Иллюстратор Александр Веснин Автор Zacharias Topelius Страна Россия Год издания 2016 Издательство Арт-Волхонка |
Купить книгу или переиздание |
Лучшие иллюстрированные книги июля 2016
В качестве иллюстраций в этой книге используются работы для театра, а именно эскизы костюмов и декораций, выполненные знаменитым конструктивистом, архитектором, художником и сценографом Александром Александровичем Весниным. Именно поэтому читатель не увидит в книге сюжетных иллюстраций, изображающих какие-то события и обстоятельства, зато перед ним пройдёт вереница ярких персонажей сказки, а также несколько условных «пейзажей», которые не показывают подробности сказочного мира, а только крупными мазками помогают воссоздать и почувствовать его атмосферу.
Образы героев, предложенные Весниным, чрезвычайно выразительны и отсылают читателя к традициям кубофутуризма, к эпохе, в которой не боялись экспериментов с формой и содержанием: здесь очень много геометрии, углов, контрастов и диагональных плоскостей. Все работы (всего их 67, в книге представлена примерно половина) были созданы гуашью, а также бронзовой, золотой и серебряной красками на картоне или бумаге, они хранятся в Музее архитектуры им. А. В. Щусева и впервые воспроизводятся в этой книге, при этом нельзя не похвалить издателя за бережное отношение к работам мастера и исключительно качество полиграфии. Замысел художника был воплощён на сцене в 1921 г. в день открытия легендарного детского театра Натальи Сац. По её словам, «Ни до, ни после “Жемчужины Адальмины” я не видела таких костюмов. Они были строенными в полном смысле слова и занимали очень много места. Их складки были точно такими, как задумал Веснин: бархат, жесть, клей, парча, холст, картон, стальная проволока давали им удивительную выразительную форму».
Александр Александрович Веснин – фигура легендарная во многих смыслах, в том числе в истории советского театра. Искусствовед Михаил Алпатов очень ёмко охарактеризовал его роль в искусстве того времени: «Это было время первого и бурного подъема молодой художественной культуры. В поэзии – Маяковский, в музыке – Прокофьев, в театре – Мейерхольд и Таиров. И рядом с ними, в театральной декорации и театральном костюме – Веснин. Веснин нашел себя в театре». Впрочем, продолжая Алпатова, заметим, что Веснин был не один в поле воин. Глядя на его эскизы, нельзя не вспомнить театральные работы Исаака Рабиновича, Александры Экстер, Веры Мухиной и другие визуальные шедевры театра эпохи конструктивизма.
«Жемчужина Адальмины» издательства «Арт-Волхонка» — это первая книга серии «Истории для театра», и она очень многопланова. Под одной обложкой объединились сказка Закариуса Топелиуса, пьеса, созданная по её мотивам и впоследствии открывшая историю самого знаменитого московского детского театра, живописные работы Александра Веснина, а также справки о писателе, художнике и «матери всех детских театров мира».