Карина Схапман и ее «Мышкин дом»

Интервью и перевод Анастасия Макарова

Карина Схапман, автор и художник, придумала и создала своими руками целый мир — книжную серию «Мышкин дом». Ее книги переведены более чем на два десятка языков, и, благодаря издательству «Пешком в историю», мышат Самми и Джулию знают и в России.

Карина вместе с семьей живет в Амстердаме и целыми днями пропадает в мастерской. Однажды утром мы встретились с Кариной и ее дочерью Манитой в их магазинчике, где живут мышата, книги и декорации к ним, и поговорили о творчестве, семейном деле и планах на будущее.

О том, как все началось

Все началось еще в детстве. Моя замечательная мама разрешала мне копаться в мусоре и приносить домой старые вещи, коробки, куски деревянной мебели, из которых я потом строила домики и комнатки. Мы жили очень бедно, и у нас не было денег на игрушки. Свои картонные жилища я заселяла целыми семьями бумажных кукол. Мама сама всегда что-то рисовала, и мои дети тоже выросли людьми творческими. Так что, наверное, это семейное.

Впервые я задумалась о детской серии, когда мои дети были маленькими, но у меня их четверо, поэтому какие уж тут книжки! Позже, когда они подросли, я стала размышлять, какой будет моя история. Знаете, все первым делом что-то рисуют, а я сразу решила, что это будет объемный мир с фигурками.


Магазин Карины с макетами «Мышкиного дома» (Harry Brieffies)

Маленькое одеяло и большая история

«Мышкин дом» начался с малюсенького одеяла. Для меня это символ безопасного мира, в котором так нуждаются дети. Ведь в кровати под теплым одеялом любой ребенок почувствует себя защищенным. Так что я начала с самого начала, потом одеяло «потянуло» за собой кровать, а кровать — целую спальню. Тут я задумалась, как же должна выглядеть мышиная спальня, и что вообще может происходить с мышиной семьей. Так появились Джулия и ее полная противоположность — Самми.

Во всем этом очень много личного. Джулия похожа на меня, она тоже из бедной семьи и ютится в комнате вместе с матерью. Еще я, например, обожаю цирк, в юности какое-то время ездила вместе с цирком и жила в фургончике. И мне так захотелось хоть чуть-чуть показать этот волшебный мир!

Почему я выбрала мышей? Мне кажется, у мышек потрясающая мимика, они могут быть глупыми, сердитыми, хитрыми, да какими угодно. Обезьянка или кролик, по-моему, не такие выразительные.

О своем рабочем дне

Когда я начала работать над первой книгой, я вставала рано утром и в 8.30 уже принималась за работу. Поздно вечером, часов в одиннадцать, муж не выдерживал и говорил: «Карина, пора остановиться!» Но что поделать — я всегда очень увлекаюсь всем, за что берусь. Сейчас я начинаю работать чуть позже, но тоже провожу в мастерской целый день.


фото Harry Brieffies

Как появилась первая книга

Издательство, в котором раньше выходили мои взрослые книги, детской литературой не занималось. И моему «детскому» издателю я написала по совету соседей. Просто взяла и написала письмо, которое начиналось довольно по-дурацки: «Здравствуйте, я построила Мышиный домик». И им понравилось! Позже на международной ярмарке было несколько постеров и разворотов из первой книги, и стало понятно, что в нее моментально влюбляются почти все взрослые.

Из чего сделан «Мышкин дом»

Я использую всевозможные подручные материалы. Например, вот эти маленькие алюминиевые ведерки я просто сложила из бумаги и покрасила краской так, чтобы казалось, что по краям у них небольшие темные сколы. Чтобы сделать коробку для фруктов, но очень-очень маленькую, я расплющила большую настоящую коробку и сфотографировала ее. Потом уменьшила изображение в редакторе, распечатала, сложила — и готово! У меня есть много кусочков старых послевоенных тканей, эти альбомы с образцами текстиля мне подарил один коллекционер. Из них я делаю обои, шторы и обивку. Что касается мебели, иногда я делаю ее сама, иногда покупаю мебель для кукольных домиков, а что-то нахожу на блошиных рынках. Вообще, это же очень просто: можно взять любую коробку или ящик из-под апельсинов и сделать свой дом. Дети из разных стран присылают мне фотографии того, что у них получается, и специально для них мы сделали наборы сборной мебели и бесплатные видео мастер-классы.

Случаются и очень смешные истории. Например, помните мышонка-моряка? Как-то перед Рождеством я украсила дома подоконник: рассадила мышат, повесила лампочки. Мимо проходил один известный тату-мастер, и ему так понравились мышата, что он предложил придумать татуировку для одного из них. Так дедушка-моряк обзавелся своими наколками.


фото Harry Brieffies

Художник или писатель?

Думаю, что я все-таки больше художник, но я не уверена, потому что у меня в голове постоянно крутится множество историй. Так что я, скорее, немного художник, немного писатель. Точно могу сказать, что для меня важнее всего постоянно что-то придумывать и делать своими руками. Без этого я никак не могу.

О самом любимом и самом сложном

Сейчас я занимаюсь верфью для ремонта судов и ищу старые изображения и фотографии. Я очень люблю именно этот момент придумывания, когда не знаю, с чего начать и как все будет выглядеть в итоге.

Есть всего одна вещь, которую я просто ненавижу — это вязать! У меня ушло много часов на то, чтобы связать первый маленький мышиный свитер. Спасало только то, что муж сидел рядом и читал мне вслух.

Очень много времени ушло на то, чтобы найти ткань, из которой сшиты мышки, которая хорошо смотрелась бы на фотографии. Я много экспериментировала и, конечно, начала с фетра, но вблизи он выглядел некрасиво. В итоге я выбрала другой материал, причем Джулия и Самми сшиты из одной и той же ткани, но на Самми она вывернута пушистой изнанкой наружу.

Идеальный детский мир

«Мышкин дом» — это очень личная история, я придумала мир, в котором хотела бы жить сама. Шесть лет я работала в городском совете и занималась вопросами, связанными с детьми и образованием, пыталась повлиять на качество преподавания в школах. Тогда я поняла, что изменить что-то в обществе очень сложно: ты делаешь один маленький шажок и только лет через десять увидишь, к чему же он привел, чего удалось добиться. Это были бесценный опыт и любимая работа, но сейчас я могу создавать свой мир, в котором уютно и безопасно. И сразу вижу, как счастливы читатели.

Для меня важно, чтобы книги вдохновляли детей, позволили им узнать что-то, чего они пока не знают. В наше время многие дети уверены, что ты можешь купить все, что угодно. Но так здорово рассказать читателю, откуда что берется. На картинках в моей книге, например, можно найти процесс, как грязная овечья шерсть превращается в пряжу, а затем в одежду. Во всей серии много таких познавательных моментов, где шаг за шагом рождается что-то новое.

О семейном деле

Последние три года «Мышкин дом» — это семейный бизнес. Когда книги стали известны во всем мире, у меня почти не осталось времени на творчество. Дети взяли на себя магазин, весь издательский процесс, общение с агентами и журналистами. И еще я, к сожалению, перестала встречаться с детьми в школах и библиотеках. На это уходит слишком много времени. Один из сыновей несколько дней в неделю работает со мной в мастерской. А еще мы все вместе придумываем истории. Первые три книги я делала одна, а потом дети подключились, и теперь мы постоянно обмениваемся идеями. Например, сделать книжку-картонку с алфавитом предложила Манита, и мышиный порт мы тоже придумываем все вместе.

Планы на будущее

Сейчас я работаю над книгой про порт. В Амстердаме много воды, много каналов, поэтому эта тема возникла сама собой. А следующую книгу я хочу сделать про музей, построить замок, который будет связан с «Мышкиным домом». Но на это уйдут годы! Четыре года назад в Чехии мы с детьми делали временную выставку, где посетители могли попасть внутрь «Мышкиного дома». С тех пор я мечтаю сделать постоянную экспозицию в рост человека, где можно будет походить по комнатам и рассмотреть все детали. Но сперва — порт!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *