Лучшие иллюстрированные книги июля 2016

Автор обзора: Евгения Шафферт

Патефон

Автор Алексей Лаптев
Иллюстратор Алексей Лаптев
Издательство Нигма

Художник-иллюстратор Алексей Лаптев знаком современным читателям в первую очередь как создатель самых узнаваемых и, может быть, до сих пор самых удачных иллюстраций к историям Николая Носова про Незнайку и его друзей. Также мы хорошо знаем его работы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, басням И. А. Крылова (их в последнее время более-менее регулярно переиздают), произведениям русских классиков (в этом году наконец вышло переиздание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, оформленное А. Лаптевым) и картинки для самого любимого журнала «Мурзилка». Между тем, Алексей Михайлович много сочинял сам и выступил автором нескольких разноплановых книжек для дошкольников и младших школьников: это и сборники коротких стихотворений и занимательных картинок («Фу-ты ну-ты!», «Весёлые картинки», «Забавные малыши»), и пособия для творческих занятий («Лесные диковины», «Как рисовать лошадь», «Рисунок пером»), и сказки в стихах, одной из которых является «Патефон».

История о слонах, мышах и давно ушедшем в прошлое патефоне издавалась только дважды, и оба раза – в 1947 г., сейчас это издание, понятное дело, является библиографической редкостью. Это тонкая книжка с очень изящными и подробными чёрно-белыми иллюстрациями, все страницы которой оформлены по одному и тому же принципу: большая часть занята крупной сюжетной картинкой, а внизу помещены четыре или восемь стихотворных строчек. Картинка за картинкой читатель наблюдает, как слоны танцуют, потом ложатся спать, а в это время мыши, которые спасались от слоновьего топота, нечаянно принимают патефон за карусель и остаются погостить в квартире слонов. Перед нами явно очеловеченные животные: слоны живут в такой же квартире, как и люди в середине 40-х гг. (мы видим там узнаваемые комод, кровати, постельное белье с соответствующим узором, дощатый пол), а мыши наделены вполне гуманными разумом и чувствами, между тем художнику удаётся передать сюжет и все эмоциональные состояния своих героев, обходясь практически без визуальных гипербол и лишнего «очеловечивания»: его слоны и мыши как будто сошли со страниц зоологической энциклопедии, со свойственной им пластикой и пропорциями, Лаптеву не понадобилось наряжать их в халаты или придумывать им «выражение лица».

Издательство «Нигма» отмечает: «Мы очень бережно воссоздали книгу, напечатав ее на плотном офсете, сохранив фактуру бумаги оригиналов художника». И читатели, конечно, скажут издательству спасибо за возвращение этой редкой книжки на свои полки и в круг детского чтения!

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Маленькая школьница

Автор Наталья Забила
Иллюстратор Елизавета Волянская-Уханова, Борис Уханов
Издательство Речь

Стихотворение Натальи Забила в переводе Зои Александровой с иллюстрациями Е. Волянской-Ухановой и Б. Уханова издавалось в середине 50-х гг. В первом издании книги были строчки:

«И Сталин, добрый и родной,
На нас глядит с портрета.
Тетрдаку развернула я,
Достала карандашик.
Тут вызвала к доске меня
Учительница наша:
— Ты знаешь буквы или нет?
Скажи, не бойся, Галя! —
Я посмотрела на портрет
И написала «Сталин»»

После ХХ съезда и последующей десталинизации стихотворение издавалось уже без них: в 1978 г. появилась сокращённая версия с картинками Т. Шеварёвой.

Иллюстрации Е. Волянской-Ухановой и Б. Уханова довольно часто украшали детские книги в 50-е гг., а затем об этих художниках на какое-то время забыли. Только в последнее время, когда вновь возник интерес к истории советской детской книги, стали появляться переиздания их работ: «Мелик-Пашаев» выпустил тонкие книжки «Мамин троллейбус» О. Высотской (первое издание – «Детгиз», 1954) и «Мой мишка» З. Александровой (первое издание – «Детгиз», 1952).

Художники рисуют некий сглаженный, максимально отретушированный и очень положительный мир советского быта 50-х гг. прошлого века. В их иллюстрациях нет ни намёка на фантастические допущения, тем не менее, язык не поворачивается назвать их реалистичными, настолько идеально обезличенными, со средними (правильными) пропорциями и без малейшего изъяна выглядят все изображения: как будто на пропагандистском плакате давних времён изображены девочки, учительница в скромном чёрном платье, мама – в более нарядном красном, чёрный кот и расставленные в идеальном порядке игрушки в детской комнате, белоснежные школьные фартуки и деревянные парты с крышками. В чём сегодня может состоять прелесть этих изображений? Издатели отмечают в аннотации, что в «иллюстрациях Елизаветы Волянской и Бориса Уханова оживают картины детства сегодняшних бабушек». Как будто продолжает и разворачивает эту мысль вдохновитель и руководитель интернет-сообщества kid-book-museum, библиотекарь из Омска Елена Анатольевна Монахова: «Как цветной телевизор отличается от устаревшего черно-белого, так и иллюстрации Е. Волянской-Ухановой и Б. Уханова отличаются от старых черно-белых фотографий из семейных альбомов. Где еще увидишь, как на самом деле выглядели книжные этажерки, оттоманки, детские коляски того времени? А кукольная мебель и посуда, машинки и кубики?.. Книга Н. Забилы помогает объяснить современным детям, каким было детство их бабушек. С ее помощью создавался «уголок 50-х годов» в детской библиотеке им. Пушкина г. Омска».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Жемчужина Адальмины

Автор Закариас Топелиус
Иллюстратор Александр Веснин
Издательство Арт-Волхонка

В качестве иллюстраций в этой книге используются работы для театра, а именно эскизы костюмов и декораций, выполненные знаменитым конструктивистом, архитектором, художником и сценографом Александром Александровичем Весниным. Именно поэтому читатель не увидит в книге сюжетных иллюстраций, изображающих какие-то события и обстоятельства, зато перед ним пройдёт вереница ярких персонажей сказки, а также несколько условных «пейзажей», которые не показывают подробности сказочного мира, а только крупными мазками помогают воссоздать и почувствовать его атмосферу.

Образы героев, предложенные Весниным, чрезвычайно выразительны и отсылают читателя к традициям кубофутуризма, к эпохе, в которой не боялись экспериментов с формой и содержанием: здесь очень много геометрии, углов, контрастов и диагональных плоскостей. Все работы (всего их 67, в книге представлена примерно половина) были созданы гуашью, а также бронзовой, золотой и серебряной красками на картоне или бумаге, они хранятся в Музее архитектуры им. А. В. Щусева и впервые воспроизводятся в этой книге, при этом нельзя не похвалить издателя за бережное отношение к работам мастера и исключительно качество полиграфии. Замысел художника был воплощён на сцене в 1921 г. в день открытия легендарного детского театра Натальи Сац. По её словам, «Ни до, ни после “Жемчужины Адальмины” я не видела таких костюмов. Они были строенными в полном смысле слова и занимали очень много места. Их складки были точно такими, как задумал Веснин: бархат, жесть, клей, парча, холст, картон, стальная проволока давали им удивительную выразительную форму».

Александр Александрович Веснин – фигура легендарная во многих смыслах, в том числе в истории советского театра. Искусствовед Михаил Алпатов очень ёмко охарактеризовал его роль в искусстве того времени: «Это было время первого и бурного подъема молодой художественной культуры. В поэзии – Маяковский, в музыке – Прокофьев, в театре – Мейерхольд и Таиров. И рядом с ними, в театральной декорации и театральном костюме – Веснин. Веснин нашел себя в театре». Впрочем, продолжая Алпатова, заметим, что Веснин был не один в поле воин. Глядя на его эскизы, нельзя не вспомнить театральные работы Исаака Рабиновича, Александры Экстер, Веры Мухиной и другие визуальные шедевры театра эпохи конструктивизма.

«Жемчужина Адальмины» издательства «Арт-Волхонка» — это первая книга серии «Истории для театра», и она очень многопланова. Под одной обложкой объединились сказка Закариуса Топелиуса, пьеса, созданная по её мотивам и впоследствии открывшая историю самого знаменитого московского детского театра, живописные работы Александра Веснина, а также справки о писателе, художнике и «матери всех детских театров мира».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Бог играет на флейте

Автор Мария Махова
Иллюстратор Эя Мордякова
Издательство Абрикобукс

У поэтессы, барда, просто замечательного человека Марии Маховой уже, конечно, выходили книжки, но эта, кажется, первая специально детская и почти наверняка самая красивая из всех! В этой книжке в стихотворениях Марии Маховой всегда происходит что-то хорошее и про любовь: злые звери прячутся, принцесса рассказывает сказки, Бог играет на флейте, киты приносят долгожданных малышей, а мёртвые принцы оживают вдруг. Эту атмосферу бесконечной любви и музыки очень хорошо поймала Эя Мордякова и нарисовала множество ярких и оригинальных иллюстраций, к каждому стихотворению – свою и неповторимую.

Больше всего на этих иллюстрациях оранжевого и синего, стилистически они отсылают нас к традициям примитивизма и пуантилизма, впрочем, речь идёт скорее о мотивах и удачной эклектике, а не о следовании какому-либо канону. Художница очень интересно интерпретирует и дополняет поэтические тексты и создаёт к ним композиционно сложные картинки, при этом почему-то вспоминается скандинавская мифология, то ли из-за этих изящных белых (и не только, вообще контрастных) контуров изображений, то ли из-за сглаженных заснеженных горных вершин, которых в этой книжке неожиданно полным-полно, даже в тех стихотворениях, где нет ни слова про горы. Рукописный шрифт, которым написаны заголовки стихотворений (каждый заголовок – на своём особом облаке), тоже, кстати, очень хорош!

Эя Мордякова невероятно разноплановый художник. Она оформляет книги и книжные обложки (в основном для издательства LiveBook), рисует открытки, создаёт маски и костюмы, делает бумажные игрушки «jumping jack», ведёт пару творческих сообществ в социальных сетях, лепит монстров из пластики и творит, придумывает, рисует десятки других вещей и интересных проектов.

Смотреть иллюстрации

 

В честь короля

Автор Артур Гиваргизов
Иллюстратор Вероника Гаранина
Издательство Мелик-Пашаев

Сборник рассказов с таким же названием уже выходил в издательстве «Время» в 2011 г., он состоял из девяноста рассказов-миниатюр (по одной-две страницы каждый), чёрно-белые картинки для которых нарисовал Максим Покалев. Новый сборник издательства «Мелик-Пашаев» существенно уступает ему по объёму: из первоначальных девяноста остались только тридцать два текста, зато давно мы не видели настолько необычных и сложных иллюстраций, как в этой книге! Для каждого рассказа Вероника Гаранина создала сложную многоплановую композицию из ниток и ткани.

Художница прокомментировала свою работу над книгой: «В этой книге есть всё для иллюстратора: и феерическое разнообразие персонажей, от комара до короля, и невероятное множество пространств: лес и полупустыня, пейзаж и интерьер, город и деревня, море и суша, дворцы и рыбацкие хижины… Находясь на пике своего увлечения текстильными композициями, я попробовала применить и здесь свою технику вышивки с аппликацией, что оказалось вполне оправданно – аппликация дает вещественность, богатство фактуры, а вышивка позволяет уточнять рисунок, вводить мелкие детали и надписи. Тем более, первые издания этой книги сопровождались черно-белой графикой, и резонным было искать радикально иной подход». Работа над книгой заняла у художницы больше года, часть иллюстраций читатели могли увидеть ещё в марте прошлого года на очередной выставке «Художник и книга», а спустя ещё год сборник наконец-то вышел в свет.

Вероника Гаранина – это ещё один «художник-оркестр». Она пробует себя в десятках проектов и техник: керамика, куклы, книжная и станковая графика, фотографии, вышивка и аппликация. Также она регулярно радует любителей прекрасного выставками с чудными названиями: то «Зарифмованные формы из деревьев и домов», то «Жена из тюля».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Про деда Игната, волка Евстифейку и козла Козьму Микитича

Автор Юрий Коваль
Иллюстратор Мария Воронцова
Издательство Мелик-Пашаев

Две сказки Юрия Коваля из цикла «Полынных сказок» (1985 г.), «Сказка про деда Игната и волка Евстифейку» и «Сказка деда Игната про козла Козьму Микитича», вышли отдельной тонкой книжкой с совершенно новыми иллюстрациями молодой художницы Марии Воронцовой. Эти картинки кажутся удивительно уместными, при этом художница никого не копирует и не лезет из кожи вон в поисках оригинальности: перед нами удачное сочетание сюжетных мизансцен без лишнего нагромождения деталей и с хорошей толикой юмора.

Изображения не одномерные, в то же время они выглядят более декоративно, чем самые известные иллюстрации к этому циклу текстов, выполненные Николаем Устиновым. Если продолжать сравнивать прочтения двух иллюстраторов сказок, то сразу обращаешь внимание не только на то, как по-разному художники увидели персонажей, их движение и настроение (волки Устинова очень похожи на настоящих и явно злые, а вот у Воронцовой они скорее карикатурные, Евстифейка – тот и вообще с длинными пушистыми ресницами), но и несходство окружающей обстановки: на иллюстрациях Устинова нарисованы лето и осень, а вот на картинках Воронцовой явно зимние пейзажи. Как и в других книжках, художница очень лаконична с цветом: больше всего на картинках разных оттенков серого, на разворотах много «воздуха» и лишь кое-где пробиваются красные, рыжие, зелёные акценты. Несмотря на это, вряд ли у кого-нибудь повернётся язык сказать, будто иллюстрации эти «не детские», они порадуют как читателя-ребёнка, так и взрослого.

Наверное, эта книжка стала своего рода подарком для Марии Воронцовой, ведь она признавалась в интервью в любви к этому автора, а начиная с 2011 года иллюстрировала книги Стаса Востокова (целых четыре, две вышли в издательстве «Самокат», а ещё две – в «Клевер-Медиа-Груп»), проза которого не появилась бы без Коваля. Вот так вот у нас появился ещё один художник, у которого получается талантливо иллюстрировать тексты, написанные хорошим русским языком.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Трое в лодке, не считая собаки

Автор Джером К. Джером
Иллюстратор Александра Семёнова
Издательство Нигма

Известное и любимое у нас произведение Джерома К. Джерома о путешествии трёх викторианских джентльменов вниз по Темзе обычно издаётся у нас без иллюстрации (видимо, издатели договорились, что за визуализацию раз и навсегда отвечает вполне удачная экранизации с А. Мироновым). Издательство «Нигма» сделало совсем по-другому: во-первых, оно выпустило повесть с новыми цветными картинками, во-вторых, книга вышла сразу с двумя разными обложками, так что читатели могут выбрать ту, которая больше нравится, в-третьих, при выборе оформления был сделан выбор в пользу интересного молодого иллюстратора – Александры Семёновой.

Художница отмечает, что при создании иллюстраций она «изучала всё, что было связано с европейской и английской культурой и модой 80-90х годов XIX века. Это, конечно, прежде всего печатная графика того периода. Журнальные обложки, плакаты и иллюстрации в тот момент находились на невероятной высоте… вдохновлялась и живописью этих времен — Моне, Сислей, Валлотон, Хоакин Соролья, Серов и Коровин. Изучала «викторианский» стиль в разных проявлениях, мужскую и женскую моду, собирала разнообразные орнаменты от Уильяма Морриса до легендарной клетки Burburry’s». По словам Александры Семёновой, «Трое в лодке…» — это одна из любимейших книг её дедушки, любимого уже многими поколениями наших читателей иллюстратора Евгения Григорьевича Монина, и это заставило отнестись к работе со всей серьёзностью. Все картинки нарисованы цветными карандашами и акриловыми красками.

Почти одновременно с повестью Джерома К. Джерома в издательстве «Нигма» появилась ещё одна книга с иллюстрациями Александры Семёновой – известная сказка Софьи Прокофьевой «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика», первое издание которой состоялось в 1962 г.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *