М.Панов «Художник Могилевский»

Обитатели Трубниковского переулка в Москве часто видят в окне одного из домов немолодого художника, пишущего акварелью уличный пейзаж. Как Клод Моне, он любит тончайшие оттенки освещения и состояния воздуха в разное время дня и года. Его часто встречают рисующим и на улицах. Местные жители знают художника — он живет здесь более пятидесяти лет — и почтительно с ним здороваются. Но мало кону из них известно, что в его комнате на книжных полках стоят не только издания по искусству и художественная литература, философские сочинения и исторические труды, но и большое количество оформленных и иллюстрированных им книг. Среды них много — для детей и подростков. Но он не делит книги на «взрослые» и «детские» и работает над каждой всерьез, по-настоящему, не делая никаких скидок на возраст и уровень развития читателя.

З.Александрова «Зима», 1933

Свой творческий путь Александр Павлович Могилевский начал как живописец. В 1910-х годах он жил в Мюнхене. Его картины пользовались успехом, и их до сих пор можно видеть в музеях Западной Европы. К графике обратился в первые послереволюционные годы. Много работал в области книжной иллюстрации, в течение ряда лет, в конке 20-х — начале 30-х годов, был главным художником и членом художественного совета по книгам для детей Государственного издательства.

Для своих иллюстраций он пользуется самыми разнообразными техническими приемами — тушь, перо и кисть, карандаш, черная и цветная акварель. К акварели он обращается наиболее охотно. Это понятно: Могилевский — один из лучших у нас мастеров акварельной живописи. На художественных выставках его работы неизменно привлекают внимание зрителей тонким чувством цвета, богатством цветовых сочетаний, прозрачностью красок, умением решать самые сложные задачи, ставящиеся этой техникой. Он обладает тем высоким артистизмом, который присущ художникам, прошедшим долгий и богатый достижениями творческий путь.

Вспоминается его книжка для детей младшего возраста — японская народная сказка «Длинное имя» (1929). Она радует глаз нежными красками, передающими цветовую гамму, характерную для японского рисунка: занимательность изображений удачно сочетается с мягким юмором, так хорошо подходящим к народной сказке. И в то же время в ней, в доступной детскому пониманию форме, переданы национальные особенностн Страны восходящего солнца. Запомнилась и книжка стихов З. Александровой «3нма» (1933), в которой художник дал яркие картины родной природы.

Ромен Роллан «Жан-Кристоф», 1933

Кто из нас не любил в детстве сказок Андерсена? Могилевский иллюстрировал многие из них — «Соловей», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Снежная королева» и другие. Художник не только делает их занимательными, но и помогает понять глубокий смысл, заложенный в них мудрым сказочником, изображая действующих лиц и сюжетные положения необычно и остроумно. Вот, например, «Новое платье короля» (1941). Художник представил портных не жуликами, обманывающими простодушного короля, а умными и хитрыми мастеровыми, которые, не упустив случаи хорошо заработать, зло посмеялись над тупым, самодовольным самодержцем и раболепствующей перед ним знатью. В заключительной сцене зрители помещены на балконе дома. Сверху можно хорошо разглядеть всю процессию: сильно уменьшенная в масштабе, она потеряла свою торжественность и таким естественным кажется восклицание мальчнка: «А король-то голый!».

Книжка С. Розанова «Приключения Травки» была одной из любимые книг нескольких поколений советских детей. В течение 20-30-х годов эта книжка с иллюстрациями Могилевского выдержала 12 изданий и трижды издавалась на иностранных языках, причем английское издание получило премию на выставке детской книги в Чикаго (США). Книжка имела познавательный характер, и иллюстрации должны были в доходчивой и занимательной форме ознакомить маленьких читателей с окружающим миром. Художник очень серьезно отнесся к этой задаче, сделал много зарисовок с натуры, а для того, чтобы точно изобразить железную дорогу, специально ездил на упомянутый в рассказе вокзал рисовать паровоз и вагоны у перрона.

Из оформленных А. Могилевским книг для школьников лучшая, на наш взгляд — детское издание «Жан-Кристофа» Ромена Роллана (1930). Рисунки, выполненные тушью и сухой кистью, красивы и живописны. Художник, тонко чувствующий музыку и сам играющий на скрипке, передал прелесть этой немного грустной истории о маленьком мальчике-музыканте, рассказанной автором с чуть заметной ласковой улыбкой. Художнику достаточно одной-двух линий, нескольких прикосновений кисти для того, чтобы удивительно верно и глубоко раскрыть психологию ребенка, вступающего в огромный мир искусства; передать всю гамму переживаний талантливого мальчика, трогательного в хрупкой беззащитности, его любовь к музыке и отвращение к бесконечным экзерсисам, увлечение театром и робость на сцене перед заполнившими зал зрителями.

А.Пушкин, «Руслан и Людмила», 1949

Великий Пушкин сопутствует нам на протяжении всей жизни, начиная с самого детства. Счастливы те, кому пришлось вступить в его чудесный мир, раскрывал книгу с хорошими, яркими иллюстрациями. К таким книгам относится и «Руслан и Людмила» с акварелями А. Могилевского. С первых же страниц он вводит ребенка в сказку, и делает это не столько при помощи рисунка, изображения фантастических сцен и персонажей, сколько заставляя говорить краски, создавая сочетаниями их нужные настроения. Он предельно лаконичен, не вырисовывает деталей, предоставляя маленьким читателям возможность дополнить то, что они видят, в соответствии с собственным воображением.

Кроне «Руслана и Людмилы», художник иллюстрировал «Сказку о золотом петушке» (1940), «Сказку о рыбаке и рыбке» (1944), «Сказку о царе Салтане» (1948) и другие произведения А. С. Пушкина.

Прекрасно оформил Могилевский сказку М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (1953). Иллюстрации к этой книжке, выполненные акварелью, очень красивы, хорошо передают дух народного предания, пересказанного поэтом, и колорит солнечной Грузин, в которой происходит действие. Художник с любовью оформил книжку с начала до конца. Кстати сказать, никто кроме Могилевского не иллюстрировал этой сказки полностью. В далекой Исландии читатели ознакомились с ней по изданию с акварельными рисунками Могилевского.

Интересны иллюстрации художника к «Кабардино-Балкарским сказкам», выполненные пером и тушью. Он иллюстрировал также произведения А. П. Чехова, М. Горького, А. И. Куприна, советских детских писателей.

Участвовал в сборнике басен И. А. Крылова, выпущенном издательством «Художественная литература» в 1947 году с иллюстрациями лучших графиков того времени во главе с В. А. Фаворским.

Перечислить все сделанное им трудно: но и того, что упомянуто, достаточно, чтобы оценить весомость вклада, сделанного Александром Павловичем Могилевским в области иллюстрирования детской литературы. В этом году известному художнику исполняется 90 лет, из которых 70 отданы искусству, но он по-прежнему работает, потому что для него жить — это значит творить.

Журнал «Детская литература», 1975 (№ 7)

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *