Автор и иллюстратор Emma Lewis Страна Великобритания Год издания 2016 Издательство Tate |
Купить книгу или переиздание |
Купить в Лабиринте |
«The Museum of me» – книга британской художницы Эммы Льюис, получившая в 2017 году главный приз для дебютантов Bologna Ragazzi Opera Prima Award – это удивительно искренний детский взгляд на то, что такое музей и зачем вообще он нужен.
Маленькая девочка бродит по самым разным галереям (здесь есть даже ботанический сад!), разглядывает экспонаты и пытается понять, как и почему сюда попали все эти вещи. Что они говорят о людях, которым они когда-то принадлежали, или о тех, кто их сделал.
Когда-то та или иная вещь была для кого-то очень важной (а может, и не очень, и этот кто-то даже не заметил, как ее потерял). А спустя столетия мы смотрим на эту вещь в витрине, даже не думая о том, что мы сами – обладатели таких же артефактов, которые в будущем могут попасть в музей. Ведь у нас дома под кроватью тоже может быть коробка с “драгоценностями”: старыми книгами, фотографиями, лоскутками или игрушками. И это не менее (а, может, и более) важная для нас коллекция – наша собственная. Именно поэтому в центре каждого разворота не экспонаты, а главная героиня и другие посетители, которые ничуть не менее важны, чем Венера Милосская.
Жучки на булавках, древние амфоры, редкие пальмы или терракотовые статуэтки – это не только отправные точки для погружения в мир науки, но и возможность прислушаться к собственным ассоциациям, немножко “присвоить” себе эти музейные экспонаты. Похожий жук как-то полз по стене у бабушки на даче, а почти такая же глиняная собачка стоит дома на полке, а этот неандерталец – ну так похож на соседа напротив! Примеров может быть множество, и все они работают на то, чтобы изменить отношение к музею. Чтобы он был не храмом науки, а отправной точкой для собственных домашних коллекций и поисков сокровищ, чтобы стеклянные витрины вдохновляли, а не навевали скуку. Что наши вещи говорят о нас? Как отражает нас наша комната или наша одежда? Какие пять-десять предметов можно выбрать для первой выставки в Музее самого себя?
Эта книга – сама как маленький музей – состоит из множества кусочков. Вырезки из цветной бумаги, старых фотографий, журналов и газет накладываются на тетрадные клетчатые листы, акварельные фоны или выглядывают из нарисованных простым карандашом музейных залов. Такая техника еще больше усиливает ощущения сборной солянки, упорядоченного хаоса, который царит в любом музее. И единственное, что может все это объединить – это наши собственные ощущения и мысли.
Настя Макарова для Fairyroom