Выставка Татьяны Капустиной «Все звери мои»

29.12.2014

С 24 декабря по 24 января в Московском литературном музее К.Г.Паустовского проходит выставка иллюстраций Татьяной Порфирьевной Капустиной, известного петербургского художника-анималиста, мастера эстампа, рисунка и акварели.

Работы художницы хранятся и экспонируются в Русском музее и крупнейших галереях в России и за рубежом. Летом 2014 года на международном фестивале «Интермузей» состоялось знакомство директора музея-центра Валентины Александровны Пимневой и Татьяны Порфирьевны Капустиной. В продолжение знакомства Татьяна Порфирьевна посетила музей-центр и передала в фонды одно из книжных изданий со своими иллюстрациями с надписью «Музею Паустовского с намёком на вечную дружбу». Данная выставка является лишь началом творческого сотрудничества музея с талантливым художником и удивительно добрым человеком. Выставка подготовлена при участии Музея Кошки (г. Всеволжск).

Наиболее известным направлением творчества Татьяны Порфирьевны является иллюстрация. Она оформляла книги Л. Толстого, А. Чехова, В. Бианки, Д. Мамина-Сибиряка. С иллюстрациями художницы были изданы книги К. Г. Паустовского: «Кот-ворюга» («Веселка», Киев, 1981), «Жильцы старого дома», «Тёплый хлеб» («Художник РСФСР», Ленинград, 1985).

Татьяна Порфирьевна Капустина — известный художник-анималист. Она много пишет акварелью, занимается эстампом, но главное в её жизни — создание иллюстраций. Капустина проиллюстрировала и оформила более 120 книг для детей о любимых ею животных. Как немногие, она знает досконально все повадки животных и изображает их в свойственной ей поэтической манере, свободно рисуя зверя или птицу в любом ракурсе. В юности, занимаясь в средней художественной школе при Институте имени И. Репина, на школьной даче в Юкках, она водила лошадей в ночное. Не случайно темой дипломной работы будущей художницы стали иллюстрации к «Холстомеру» Л. Толстого, а преддипломную практику она проходила на конном заводе в Хреновом.

Все в её искусстве художника-иллюстратора подкрепляется постоянным изучением жизни природы в путешествиях по стране. Она побывала на Памире с экспедицией зоологов, изучающих жизнь яков. Рисовала уютную тесноту войлочной юрты, яков и дойку овец. Она кочевала с оленеводами по тундре Таймыра, рисуя оленегонных собак рядом с большими нартами, стада оленей, карликовые берёзы и скромные цветы весенней тундры, возвращалась домой, пройдя Северным морским путём от Дудинки до Мурманска. Художница побывала на далёких Командорах, рисовала лежбище котиков. Чтобы не спугнуть чутких животных, над морским берегом построили эстакаду, оттуда можно было наблюдать и рисовать серебристых котиков и старых секачей, обмахивающихся от жары ластами как веерами. Обычно она пишет акварелью сразу, смело без предварительной наметки карандашом. В Бухарском заповеднике ей приносили рисовать ручного джейраненка, трогательного в своей беспомощности. Самым ценным багажом, привезённым из путешествий, являются толстые папки рисунков, акварелей, исполненных живо, трепетно, с подлинным профессионализмом. Этот богатейший материал, подобно живому ключу, постоянно питает её творчество иллюстратора и мастера эстампа. Последнее путешествие, если не считать городов России и пастьбы кавказских овчарок за Лугой, Антарктика. Встречала там 2000 год. Результат обычный — тяжеленная папка и сотни этюдов.

Татьяна Порфирьевна Капустина нашла свой стиль. Животные в иллюстрациях художницы даны в полном слиянии с природой. Для нас открываются тайны леса, когда мы рассматриваем иллюстрации к книгам Николая Сладкова «Весенние радости» и «Осиновый невидимка». Мы видим, как потягиваясь со сна, выходят из чащи мокрые от росы зайцы. Особенно бывает интересно рассматривать макеты будущих книг, когда рука художницы смело, без поправок очерчивает силуэт зверя, сочное пятно заливки акварелью создаёт цветовой акцент страницы. В созданных ею обложках книг для детей чувствуется очень большой опыт работы именно в этой любимой, избранной ею области. Всегда в основе искусства иллюстратора лежат глубокие жизненные наблюдения. Например, в работе над «Серой шейкой» Д. Мамина-Сибиряка ей «позировал» лисёнок по кличке Морс, принесённый охотниками и выкормленный молоком её лайки Вешки. Он был совсем ручной и прыгал на плечи маленькой племянницы художницы, а она носила его на плечах как живой воротник. У него, как и у изображённой в книге лисицы, были ярко-зелёные глаза, огненно-рыжая шерсть, тёмно-коричневые лапы и уши и белый кончик пушистого хвоста. В замерзающей воде пруда с плавающей серой уточкой, снегирями на покрытых, инеем ветках узнаются окрестности посёлка Вырицы, где живет художница. Постоянный объект для изучения и изображения — собаки-лайки, живущие у неё на даче.

Татьяна Капустина — художник большого оригинального дарования. Её произведения приносят людям радость, напоминают о необходимости охранять всё то прекрасное, что нас окружает, охранять наш мир.

Источник

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.