017)
«Москва» (Геодом, 2017)
Елена Репетур, художник
Года четыре назад нам подарили альбом с наклейками для ребёнка и это был лучший из альбомов. Классные, яркие, невероятно симпатичные иллюстрации и ужасно смешные персонажи, которых надо было вклеивать. Это был лучший альбом для ребёнка. Вот правда — лучший. Я потом ещё купила, потому что нам было мало одного. Я тогда ещё ничего не знала о Насте. Потом увидела Настин инстаграм, сразу поняла, что это тот самый автор наших любимых альбомчиков. И с тех пор, каждый раз, увидев в ленте её новые иллюстрации, я сама как ребёнок радовалась их красочности, остроумию, очень интересным, супер-классным и симпатичным миром, который бесконечно можно разглядывать и любоваться.
«Санкт-Петербург» (Геодом, 2017)
«Санкт-Петербург» (Геодом, 2017)