Николай Купреянов «Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий»

Иллюстрации

Иллюстратор Николай Купреянов
Автор Владимир Маяковский
Страна Россия
Год издания 2018
Издательство Арт-Волхонка

Купить книгу или переиздание

OZON.ru
myshop.ru
labirint.ru

Обзоры

Лучшие иллюстрированные книги июня 2018

В серии «Детям будущего», возвращающей читателям позабытые шедевры детской книги 20-30-х гг. прошлого века, появились очередные девять репринтов. Всё это – детские произведения Владимира Маяковского, выходившие в начале прошлого века. В издательстве их разделили на два набора: «Маяковский раз» и «Маяковский два». Во вторую коробку попали не самые популярные сегодня детские тексты поэта, в отличие от «Что ни страница, то слон, то львица» или «Эта книжечка моя про моря и про маяк», стихотворения «История Власа, лентяя и лоботряса», «Гуляем» и др. почти не встречаются в нынешних хрестоматиях советской детской поэзии. «Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий» из коробки «Маяковский два», репринт книги издательства «Московский рабочий» 1925 г., была первой детской книгой поэта.

Стихотворение об отвратительном сыне буржуя Пете и положительном ребенке кузнеца-пролетария Симе занимает четырнадцать разворотов, иллюстрации есть на каждой странице книги. Рисунки Купреянова к сказке Маяковского некоторые критики охарактеризовали как «митинг в стихах». Картинки лаконичны, отсылают к традициям плакатной графики (особенно это бросается в глаза на обложке), в то же время полны подробностей современного авторам быта и потому чрезвычайно содержательны. Купреянов в полной мере проявил свой талант графика и в очередной раз продемонстрировал умение обращаться с оттенками серого: лишь три изображения из всех – цветные. Интересно, что художник подчеркнул цветом момент знакомства с ключевыми персонажами, Петей, Симой (они изображены на обложке в цвете) и пролетарием-кузнецом (нарисован на отдельной странице на фоне ярко-красных заводских строений), а также кульминационную сцену стихотворения, в которой Петя не смог прожевать велосипедную шину и лопнул пополам. Очевидно гротескный текст сопровождается такими же иллюстрациями: Петя не слишком похож на человека, в отличие от других персонажей, будь то кузнец или почтальон, его лицо подчеркнуто карикатурно, челюсть гипертрофирована. На удивление гармонично Купреянову удается сочетать упрощенные реалистичные изображения квартиры, города, животных и советских граждан с карикатурами, совершенно особым образом вплетая фантастику в повседневную реальность. Не везде художник следует за писателем, кое-где он делает авторские дополнения. Взглянем, например, на рисунок с почтальоном, который несёт конверт с Петей внутри: на конверте ясно прочитывается имя адресата, П. Эттингера, с этим критиком переписывался сам Купреянов. Стоит отметить также авторские шрифты, которые художник использовал в оформлении книги, они встречаются на обложке, в конце, а также на некоторых иллюстрациях.

По словам Кирилла Захарова, «в то время художник был неутомимым карикатуристом, увлекался работами Георга Гросса. Все это, конечно же, отразилось в его рисунках. Может быть (хотя мы не знаем точно), изображая крокодилов, угрожающих «буржую» Пете, Купреянов вспоминал и собственное детство» (у его дяди Марка, который жил вместе с дедушкой, дома, в террариуме, жили два крокодила). Добавим, что сразу после появления книга вызвала шквал негативной критики, многих возмутила сказочная составляющая в тексте и иллюстрациях, например, А. Гринберг писала: «Не есть ли эта книга пародия на всю ту литературу, которая под знаком барабана, серпа, молота, пионера, октябренка и всех прочих политсовременных атрибутов детской книги наводняет советский книжный рынок? Не вздумал ли Маяковский дать читающей публике крепкую сатиру, которая отразила бы политдошкольные литературные измышления издательств и авторов, в глубине души чуждых политике нового воспитания? Книга Маяковского и Купреянова представляет собой злостный сгусток из этих издательств и этих авторов». Больше В. Маяковский не брался за сказки, что до Н. Купреянова, то он продолжал рисовать для журналов «Крокодил», «Безбожник» и др., иллюстрировал детские книги, а также ездил в многочисленные творческие командировки, в том числе в Среднюю Азию. В 2017 г. в серии «Детям будущего» выходила ещё одна книга с иллюстрациями Николая Купреянова – стихотворение Н. Агнивцева «Спор между домами».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.