Николай Попов «Зачем?»

Иллюстрации

Автор и иллюстратор Николай Попов
Страна Россия
Год издания 2010
Издательство Рипол классик

Купить книгу или переиздание

labirint.ru

Обзоры

Николай Евгеньевич Попов – один из самых известных отечественных художников книги. Каждая новая работа мастера вызывает восхищение, удивление, споры. Триумфальное шествие Николая Попова в мире искусства началось в середине 70-ых годов прошлого века и с блеском продолжается и сейчас. Среди его работ – иллюстрации к «Робинзону Крузо» и арабским сказкам «Тысячи и одной ночи», поэме А. Блока «Двенадцать» и пьесам А. Платонова. И еще ко многим и многим другим произведениям.

Николай Попов удостоен самых престижных отечественных и международных наград, среди которых – золотые медали Международной выставки-конкурса книги в Лейпциге (1970, 1977), Гран-при (1975) и золотая медаль (1981) на Международном биеннале иллюстрации в Братиславе и целый ряд других.

В 1996 году в Швейцарии увидела свет книга-картинка Николая Попова «Warum?» («Зачем?») с ироничным на первый взгляд сюжетом о войне мышей и лягушек. Книга вызвала широкий общественный резонанс и была переиздана во многих странах мира. И вот, наконец, очередь дошла и до России. В 2010 году книга-картинка вышла в издательстве «РИПОЛ классик».

Если вы спросите, без чего сложно представить любую современную книжку, то подавляющее большинство ответит – без текста. И будут правы! И все же редкие исключения случаются, и появляются книжки без слов, которые оказываются в сотни раз красноречивее. Впервые взяв в руки книгу Николая Попова «Зачем?», бросаешься искать привычный текст, но уже с первых страниц начинаешь понимать – здесь он был бы явно лишним.

Живопись, стирая языковые барьеры, напрямую несет читателю основную идею произведения. Идею неприятия зла и насилия. Сюжет книги прост: посреди зеленого луга сидит безмятежная Лягушка, наслаждаясь ароматом сорванного цветка. Ее мир гармонии разбивается вдребезги, лишь только на лугу появляется Мышь, которая силой вырывает у нее цветок. В конфликт быстро втягиваются друзья с обеих сторон, и вот уже от пасторальной картины летнего луга нет и следа: взрывы и ружейные залпы становятся все боле мощными…

Враги покидают поле боя, оставляя за собой лишь выжженную землю, солнце, померкнувшее в дыму сражения, и немой то ли вопрос, то ли укор: зачем? Ответ очевиден – в этом аллегорическом послании Николай Попов несет идею хрупкого мира, противопоставляя ее идее жесткости и насилия.

Трудно не согласиться с человеком, который не понаслышке знает, о чем говорит, ведь детство Николая Попова выпало на военное время и послевоенные годы, когда лучшей игрушкой для мальчишек были стреляные гильзы и осколки снарядов. Художник писал, что впоследствии огромное влияние на его оценку тех давних событий оказал гуманизм Толстого и Достоевского, пацифизм Ремарка и Хемингуэя.

Если задуматься, на какой возраст рассчитана книга, то однозначного ответа не будет. Это взрослая книга для детей и в тоже время детская книга для взрослых. Создавая ее, Николай Попов хотел, чтоб ребенок понял всю бесчеловечность войны. Он надеялся, что увидев, как легко можно оказаться втянутым в порочный круг жестокости и насилия, читатель раз и навсегда осознает великую ценность и хрупкость окружающего мира.

«Зачем?» – книга, которая без слов учит человека гуманности. Стоит ли говорить, что появление ее в России, стране, где на ребенка ежедневно обрушивается огромное количество негативной информации, где сводки криминальных новостей мелькают с молниеносной скоростью, станет событием поистине масштабным и очень своевременным.

(с) Юлия Кузьминых «Разбитая пастораль», журнал «Библиотека в школе», 2010, № 15


Полноценный художественный текст и иллюстрации

Известный иллюстратор Николай Евгеньевич Попов, придумал и нарисовал такую книжку. Весь текст укладывается в заглавие «Warum?» – «Зачем?» В форме нарисованной притчи и адресованной читателям от трёх до пятидесяти лет в книжке выражена главная, отчётливо сформулированная мысль — жить надо в мире. Раскрываем книгу и — перед нами картина летнего, солнечного дня. Безмятежно чувствует себя лягушонок, сидя на камешке посреди луга и любуясь цветком. Лягушонок — кокетливый, в красной рубашонке, держит в лапках перевёрнутый зонтик, наполненный цветами. Вдруг слева от лягушки возникает беспорядок: из норки появляется мышь, усаживается неподалёку. Лягушонок и мышь, хотя они и разные, однако проявляют интерес друг к другу. Но, видимо, слово за слово и происходит ссора. Мышь набрасывается на лягушку, сгоняет с любимого места, топчет её цветок. Естественно, лягушка, не стерпев такой обиды, жалуется сородичам, вызывает подмогу. Появляются накачанные тренированные лягушки. И вот лягушки уже празднуют, танцуют победный танец, не ведая того, что и мыши вызвали подкрепление. Устрашающее мышиное войско в виде моторизованных сапог, высоких армейских ботинок-танков, откуда только ушки мышиные торчат, вступает на луг. Дальше несколько страниц затяжных военных действий, с накоплением разной моторизованной «техники» с обеих сторон.

Краски лета меркнут. Устанавливаются запретительные знаки, поле теряет привлекательность, изъязвлено норками-траншеями, следами борьбы. Появляется всё больше и больше «техники» — ботинок рваных, дырявых, «просящих кашу», ботинок без шнурков. Со стороны лягушек идут внушительные галоши. Всё затягивается чёрным дымом и такая же чернеющая изборождённая земля. И последний разворот, зарифмованный первым: видим сожжённое поле, ободранных героев – лягушку и мышь, зонтик в лоскутьях. Закрываем книжку и читаем снова «Зачем?» И можно читать сначала. Это один из замечательных примеров такой авторской книги. Здесь художник — маг и режиссёр.

(с) Ольга Евгеньевна Монина

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *