С 4 по 9 сентября в Москве пройдет 32-я Московская Международная Книжная ярмарка (ММКЯ). Мы уже писали, что в этом году Московская ярмарка начинает сотрудничество с Болонской книжной ярмаркой и организаторы подготовили обширную и увлекательную программу. В течение первых трех дней школа MiMaster проведет трехдневный образовательный марафон в пространстве Illustrator’s Survival Corner. Для молодых художников это уникальная возможность заявить о себе. А в выходные 7-8 сентября на двух площадках ММКЯ (Аудитории и Мастерской) целый день будут идти лекции и презентации, посвященные всей профессиональной среде иллюстраторов: образованию в вузах и частных школах, фестивалям визуальной культуры и конкурсам, самиздату и зинам, комиксам и мультимедиа, выдающимся новым книгам и книжным сериям, книжной и тиражной графике.
Общая информация:
Ярмарка пройдет на ВДНХ, в павильоне № 75. Билеты на нее можно купить здесь.
Купить в Лабиринте |
Вход на мастер-классы свободный, на воркшопы и портфолио-ревью — по записи. Запись открывается каждый день в 10:00 на стойке на входе в Illustrators Suvival Corner. Записаться можно только на один день. Если вы хотите посмотреть, как проходит воркшоп, не принимая в нем участия — записываться не надо.
Illustrator’s Survival Corner (4-6 сентября)
4 СЕНТЯБРЯ
10.30 – 12.00
Мастер-класс «Как устроены отношения издателя и иллюстратора?»
Mimaster
Мастер-класс для издателей и арт-директоров о том, как выстраивать отношения с художниками: как не обмануть ожиданий и не разочароваться? Как проводить смотр портфолио и книжных проектов? Как эффективно использовать время книжной ярмарки и как вести себя после нее?
11.00 — 13.00
Воркшоп «От линии к рисунку: как найти свой стиль?»
Мартоц, иллюстратор, Италия
Поиск собственного стиля в иллюстрации начинается с изучения возможностей своей руки, и прежде всего с рисования с натуры. Как преодолеть внутренние преграды и добиться свежести рисунка? Как сделать свое рисование выразительным и осознанным? Какие упражнения и эксперименты помогут иллюстратору найти свой голос?
11.15–13.15
Смотр портфолио
Кристиано Гуэрри, арт-директор издательства Feltrinelli, Италия
Патриция Дзерби, основательница итальянского издательства Carthusia и организатор ежегодного конкурса Silent Book Contest
Анна Кастаньоли, иллюстратор, автор и преподаватель, Испания/Италия
Андре Летриа, художник и основатель издательства Pato Logico, Португалия
12.15 — 14.15
Мастер-класс «Работа с агентством: плюсы и минусы»
Дебби Бибо, основательница агентства, ориентированного на книжку-картинку Debbie Bibo Agency, США/Италия
Робин Ньютон, представительница литературного и иллюстраторского агентства Bright Agency, Великобритания
Кто такой агент и какова его роль? Как агентства работают с клиентами? Как они помогают адаптироваться к разным рынкам, поддерживают и продвигают своих авторов? Как найти агента: что надо, а чего не надо для этого делать?
13.00 — 14.30
«Что такое выдающаяся книга для детей?»
Вступительная лекция Грации Готти, куратора выставки «1001 книга»
14.00–16.00
Воркшоп «Не только бумага: рисование на стене»
Мартоц, иллюстратор, Италия
Когда вместо листа бумаги перед иллюстратором оказывается целая белая стена, рука начинает двигаться с другим размахом и ритмом. Участники воркшопа под руководством иллюстратора и комиксиста Мартоца будут рисовать на стене Города Иллюстраторов: на свободную и заданную тему, по одному и в группе, чтобы понять: как трансформируется рисунок на большом формате? Как смена масштаба и носителя заставляет художника открывать новое?
14.00–16.00
Воркшоп «Если бы я был книгой: образ мысли иллюстратора»
Андре Летриа, иллюстратор, Португалия
В работе над иллюстрацией художник стремится к метафорическому мышлению, максимально избегает дословного изображения текста, приглашает читателя заполнить пробелы между текстом и картинкой. Андре Летриа показывает механизмы такого мышления на примере своей книги «Если бы я был книгой», и предлагает сыграть в игру: составить текст из случайных элементов на карточках и иллюстрировать его – как можно более образно и менее буквально.
14.15–16.15
Смотр портфолио
Клаудиа Бедрик, основательница издательства The Enchanted Lion, США
Робин Ньютон, представитель литературного и иллюстраторского агентства Bright Agency, Великобритания
Юлия Сиднева, дизайнер издательства “Самокат”, Россия
Марина Кадетова, издатель “КомпасГид”, Россия
15.00 — 16.30
Мастер-класс «Книжная обложка: шаг за шагом»
Кристиано Гуэрри, арт-директор издательства Feltrinelli, Италия
Арт-директор крупнейшего итальянского издательства расскажет о своем опыте работы над основополагающей частью книги – обложкой. Как создаются эффективные обложки? Какой путь они проходят от наброска до книжного шкафа? Как в них соотносятся творчеcкое начало, дизайн и требования издательского рынка?
16.30–19.00
«Как придумать персонажа для книжки-картинки?»
Виктория Семыкина, иллюстратор, Россия/Италия
Все этапы работы над персонажем для книги картинки: на каком материале его придумать, как нарисовать и развить? Что важно помнить, чтобы персонаж органично вписался в повествование книги? Как выбрать технику, отражающую интонацию текста? Участники воркшопа создадут своего персонажа и постараются придать его характеру глубину.
16.45 — 18.15
Мастер-класс «Книги, поэзия, музыка и сила нарисованных историй»
Патриция Дзерби, основательница издательства Carthusia и организатор конкурса Silent Book Contest, Италия
Иллюстрированный альбом, или книги-картинка, воплощает собой творческие начала всех родов искусств. В такой книге мы находим и музыкальный ритм, и образную силу поэтического слова, и повествовательный потенциал зрительных образов. Издатель и организатор конкурса Silent Book Contest Патриция Дзерби расскажет, что лежит в основе книги-картинки и особенно визуальной книги без текста?
17.00 — 18.00
Грация Готти. Кураторская экскурсия по выставке «1001 книга»
17.15–19.15
Смотр портфолио
Мартоц, иллюстратор, Италия
Хавьер Сабала, иллюстратор, Испания
Дебби Бибо, основательница агентства Debbie Bibo Agency, США/Италия
Mimaster
18.30 — 19.30
Мастер-класс «Колдовство из слов и картинок: искусство книги-картинки»
Сьюзан Карнелл, издатель Two Hoots Pan Macmillan, Великобритания
Сьюзан Карнелл расскажет о своем опыте работы над детскими книгами. Каков путь книги в издательстве от первых набросков к финальным иллюстрациям? Как выглядят промежуточные стадии? Как издатель вместе с художником работают над персонажем?
5 сентября
10.30 — 13.00
THE POWER OF SILENT BOOK / СИЛА ТИХОЙ КНИГИ
Почему книги без текста играют важную роль в культуре чтения, визуальном образовании, развитии речи и расширении кругозора детей
10.30 — 12.00
Мастер-класс «Как составить портфолио?»
Mimaster
Мастер-класс о составлении портфолио – и не одного, если иллюстратор работает для разных клиентов. Какова анатомия портфолио: размеры, количество и качество изображений, формат, темы? Бумажная папка или презентация в айпаде? Как выбор носители зависит от вашей цели? Сколько длится портфолио-ревью? Как устроены смотры портфолио на книжных ярмарках?
11.00 — 13.00
Воркшоп «Многообразие техник: теория и практика»
Хавьер Сабала, иллюстратор, Испания
В первой части воркшопа испанский художник расскажет о своем творческом процессе: о разнообразии техник, стилей и носителей. Во второй части он продемонстрирует свой метод в режиме live: от рисунка до наложения цвета. Одновременно он ответит на вопрос: как выбор техники зависит от конечной цели, от того, что художник хочет сказать иллюстрацией?
11.15-13.15
Смотр портфолио
Юлия Блюхер, куратор специализации «Иллюстрация» школы дизайна ВШЭ, Россия
Виктор Меламед, куратор курса «Иллюстрация» БВШД, Россия
Хуан Сяоень, издатель Everafter Books, Китай
12.15 — 14.15
Мастер-класс «Не только детские книги: комикс, зин, самиздат»
Мартоц, иллюстратор и автор комиксов, Италия
Кристофер Рейнбоу, издатель Sputnikat, Россия/Великобритания
Евгения Баринова, иллюстратор, Россия
Современные технологии позволяют авторам и иллюстрациям самостоятельно издавать и публиковать книги, комиксы и фанзины. В чем эта альтернатива традиционному институализированному книгоизданию ограничена, а где наоборот открывает дополнительные возможности? Какова международная практика их создания, продвижения и распространения? Насколько самиздат экономически жизнеспособен?
13.30 — 15.00
Воркшоп «Как сделать сториборд к книге-картинке?»
Даша Толстикова, иллюстратор, США
Кася Денисевич, иллюстратор, Россия/Испания
Разобрать историю на классические 32 страницы – возможно, главный этап формирования книги-картинки. Что такое сториборд из чего он состоит? В каком виде иллюстратор получает заказ от издательства? Чем отличается работа над раскадровкой своего и заданного текста? Что такое ритм книги и как его создать? Как над сторибордом работает не только иллюстратор, но и издатель?
14.00 — 15.30
Круглый стол «Drawn Words / Нарисованные миры. 1001 выдающаяся книга со всего мира»: как продавать выдающиеся книги?
Грация Готти, эксперт по детской книге, куратор выставок, Италия. Каменева Марина (директор магазина «Москва», Россия); Карпов Сергей (директор магазина «Маршак», Россия); Орлова Мария (pr-директор издательства «Самокат», Россия)
Книжный магазин — место физической встречи читателя с книгой, с экспертом-книготорговцем и с другими читателями, важнейший опорный пункт продвижения и распространения новых печатных изданий. Задача современного книжного магазина — воплотить в себе одновременно традиционное гостеприимство и новый тип коммуникации и сервиса.
14.30 — 16.30
Смотр портфолио
Клаудиа Бедрик, издатель The Enchanted Lion, США
Сьюзан Карнелл, издатель Two Hoots Pan Macmillan, Великобритания;
Андре Летриа, художник и основатель издательства Pato Logico, Португалия;
Робин Ньютон, представитель литературного и иллюстраторского агентства Bright Agency, Великобритания
15.00 — 16.30
Мастер-класс «Как одновременно быть художником, автором и издателем?»
Андре Летриа, художник и издатель Pato Logico, Португалия
Современный книжный рынок все более подвижен, и люди творческих профессий часто меняются ролями с профессионалами рынка. Португальский автор, художник и основатель собственного издательства Андре Летриа поделится своим опытом: как сочетать творческую работу с издательской? Как одна профессия дополняет и обогащает другую? Как самому и написать, и нарисовать, и издать книгу?
15.30 — 17.30
Воркшоп «Работа с бумагой: опыт многомерного восприятия материала»
Катцуми Комагата, иллюстратор, Япония
Японский художник предлагает несколько упражнений на воображение и нестандартное мышление на основе манипуляций с бумагой. Он предлагает посмотреть на исходный материал – бумагу – как на источник вдохновения и помощник в повествовании книги.
16.45 — 18.15
Мастер-класс «Книга-картинка: от задумки до исполнения»
Анна Кастаньоли, иллюстратор, автор, критик и преподаватель, Испания/Италия
Хавьер Сабала, иллюстратор и преподаватель, Испания
Два автора и художника книги расскажут на многочисленных примерах о своем опыте создания книг-картинок. Как сотрудничают автор, иллюстратор и издатель? Как они создают продукт, соответствующий требованиям современного рынка? Как ориентируются на представления о детском контенте в разных странах?
17.00 — 18.00
Грация Готти. Кураторская экскурсия по выставке «1001 книга»
17.15 — 19.15
Смотр портфолио
Mimaster
Хавьер Сабала, иллюстратор, Испания
Патриция Дзерби, основательница итальянского издательства Carthusia и организатор конкурса Silent Book Contest, Италия
Татьяна Кормер, арт директор издательства «Белая ворона», Россия
18.00 — 19.30
Воркшоп «Современные сказки: как создать книгу-картинку по классическому тексту»
Сюн Лян, иллюстратор, Китай
Автор, иллюстратора и первый номинант на премию Андерсена от Китая расскажет о том, как можно переосмыслить народную сказку и превратить его в современную книгу-картинку. Какую трансформацию переживают классические тексты в руках художника?
18.15 — 19.30
Мастер-класс «Образование для иллюстраторов: методики и навыки»
Иван Кану, директор Mimaster, Италия
Юлия Блюхер, куратор специализации «Иллюстрация» школы дизайна ВШЭ, Россия
Виктор Меламед, куратор курса «Иллюстрация» БВШД, Россия
Образование дает в руки иллюстратору инструменты, необходимые не только для творческой самореализации. Представители учебных заведений из разных частей мира обсудят: в чем сходство и различие их методов? Какие знания необходимы молодому иллюстратору, чтобы попасть на рынок книгоиздания и достичь на нем успеха? Какие навыки помогут установить плодотворные и эффективные отношения с клиентом?
6 сентября
10.30 – 12.30
Мастер-класс «Что надо знать о международном рынке, контрактах и авторских правах?»
Mimaster
Иван Кану, директор школы иллюстраторов Мimaster Illustrazione, Италия
Обзор общепринятых стандартов составления договоров между издателем и иллюстратором книги. Что всегда должно быть оговорено в контракте? Что подлежит обсуждению, а что – нет? Что надо знать об интеллектуальной собственности и авторском праве? Что такое форфэ, аванс, роялти?
11.00 – 13.00
Круглый стол «Drawn Worls / Нарисованные миры. 1001 выдающаяся детская книга со всего мира: как книга путешествует по свету?»
Грация Готти, эксперт по детской книге, куратор выставок, Италия. Участники: Ирина Балахонова («Самокат»), Клаудиа Бедрик (Enchanted Lion, США), Екатерина Каширская («Пешком в историю»), Михаил Котомин (Ad Marginem A+A)
Чем живет современная детская книга: какие темы актуальны, какие новые жанры появляются, как мировые тенденции находят отражение в России? Чем определяется качество книги? Насколько важны дизайн, графика, иллюстрации? Какие культурные процессы стоят за книгой?
11.00 – 13.00
«Как подготовить полный проект книги-картинки?»
Кастаньоли Анна, иллюстратор, автор, критик, преподаватель, Испания/Италия
Как подготовить проект книги к презентации издателю? Для этого надо знать базовые характеристики книги-картинки. Как соблюдаются единство времени и места? Как вводятся персонажи? Как стиль иллюстраций зависит от текста?
11.15 – 13.15
Смотр портфолио
Владимир Мачинский, арт-директор издательства «Розовый жираф», Россия
Екатерина Зекавица, издательство «Ай», Россия
13.15 – 14.45
«Не просто картинки: как создаются иллюстрированные научно-познавательные книги для детей?»
Каширская Екатерина, издательство «Пешком в историю», Россия
Коловершина Ксения, арт-директор издательства «Пешком в историю», Россия
Работа над научно-познавательными книгами для детей отличается от создания художественной литературы. В чем особенности иллюстрации нон-фикшн? Какими качествами должна обладать иллюстрация таких книг? Как издатель, арт-директор и художник добиваются ее точности и достоверности?
14.00 – 15.45
«Книжная обложка: теория и практика»
Гуэрри Кристиано, арт-директор издательства Feltrinelli, Италия
Обложка — это не изображение одной сцены, это вход в мир книги, приглашение купить ее и прочитать. Залог ее успеха — способность иллюстратора к анализу и синтезу зрительного и содержательного материала, умение сочетать иллюстрацию со всеми элементами дизайна. Участники воркшопа выполнят задание по всем правилам работы над обложкой в издательстве, чтобы на опыте понять: каковы этапы создания обложки? Как читать и анализировать бриф? Как первые идеи превращаются в набросок обложки?
14.15 – 16.15
Смотр портфолио
Кацуми Комагата, иллюстратор, Япония
Сьюзан Карнелл, издательство Two Hoots — Pan Macmillan, Великобритания
Юлия Тризна, московский представитель издательства «Поляндрия», Россия.
Марина Панкова, ведущий художественный редактор издательства «Росмэн», Россия
15.00 – 16.30
«Рождение книги-картинки: взгляд издателя»
Бедрик Клаудиа, издательство The Enchanted Lion, США
Весь цикл производства книги-картинки с точки зрения основательницы легендарного бруклинского издательства Enchanted Lion: как выбирается тема? Как рассказывается история? Как выбор формата определяет финальный продукт? Какие процессы происходят на современном рынке книгоиздания?
15.00 – 17.30
«Что такое визуальное образование и почему оно важно?»
16.30 – 18.30
«Иллюстрация для нон-фикшн: как собирать материал?»
Десницкая Анна, иллюстратор, Россия
Иллюстрация нехудожественной литературы начинается с поиска материала. Анна Десницкая расскажет о своих методах работы с источниками: от поиска в интернете до архивных фотографий, кино, газет и переписки с очевидцами. На практической части воркшопа все участники смогут придумать и нарисовать своего собственного персонажа по мотивам старых фотографий, которые Аня принесет с собой.
16.45 – 18.00
Мастер-класс «Как быть эффективным профессионалом?»
Mimaster
Иллюстратор — самостоятельный игрок на рынке книгоиздания. Попробуем проанализировать некоторые стратегии поведения фрилансера: как создать образ уверенного и надежного профессионала? Как находить клиентов, вести переписку и доводить проекты до сдачи и получения гонорара? Как проходить собеседование, в том числе на книжных ярмарках?
17.15 – 19.15
Смотр портфолио
Иван Кану, директор школы иллюстраторов Мimaster Illustrazione, Италия
Ксения Коловершина, арт-директор издательства «Пешком в историю», Россия
Дмитрий Мордвинцев, издательство A+A Ad Marginem, Россия
Выходные иллюстратор (7-8 сентября)
7 СЕНТЯБРЯ
11.00
«Легенды иллюстрации»: новая книжная серия «Самоката»
Мария Орлова, pr-директор издательства «Самокат»
Влада Мяконькина, арт-директор издательства «Самокат»
11.30 — 12.30
Новая волна русского комикса
Владимир Апенов, сооснователь книжного фестиваля «ЛитераТула», владелец магазина BWComics
12.00
Рисованные истории: как московский андерграунд выходит на свет
Крис Рейнбоу, график, преподаватель БВШД, основатель издательства Sputntikat Press
12.30 — 13.30
Дебютный комикс: как не разбиться о первые страницы
Александра Шевченко, иллюстратор, автор комикса «Гимн для пионеров»
13.00
Граунд: что происходит с авторской книгой и малотиражной литературой
Екатерина Бочавар, художник, куратор художественных выставок, куратор фестиваля «Граунд зин фест»
Екатерина Савина, продюсер фестиваля «Граунд зин фест»
13.30 — 14.30
Графический травелог
Варвара Леднева, иллюстратор, автор проекта «Дневник путешествий»
14.00
Фриланс-иллюстрация: как это работает?
Евгения Баринова, иллюстратор, преподаватель БВШД, создательница «Союза иллюстраторов»
14.30 — 15.30
Как нехватка образования формирует узнаваемый стиль
Николай Писарев, художник, автор комикса «За Полярной звездой»
15.00
Первая городская резиденция MICBF: Замоскворечье
Дмитрий Горелышев, художественный руководитель «Простой школы», преподаватель МГПХА им.С.Г.Строганова и БВШД, иллюстратор, график
Участники графической мастерской «Простой школы»
15.30 — 16.30
Как писать комикс про репрессии и блокаду
Ольга Лаврентьева, дизайнер-график, автор комикса «Сурвило»
16.00
«Книга внутри»: конкурс, интенсив по книге-картинке и первая книга без слов
Влада Мяконькина, арт-директор издательства «Самокат»
Татьяна Ухова, иллюстратор, лауреат конкурса «Книга внутри»
16.30 — 17.30
Правдивая история первого полета в космос
Алексей Хромогин, художник, автор комикса «Первый человека на земле»
17.00
Независимый фестиваль «Морс»: С чего мы начинали и что успели за пять лет
Анна Чефранова, директор Международного фестиваля иллюстрации и визуальной литературы «Морс»
17.30 — 18.30
История литературы в картинках
Аскольд Акишин, художник, автор комикса «Ахматова: 6 историй»
Анна Устинова, редактор издательства «Эксмо»
Андрей Дроздов, библиотекарь Smart-библиотеки им.А.А.Ахматовой
18.00
От фестиваля комиксов «Бумфест» к издательству «Бумкнига»
Дмитрий Яковлев, куратор фестиваля рисованных историй
«Бумфест»
18.30 — 19.30
От рэп-комикса к мультфильму
Алексей Олейников, детский писатель, автор комикса «Соня из 7 Буээ»
Тим Яржомбек, художник, соавтор комикса «Соня из 7 Буээ»
8 СЕНТЯБРЯ
10.30 — 11.30
Зачем рисовать за завтраком?
Анастасия Смирнова, иллюстратор
Полина Новикова, иллюстратор
11.00
Московская школа иллюстрации. Этапы формирования и вектор развития
Мария Скаф, преподаватель школы дизайна НИУ ВШЭ
Юлия Блюхер, куратор направления «Иллюстрация» школы дизайна НИУ ВШЭ
11.30 – 12.30
Иллюстрированная азбука для цирка
Татьяна Борисова, иллюстратор, дизайнер, автор иллюстраций к книге «Цирковая азбука»
12.30
Искусство графики: традиция и современность
Анастасия Архипова, заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, председатель секции «Книжная графика» МОСХ, доцент кафедры «Искусство графики» МГХПА им.Г.С.Строганова
12:30
Простое рисование
Дмитрий Горелышев, художественный руководитель «Простой школы», преподаватель МГХПА им.С.Г.Строганова и БВШД, иллюстратор, график
13.30
«Сто лет русской иллюстрации»: мультимедийный проект MICBF и ВШЭ
Юлия Блюхер, куратор направления «Иллюстрации» школы дизайна НИУ ВШЭ
Иллюстраторы-участники проекта
13.30
Машинерия портрета. Work in progress
Виктор Меламед, художник, преподаватель, автор книги «Машинерия портрета»
14.30
Иди и смотри
Денис Крюков, писатель, основатель книжного угла «Живет и работает»
15.00
Самообразование графика: курс Виктора Меламеда
Виктор Меламед, художник, куратор вечернего курса иллюстрации БВШД
15.30
Зачем иллюстраторам объединяться
Таня Иванкова, участник коллективов «Кисеты», «Ущерб»
Маша Шишова, участник коллективов «Кисеты», «Ущерб»
Таня Вино, участник коллектива «Акулка»
Надя Железнова, участник коллектива «Акулка»
16.00
Дипломный проект как путевка в жизнь
Евгений Подколзин, художник, заведующий кафедрой «Иллюстрация и эстамп» Института графики и искусства книги Московского Политеха
Ольга Монина, художник, доцент кафедры «Иллюстрация и эстамп» Института графики и искусства книги Московского Политеха