Автор и иллюстратор Светлана Дорошева Страна Россия Год издания 2015 Издательство Азбука |
Купить книгу или переиздание |
Лучшие иллюстрированные книги ноября 2015
Это выдуманная сказочная энциклопедия, написанная и нарисованная как будто бы гномами, феями, эльфами и другими сказочными существами из Мерцающей страны. Ученые этой страны годами собирали сведения о людях и составили огромный 200-страничный том, каждая глава которого посвящена какой-то области «сказочного человековедения»: анатомии, эмоциям, религии, музыке.
Сказка стала появляться, когда Светлана с семьёй переехала жить в Израиль, там она постепенно рисовала одну за другой картинки, показывала их читателям своего ЖЖ и складывала в стол. На работу ушло около трёх лет, после чего «Книга, найденная в кувшинке» ещё шесть лет ждала своего издателя и только в 2015 г. вышла сразу в двух странах: в Румынии и в России. Может и не найдется другой такой книги, где бы использовалось так много разных техник и материалов рисования и совмещалось столько разбавленной хорошим юмором стилистической разноголосицы, от мотивов арт-деко до современной карикатуры. В книге есть графические иллюстрации, выполненные шариковой и гелевой ручками или тушью, разноцветные картинки, нарисованные акварелью или гуашью, необычные авторские шрифты и нарисованные специально для этой книги буквицы. Интересно, что Светлана не использует графический планшет, а все иллюстрации рисует исключительно руками на бумаге.
Светлана Дорошева много лет представлялась как «художник-самоучка без специального образования», хотя сейчас, когда первый тираж её «Книги, найденной в кувшинке», весьма кстати недешёвой, разошёлся меньше чем за месяц, это уже совершенно не важно, никто и не станет сомневаться, что она – самый настоящий художник.
Лучшие иллюстрированные книги 2016 года
Кирилл Челушкин «Работы Светланы Дорошевой — это довольно мощный замес из множества смыслов, сильнейших образов, обладающих убедительностью документального кино. Они блистательно остроумны и пронзительно печальны одновременно, это пышно накрытый праздничный стол с гранатой в тортике. Аскетичные средства выражения используемые ею очень просты и кажутся привычными для глаза. Однако это кажущаяся простота. Чаще всего это чёрно-белая графика с одной-двумя цветовыми доминантами. Задача не из лёгких, справлялись с ней немногие — Роккуэл Кент, Клаус Энзикат, — хотя пробовали все. Сегодня эта большая редкость, так как художник очень рискует, подставляется, поскольку невозможно скрыть пустоту и отсутствие каких-либо идей за вычурностью языка или экзотичностью материала, однако здесь автор блестяще справляется, «начинает и выигрывает». Использует все мыслимые возможности сурового, строгого материала. Ухитряется выжать из стограммового лимона сто пятьдесят грамм лимонного сока.
В работах Светланы нет ни тени давно всем опостылевшей фантазийной надуманности, искусственности, чванливого рукоблудия, пошлой демонстрации своих нехитрых ремесленных навыков, манерности, трюков и приёмчиков, которые некоторые по недомыслию называют словом «стиль». Простой, очень внятный изобразительный язык, не оставляющий зрителю возможности отвлекаться, а сразу, сходу отсылающий прямиком к сути дела, к многочисленным прямым смыслам и коннотациям самой работы. Сами же работы с помощью какого-то таинственного механизма вызывают неимоверной силы эффект присутствия — благодаря личному участию автора во всём происходящем, его хорошему знанию матчасти и глубокому погружению в суть событий.
Сразу бросается в глаза абсолютное чувство пространства и ритма книги. Светлана обращается с ним очень легко кажется совсем без усилий, чувствует в нём себя как рыба в воде. Однако главным её коньком бесспорно является совершенно исчезнувшее сегодня современное понимание композиции. Она довольно сложно конструирует пространство картинки и разворотов в целом, используя до 5-6 планов с хорошо продуманными выверенными ритмами и связующими доминантами. Зачастую выстраивает не плоскость листа, а работает как бы вглубь него, хотя там, где надо, может и разыграть партию в декоративно-прикладное рисование. Надо отметить, что сегодня с такой задачей не справляется никто, то есть многие пробуют, но чаще всего получают горы мелкого неряшливого мусора. А вот Дорошева справляется, притом кажется интуитивно, легко, без усилий. Эта лёгкость с которой она изобретает пространство заметно выделяет её среди прочих. Тут следовало бы разобрать на запчасти несколько работ, чтобы показать анатомию её композиций, однако это заведёт нас в другие волнующие темы.
Обладая невероятным обаянием, некоей магической притягательностью, работы Светланы совершенно лишены никчёмной развлекательности. Необходимо сказать, что её работы следует охарактеризовать как умные. Это тип искусства с сильно выявленным личностным взглядом настоящего художника, современным способом смотрения на вещи и, что совершеннейшая редкость сегодня, авторским методом, ярко декларирующим аскетичность изложения, почти что документальность. Работы Светланы — это простой разговор о сложных вещах»
She’s a genius!
I’d love to be able to read Russian so that I could read her books how they were intended to be read.