Вадим Гусев «Двенадцать»

Иллюстрации

Иллюстратор Вадим Гусев
Автор Александр Блок
Страна Россия
Год издания 2017
Издательство Детгиз

Купить книгу или переиздание

OZON.ru
myshop.ru
labirint.ru

Обзоры

Лучшие иллюстрированные книги января 2018

Столетие революции 1917 г., активно обсуждаемое в прошлом году, не прошло незамеченным издательствами. Масса исследований и публицистических работ, посвящённых революционным событиям, была совсем чуть-чуть разбавлена новыми тематическими изданиями для детей и подростков, среди которых не обошлось без новых иллюстрированных изданий поэмы А. Блока «Двенадцать». Одно из них представляет питерское издательство «Детгиз», книга опубликована с подробными постраничными комментариями Николая Крыщука и иллюстрациями Вадима Гусева.

Символичные иллюстрации к поэме Блока художник Гусев создал довольно давно, они стали последней работой художника. Впервые их показали на выставке в музее-квартире А. А. Блока (Санкт-Петербург) в 2004 г., тогда сам художник охарактеризовал их так: «Мое прочтение — почтение, чтение, почитание, писание может показаться и интересным — я не только прибавляю под своими стихами — «рисунки автора», но и под рисунками — «стихи автора». Как раз это — равноценный, адекватный перевод образа вербального, словесного в зрительный, визуальный меня интересует прежде всего. На выставке — работа с разными текстами, но в центре — сегодняшняя работа с «Двенадцатью» — «Блок до двенадцати и после», до наших дней. Двенадцать и сейчас символ. «Лишь мы поэты знаем дней катыбр» (Хармс). А петушок пропел давно… На святках восемьдесят шесть годов назад — В.Г.»». В 2008 г. была ещё одна выставка «Двенадцати», на этот раз в музее Митьки-Арт (Санкт-Петербург), в том же году художника не стало.

Для поэмы Гусев нарисовал двенадцать иллюстраций, пожалуй, не стоит объяснять почему. Все картинки одинакового квадратного формата, в них использовано лишь три цвета – красный, чёрный и белый – неоднократно упомянутых в тексте поэмы. Иллюстрации художника не сюжетные, каждая из них собрала несколько уровней смысла, на них, как на загадочной мозаике, сочетаются геометрические фигуры, слова и образы из поэмы: составленный из четырехугольников красноармеец на чёрном туловище которого горит алый ромб, очевидно, сердце, или скользящий («ах, бедняжка!») пешеход, сверху он белый на чёрном фоне, а снизу наоборот.

Николай Крыщук сравнивает оформление поэмы Юрием Анненковым и Вадимом Гусевым. Как пишет исследователь, «первым иллюстратором поэмы был Юрий Анненков. Блок восторгался его картинками. Они с художником были соседями по Петроградской стороне. Из иллюстраций можно было даже угадать, каким маршрутом идут Двенадцать… У Анненкова, авангардиста, а в тот момент ещё и увлекающегося кубизмом, были смещены пространства, дома наезжали на людей, мир поехал, перевернулся. Это Блоку тоже нравилось». Анализируя иллюстрации Гусева, Крыщук справедливо отмечает, что современный художник «пошёл другим путём». В предисловии говорится: «Он, строго говоря, ближе к тексту поэмы, то есть берёт её в метафоре. Например, Христос изображён в колыбели, а вовсе не возглавляет шествия Двенадцати. Представьте, это имеет прямое отношение к мысли Блока, который сказал, что Рим умер в тот момент, когда появился Христос».

Вадим Гусев работал в Детгизе с 60-х гг. прошлого века, за это время он оформил десятки книг, в том числе собственные авторские книжки-картинки, в которых ярко видны традиции «Мира искусства», русского авангарда 20-х гг. ХХ века. Одна из самых известных его книг «Про что внутри – прочти, посмотри» была переиздана современным «Детгизом» в 2010 г., она считается одной из лучших отечественных книжек для первого самостоятельного чтения ребенком.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *