В книге я следую за автором

Автор Паата Медзмариашвили

В холодный зимний день 23 января 1941 года в Москве в семье служащих родился мальчик. Ещё до его рождения мамин брат, дядя Боря, передал сестре книгу Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» с дарственной надписью: «Моему будущему племяннику или племяннице». Тогда он не мог знать, что родится мальчик, которому впоследствии суждено стать одним из ведущих книжных иллюстраторов современности. Михаил Фёдоров — имя, которое навсегда вписано в историю советской и российской книжной иллюстрации, станковой графики, плаката и дизайна… А та самая книга, подаренная дядей, до сих пор хранится в личной библиотеке художника.

Купить в Лабиринте

Судьба семьи будущего художника мало чем отличалась от судеб множества других семей в стране победившей революции, особенно когда речь шла о представителях интеллигенции и духовенства. В 1918 году мишин дедушка принял священнический сан и стал отцом Алексием. В эпоху, когда варварски уничтожались храмы и гонение на священнослужителей принимало самые радикальные формы, это было очень рискованным и смелым поступком. И он сполна расплатился за свою веру: дважды был в ссылке, а в 1946 году, сразу после венчания сына в маленькой сельской церквушке, был подло застрелен в собственном доме. Отцу Михаила приходилось скрывать своё происхождение. Он был лишенцем, то есть человеком, лишённым прав, и только благодаря своей целеустремлённости ему удалось заочно получить высшее финансовое образование.

Военное детство… Миллионы детей прошли это суровое испытание. Не обошло оно и маленького Мишу — все эти страшные годы его семья оставалась в Москве. Жизнь в холодном и голодном городе была тяжёлой. Катастрофически не хватало продуктов питания, а чтобы хоть немного согреться, печь топили мебелью и даже книгами из семейной библиотеки. Обмороженные ещё тогда кончики пальцев до сих пор дают о себе знать.

Несмотря на все лишения военного времени, родители не забывали о духовном воспитании сына. В семье царил культ книги, чтению уделялось особое внимание. Однажды мама даже выменяла и без того скудные продукты на его первую детскую книжку. Это была подшивка произведений для детей в ручном переплёте. Книжка до сих пор хранится в семье художника как дорогая реликвия, как память о том тяжёлом времени.

Рисовать Миша начал очень рано. Рисование и чтение — эти немногие радости послевоенного детства — и определили его дальнейшую судьбу. Первым учителем ещё в дошкольные годы был дядя Боря, Борис Юрцев, кинорежиссёр и сценарист, актёр и художник, ученик Сергея Эйзенштейна. Он был репрессирован в 1935 году, а после освобождения ему запретили возвращаться в Москву. И всё же, несмотря на запрет, он тайком приезжал в столицу, чтобы повидаться с семьёй и родственниками. Однажды он подарил племяннику альбом, который сделал сам и сам же нарисовал на обложке волшебную картинку — каток с падающим на него снегом. Именно по совету дяди, кроме обычной школы, мальчика определили ещё и в художественную школу.

Вот и школа позади. Пришла пора определиться с будущей профессией. В то время двоюродный брат Михаила учился в Текстильном институте. Именно он познакомил Михаила со своим преподавателем живописи Олегом Вячеславовичем Чистяковым. Опытный мастер сразу распознал талант в работах молодого человека. Именно по его совету в 1958 году Михаил поступил в Текстильный институт. В то время в этом институте допускались значительные отступления от строгих академических канонов, что давало отличные возможности для развития творческой индивидуальности начинающих художников.

Миша любил литературу, физику, географию, а путешествия настолько увлекали его, что одно время он даже хотел стать геологом. Но шли годы, и рисование оказалось самой сильной привязанностью, превратившейся потом в дело всей его жизни. Это же так замечательно — рисовать те места, в которых сам никогда не был!

Сам институт возник в результате разделения ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) на Полиграфический и Текстильный институты. В институте преподавали такие замечательные художники, как О.В. Чистяков, А.М. Дубинчик, Т.В. Козлова и др. Именно они и стали первыми учителями Михаила, которых он до сих пор вспоминает с большой благодарностью. В 1954 году М. Фёдоров закончил факультет прикладного искусства текстильного института.

После института Михаил два года работал художником-модельером в специальном художественно-конструкторском бюро, делал плакаты для Рекламфильма. В начале 1966 года он перешёл в отдел промышленной графики, который образовался в бюро, и попал под крыло Михаила Матвеевича Шварцмана, главного художника этого отдела, что в значительной степени определило его дальнейшую судьбу. Швардцман был легендарной личностью. Философ, крупнейший представитель русского нонконформизма, в полотнах которого соединились традиции русской иконы и авангарда. Под его влиянием у Михаила сложились те художественные критерии, которым он следует и по сей день. «Общение с мастером продолжалось вплоть до его кончины. Восхищение работами Шварцмана сформировало меня как художника, а внутренний диалог с мастером продолжается и поныне… «Держись за детство!» — надпись на подаренной мне книге, иллюстрированной мастером. Но это нелегко. Я много разговаривал с Михаилом Шварцманом и надеюсь продлить эту беседу как можно дольше», — говорит М. Фёдоров, сам уже настоящий мастер, продолжающий поиск.

В 1969 году М. Фёдоров вступил в Московский союз художников. Он продолжает создавать произведения станковой графики и плакаты, но любовь к книге, зародившаяся в раннем детстве, берёт верх — книжная графика постепенно становится основной деятельностью художника. Именно в иллюстрировании книг раскрывается необыкновенный талант художника, неповторимый почерк которого не оставляет равнодушным ни маленьких читателей, ни взрослых, вызывает восхищение и признание коллег.

«В наше время книга перестала быть главным источником информации, уступив место Интернету. Единственным исключением является детская литература. Но для меня живо удовольствие от чтения, кроме того, бумажная книга сохраняет качество эстетического объекта — благодатное поле для работы художника. При создании иллюстраций к произведениям, часто вошедшим в мировую культуру и несущим разные эмоциональные и интеллектуальные смыслы, я стремлюсь в стилистике изображений приблизиться к авторскому посланию. В книге я следую за автором». Так определяет свою задачу сам художник. И действительно, иллюстрируя очередную книгу, М. Фёдоров становится настоящим соавтором произведения, визуально раскрывая самый потаённый замысел автора.

М. Фёдоров проиллюстрировал много книг. Среди них — мировая классическая и современная литература. Книги издавались на русском и иностранных языках. Их и сегодня можно встретить на полках книжных магазинов США, Германии, Южной Кореи, Мексики, Греции, Финляндии, Италии и других стран.

Работы М. Фёдорова выставлялись в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русском музее; его персональные выставки проходили в России, Голландии и Германии. Художник является победителем многих российских и международных конкурсов. Его работы публиковались в периодических и специальных российских и зарубежных изданиях, они находятся в частных коллекциях в России и за границей.

Источник

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *